Аудит НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.
Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость. При проведении детальной аудиторской проверки по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки:

Содержание

Введение………………………………………………………….……………..3
1.Понятие добавленной стоимости. Налог на добавленную стоимость и его роль в системе РФ…………………………………………………….………..7
1.1 Понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость..7
2.1 История НДС и его роль……………………………………………….…16
2. Сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом по НДС…………………………………………………………….24
2.1 Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС…24
2.2 Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС……….33
3.Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов аудиторской проверки с бюджетом по НДС.
3.1 Сбор аудиторских доказательств и их документирование
3.2 Обобщение результатов аудит. проверки расчетов с бюджетом по НДС
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

Аудит НДС курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

И в связи с тем, что он имеет сравнительно небольшой опыт применения, постоянно приходилось вносить соответственные поправки в налоговую систему. Достаточно сказать, что в Инструкцию Госналогслужбы РФ от 09.12.91 г. № 1 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» существенные изменения вносились семь раз.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» претерпела шесть изменений. В

Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» по состоянию на 01.08.99 г. внесено более 20-ти изменений. Существенные перемены произошли и с принятием части II Налогового кодекса РФ. Ныне действующая глава 21 НК РФ также уже перенесла несколько редакций.

В 1997 г. решено было приблизить методику расчета НДС к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно- материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило российскую практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice — в пер. с англ. накладная). Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержало постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 с № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ.

В настоящее время применение счетов-фактур регулируется постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и письмом МНС РФ от 21 мая 2001г. № ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».                                                                                                          Взимание НДС при пересечении таможенной границы РФ в настоящее время регулируется Налоговым кодексом РФ. К сожалению, и сейчас остается много нерешенных вопросов, о чем свидетельствует арбитражная практика. Однако введение 21 главы стало огромным шагом к совершенствованию налоговой системы России в этом направлении, ведь до этого правоотношения в области налогообложения внешнеэкономической деятельности регулировались в основном Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", в котором были освещены только основные положения.

Согласно пп. "а" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождались экспортируемые товары, работы и услуги.

Однако условия и порядок применения этой льготы непосредственно в данном законе не были установлены. Процедура применения льготы была установлена в п.п.12,14,21,22 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и в других ведомственных документах. Иными словами, Закон предусмотрел только основание для применения льготы (факт экспорта), а ведомственные нормативные документы в виде Инструкции, писем и телеграмм

Госналогслужбы РФ и Минфина РФ по этому вопросу регулировали условия и порядок ее использования, ее обоснование и документальное подтверждение, то есть практически все, что с этой льготой связано. По словам налоговых органов, в своих документах они установили "механизм реализации" положений Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость",

Необходимо сказать, что порядок использования экспортной льготы по НДС, фактически установленный фискальными ведомствами, постоянно менялся в сторону ужесточения. Если до ноября 1995 года (по Инструкции ГНС РФ от 07.12.91 № 1) экспортеры только имели право подтверждать льготу путем предъявления некоторых документов, свидетельствующих, что товар (работы, услуги) реализованы вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой Инструкции ГНС РФ от 11.10, 95 г. № 39 предъявление определенного перечня документов уже стало обязательным.

Однако уже в конце 1996 года положение еще более усугубилось. Это было обусловлено тем, что в ряде случаев предприятия-экспортеры представляли в налоговые органы все предусмотренные Инструкцией ГНС РФ № 39 документы, а товар, тем не менее, реализовывали на территории

России и на экспорт фактически не поставлялся. Для того чтобы пресечь фиктивный экспорт Изменениями и Дополнениями № 3 в Инструкцию ГНС РФ № 39 был введен новый порядок обоснования налоговой льготы по НДС, который предусматривал подтверждение фактического вывоза товаров из России грузовой таможенной декларации с отметкой пограничного таможенного пункта. Кроме того, предусматривалось представление документов от иностранных таможенных органов, подтверждающие поступление товара в страну назначения. Однако Решением Верховного Суда РФ от 07.02.97 г. последнее требование было признано незаконным. Изменениями и дополнениями № 4 и № 5 в п.22 Инструкции ГНС РФ № 39 были включены требования о предоставлении дополнительных документов, а также появилось правило о "180 днях".

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в 2004 г. около 22% всех поступлений налогов, сборов и платежей. (см. Приложение 1 таблица 1)

В результате можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость является одним из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России в 2004 году. Чтобы проследить динамику поступлений налогов в 1998-2004 годах можно обратиться к таблице 2 Приложения 1.

В результате анализа данных о структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета в 1998-2004 году можно сделать вывод, чт фискальная роль налога на добавленную стоимость остается очень большой.

Даже несмотря на снижение основной ставки с 20% до 18% с 1 января 2004 года, доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ не снизилась, а, наоборот, повысилась с 23,6 % в 2003 году до 23,8% в 2004 году.

Несмотря на то, что в целом объем поступлений НДС в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных с недоплатой данного налога. Причем недоимки по НДС могут быть связаны не только с занижением налоговой базы и неправомерным применением вычетов при ведении экономической деятельности на территории Российской Федерации, но и при ведении внешнеэкономической деятельности.

2.СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС.

2.1 Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.

    Целью проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности его уплаты в бюджет.

Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.

          Для того, чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации. Если  за три последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн руб., то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС (ст.145 НК РФ). Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном отчете аудитора.

Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:

приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах;

аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления;

реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Дело в том, что по каждой из следующих операций организация в проверяемом периоде должна была выступать в качестве налогового агента (ст.161 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог в бюджет.

При проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.

       Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.

  В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно п.4 ст.149 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются (п.7 ст.149 НК РФ).

Следует также проверить факт наличия или отсутствия у организации лицензии на льготируемые виды деятельности. На основании п.6 ст.149 НК РФ операции, перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. по состоянию на 26.03.2003). Таким образом, без лицензии на льготируемые виды деятельности организация не имеет права пользоваться льготами.

          При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п. Например, иногда совершаются следующие ошибки:

-         не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;

-         ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое;

-         не начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе через                                  амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль                                  организаций ;

-         не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным

хозспособом;

      -   ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС (ст.ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передача объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления;

передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

    Кроме того, аудитору следует обратить внимание на посреднические операции. При осуществлении таких операций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ).

Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг (ст.159 НК РФ). Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Информация о работе Аудит НДС