Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии. Выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Аудит операций с основными средствами и нематериальными
активами…………………………………………………………………….5

Аудит операций с основными средствами……………………………5
Методика проверки………………………………………………..7
Аудиторские процедуры, позволяющие оценить
Организацию учета основных средств…………………………...9

Аудит операций с нематериальными активами………………………16
Оформление рабочих документов по результатам аудита…………..20
Аудит основных средств и нематериальных активов на примере
ОАО «Золотая мышь»………………………………………………………23

Характеристика предприятия……………………………………………23
Аудит операций с основными средствами……………………………..23
Аудит сохранности и использования основных средств………….24
Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности, по характеру участия в производственном процессе…………………………………………25
Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств……………………………………….25
Аудит операций с арендованными основными средствами……….28
Аудит начисления амортизации основных средств………………...28
План и программа контроля аудита основных средств и нематериальных активов…………………………………………………29
Тесты, применяемые при аудите………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..36

Список литературы………………………………………………………37

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовик по аудиту (окончательный).doc

— 773.50 Кб (Скачать)
 
 
    1. Аудиторские процедуры, позволяющие  оценить организацию  учета основных средств
 

     Рассмотрим  аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств.

  1. Установить соответствие остатков по синтетическим счетам 01, 02, 03, 07, 08, отраженных в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и Бухгалтерского баланса (форма № 1).

     Если  сальдо не тождественны, то следует  выяснить причину у лица, ответственного за ведение учета основных средств и нематериальных активов. При этом следует проанализировать, привело ли существующее искажение в бухгалтерском учете к завышению или занижению налоговой базы по налогу на имущество и сделать соответствующий перерасчет.

  1. Проверить соответствие применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам.

     Постановлением  Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены следующие согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств:

  • ОС – 1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • ОС – 1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;
  • ОС – 1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • ОС – 2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;
  • ОС – 3 «акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;
  • ОС – 4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • ОС – 4а «Акт о списании автотранспортных средств»;
  • ОС – 4б «акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • ОС – 6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;
  • ОС – 6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;
  • ОС – 6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;
  • ОС – 14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;
  • ОС – 15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;
  • ОС – 16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

     При  проведении аудиторской проверки  основных средств можно использовать следующие аудиторские процедуры, представленные в

таблице 1. 

Аудиторские процедуры в отношении  учета 

                                         объектов основных средств                        Таблица 1   

Содержание  процедуры Используемые

  документы

Выводы  аудитора
Проверка  соблюдения по-ложения учетной полити-ки в отношении объектов основных средств Учетная политика, регистры учета, пер-вичные документы Применяемые методы в области учета основных средствсоответ-ствуют положениям учетной по-литики
Проверка  соответствия отчетных показателей (форм № 1 и № 5) соот-ветствующим показате-лям  в Главной книге, ре-гистрам синтетического и аналитического учета Квартальный, полу-

годовой и годовой  ба-лансы, форма № 5, приложение к  балан-

су, формы основных средств

Отчетные показатели соответ-ствуют учетным данным регис-тров синтетического и аналити-ческого  учета 
 
 

Продолжение таблицы 1

Содержание  процедуры Используемые

  документы

Выводы  аудитора
Проверка  правильности определения первона-чальной стоимости ос-новных средств Акты приемки-пере-дачи, счета-фактуры, накладные Первоначальная  стоимость ос-новных средств соответствует  составу данной стоимости в ПБУ 6/01
Проверка  источников поступления основных средств Накладные, счета-фактуры Источники поступления соот-ветствуют источникам в счетах-фактурах
Проверка  правильности выделения налога на до-бавленную  стоимость при приобретении основных средств Нормативные доку-менты, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 68 Налог на добавленную  стои-мость в финансовых документах выделяется отдельной строкой
Проверка  правильности использования типовых  форм по учету основных средств. Проверка пра-вильности начисления амортизации  по основным средствам Учетная политика, нормативные доку-менты, формы основ-ных  средств статисти-ческой отчетности. Разработочные таблицы «Расчет амортизацион-ных отчислений» На предприятии  используются унифицированные формы  от-четности. Проверенные разра-боточные ведомости по аморти-зации основных средств не со-держат ошибок
Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтер-ского учета Нормативные доку-менты, учетная по-литика Используемый  метод начисле-ния амортизации  основных средств (линейный) соответст-вует требованиям законодатель-ства и  приказу по учетной поли-тике
Проверка  правильности отнесения объектов ос-новных средств к соот-ветствующим категориям Нормативные доку-менты, справочная документация Объекты основных средств от-несены к соответствующим  амортизационным группам
Проверка  правильности оформления операций по выбытию основных средств Акты на списание ос-новных средств (форма основных средств) Проверенные акты выбытия ос-новных средств ошибок не со-держат
Проверка  правильности уплаты налогов по реали-зованным основным средствам Журналы учета хозяй-ственных операций, акты на списание ос-новных средств, рас-четы Аудиторская проверка не выя-вила существенных нарушений  по уплате налогов по реализо-ванным основным средствам
Проверка  правильности «привязки» объектов ос-новных средств к мате-риально ответственным лицам Справочная  докумен-тация, данные устных опросов, договоры материальной ответ-ственности Аудиторская проверка выявила правильность «привязки» объектов к материально ответ-ственным лицам
Проверка  правильности отражения в учете и от-четности операций по арендованным осн. ср-м Данные по счетам 01, 03, 08, 76, 19, 001; журнал хозяйственных  операций Аудиторская проверка выявила отсутствие учетных документов по арендованным основным средствам

Продолжение таблицы 1

Содержание  процедуры Используемые

  документы

Выводы  аудитора
Проверка  правильности проведения переоценки основных средств и ре-

зультатов ее оформления

Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации  хозяйственных опе-раций Проведенная экспертиза док-ументов по переоценке не выя-вила искажений в учете
Проверка  правильности ведения учета основных средств в условиях авто-матизированной формы учета Учетная политика, ру-ководство по работе с программами  бухгал-терского учета  В организации  применяется со-временное программное обеспе-чение, соответствующее системе учета основных средств
 

     Дебет сч. 01, Кредит сч. 08 – на сумму фактически произведенных затрат.

     При  проверке правомерности предъявления  налога на добавленную стоимость  следует обратить внимание на положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, в частности:

  • если основные средства приобретены для эксплуатации в подразделениях непроизводственной сферы (для целей жилищного, социального, медицинского, спортивного и культурного обслуживания членов производственного коллектива), то сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику, не может быть предъявлена к возмещению из бюджета;
  • если существует кредиторская задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подразделениями» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в частности поставщиков основных средств, то следует убедиться, что налог на добавленную стоимость в этой части бюджета не предъявлен, т.е. на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей» имеются соответствующие дебетовые сальдо.

     Необходимо  проверить правильность оформления  транспортных средств в части  отражения затрат, связанных с  их поставкой на учет.

     Следует проверить документальное оформление фактов приобретения основных средств у физических лиц. Данные факты должны быть оформлены договорами купли-продажи, составленными в письменной форме, с указанием паспортных данных продавцов. При этом следует проверить, не выделен ли ошибочно налог на добавленную стоимость из стоимости указанной сделки (за исключением ситуаций, когда продавцом является предприниматель без образования юридического лица, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость).

     В  том случае, если объекты основных  средств созданы на самом предприятии, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости объекта, а так же учитывать, что при проверке налога на добавленную стоимость в части строительства хозяйственным способом необходимо четко отслеживать применимое именно в период постановки объекта на учет налоговое законодательство.

     В  бухгалтерском учете эта операция  должна быть отражена следующей бухгалтерской записью:

     Дебет  сч. 01 «Основные средства», кредит  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму фактически произведенных затрат.

     Если  установлено, что имели место  операции по оприходованию безвозмездно  полученных основных средств,  то необходимо проверить использование  субсчета 2 «Безвозмездные поступления»  счета 98 «Доходы будущих периодов», который используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов организации.

     В  учете эта операция отражается  следующим образом:

     Дебет  сч. 08 «Вложения во внеоборотные  активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств», кредит сч. 98 «доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - причем отражается именно рыночная стоимость полученных объектов основных средств;

     Дебет  сч. 01 «Основные средства», кредит сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - при вводе в эксплуатацию на основании соответствующих документов;

     Дебет  сч. 20 «Основное производство» (23, 44 и пр.), кредит сч. 02 «Амортизация  основных средств» - начисление амортизации  в соответствии с методом, применимым для группы, к которой относится объект;

     Дебет  сч. 98 «Доходы будущих периодов»,  субсчет 2 «Безвозмездные поступления», кредит сч. 91 «Прочие доходы и  расходы» - включена во внереализационные  доходы часть стоимости безвозмездно  полученного объекта основных средств в размере амортизационных отчислений.

     При  проведении аудиторской проверки  операций с основными средствами  важным вопросом является правильность  отражение расходов на ремонт  основных средств, причем необходимо  проверить соответствие порядка отражения приказа по учетной политике, а так же проверить вопросы налогообложения в соответствии с действующими в проверяемый период положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

     При  проверке операций, связанных с  выбытием объектов основных средств, необходимо установить причину выбытия и проверить правильность отражения в учете операций, связанных с выбытием. В том числе, если имеет место списание объекта в результате морального или физического износа, необходимо проверить отражение в учете материалов, лома, утиля, полученных при демонтаже объекта.

     При  выбытии объекта в учете должны  быть сделаны следующие бухгалтерские  записи:

     Дебет  сч. 02 «Амортизация основных средств», кредит сч. 01 «Основные средства»  - списана начисленная амортизация;

     Дебет  сч. 91 «Прочие доходы и расходы», кредит сч. 01 «Основные средства»  - списана остаточная стоимость  на финансовые результаты;

          Дебет сч. 91 «Прочие доходы и  расходы», кредит сч. 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда», сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - учтены затраты на демонтаж, разборку: заработная плата, единый социальный налог, иные понесенные затраты;

     Дебет  сч. 10 «Материалы» , кредит сч. 91 «Прочие  доходы и расходы» - оприходованы материалы, лом, утиль.

     В  случае если объект до списания  имелся в наличии, то последняя  бухгалтерская запись обязательна.  Если выбытие объекта связано с выявленной недостачей при инвентаризации, то списание производится по учетной стоимости, а в случае установления виновного лица ущерб должен взыскиваться по рыночной цене.

     При  аудиторской проверки в части  основных средств аудиторская  организация должна оценить эффективность  использования объектов основных  средств аудируемым лицом и  порекомендовать мероприятия, которые позволят повысить эффективность. 
 

    

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Аудит операций с нематериальными активами
 

     Нематериальными  активами признаются приобретенные  и (или) созданные аудируемым  лицом результаты интеллектуальной  деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые более 12 месяцев. При аудите учета прав на использование объектов интеллектуальной собственности применяются следующие правовые и нормативные акты:

Информация о работе Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами