Аудит материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Цель аудита материалов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о материалах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Для достижения цели аудитору необходимо:

•оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;
•определить методы проверки;
•разработать программу аудиторских процедур по существу.

Содержание

1.Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета материалов
2.Проверка организации учета материалов
3.Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
4.Проверка операций по поступлению материалов
5.Проверка операций по выбытию материалов
6.Проверка операций по учету материалов в бухгалтерии
7.Проверка операций по учету материалов на складах
8.Проверка операций по учету тары

Работа содержит 1 файл

Аудит материалов (готовое).doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     Для накладной на отпуск материалов на сторону предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. 

     Порядок оформления и отражения  операций по безвозмездной  передаче материалов 

     При безвозмездной передаче материалов оформляют накладную на отпуск материалов на сторону (форма N М-15).

     В бухгалтерском учете сумму убытка отражают как прочий расход.

     Стоимость безвозмездно переданного имущества  и расходов, связанных с такой  передачей не учитываются для  целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ).

     Согласно  п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на материалы на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и облагается НДС.

     Сумма налога рассчитывается исходя из рыночной стоимости переданного имущества. Так установлено пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Датой реализации материалов считается день его передачи (п. 6 ст. 167 НК РФ).

     При этом предприятие должно составить  счет-фактуру, в котором нужно  указать рыночную стоимость безвозмездно передаваемых материалов, а также  сумму НДС. 

     Порядок оформления и отражения операций по передаче материалов в качестве взноса в уставный капитал 

     Денежная  оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, проводится по соглашению между учредителями. При оплате акций неденежными  средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями общества, не может быть выше величины оценки независимого оценщика.

     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 "Финансовые вложения".

     Если  стоимость материалов, согласованная  учредителями, больше его остаточной стоимости, то в бухгалтерском учете сумму превышения отражают в составе прочих доходов. В налоговом учете эту сумму в состав доходов не включают (п. 1 ст. 277 НК РФ).

     Если  стоимость материалов, согласованная  учредителями, меньше его остаточной стоимости, то в бухгалтерском учете сумму убытка отражают в составе прочих расходов.

     Налогооблагаемую  прибыль такой убыток не уменьшает (п. 3 ст. 270 НК РФ).

     Передача  имущества в уставный капитал  не облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если организация купила материалы с целью вклада их в уставный капитал, то возместить входной налог по ним нельзя (п. 2 ст. 171 НК РФ).

     Согласно  п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции с 1 января 2006 г.), суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по материалам, в  случае их передачи в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов подлежат восстановлению.

     Восстановлению  подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

     Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость материалов, и подлежат налоговому вычету у принимающей организации. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества. Текст НК РФ не уточняет, что собой представляют подобные документы, поэтому, на наш взгляд, лучше перечислить состав таких документов в решении о внесении вклада. 

     Порядок оформления и отражения  операций по передаче материалов в порядке  обмена 

     Выручка от продажи продукции по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией (п. 6.3 ПБУ 9/99). Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

     В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией  товаров признается в том числе обмен товарами. Следовательно, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров по договору мены является объектом обложения НДС. При реализации товаров по товарообменным (бартерным) операциям налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

     Согласно  п. 4 ст. 274 НК РФ доходы, полученные в  натуральной форме, учитываются  исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. 

     Порядок оформления и отражения  операций по передаче материалов в переработку 

     Если  организация передает сырье или  материалы в переработку на сторону  и затем реализует готовую  продукцию, ее деятельность считается  производственной.

     Организация, передающая сырье в переработку, сохраняет право собственности на него, поэтому такое сырье подлежит учету на счете 10 субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону".

     При передаче сырья переработчику оформляется  накладная. Так как эта операция не является реализацией, она не является объектом налогообложения НДС. Поэтому при передаче сырья счет-фактура не оформляется. Если операции по реализации заказчиком продукции являются объектом налогообложения НДС, этот налог, уплаченный переработчику, может быть принят к вычету. 

     Порядок оформления и отражения  операций по списанию материалов 

     Подготовка  необходимой информации для принятия руководством организации решения  о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально  ответственных лиц.

     Аудитор должен особо исследовать порядок  списания непроизводственных затрат и  потерь. Непроизводственные потери следует  отражать обособленно, с подразделением на статьи (потери от брака, потери по неутвержденным ремонтам, недостачи материалов, прочие непроизводственные расходы). Непроизводственные потери должны быть подвергнуты сплошной проверке с выяснением обстоятельств совершения хозяйственных операций. Особое внимание нужно уделить изучению причин нанесенного ущерба и возмещению его за счет виновных лиц.

     При списании материалов их фактическая  себестоимость (сумма стоимости  материалов по учетным ценам и  доля отклонений или ТЗР, связанная  с их приобретением) относится в  дебет счета "Недостачи и потери от порчи ценностей".

     Методические  указания по учету МПЗ в этих ситуациях вводят необходимость применения норм естественной убыли. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При этом согласно п. 30 Методических указаний по учету МПЗ при отсутствии норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, убыль рассматривается как недостача сверх норм.

     Недостача запасов и их порча списывается  со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" в пределах норм естественной убыли на счета учета  затрат на производство или (и) на расходы на продажу; сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации, на увеличение расходов у некоммерческой организации.

     Списанные материалы, использование которых  возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными  характеристиками) или подлежащие сдаче  в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.

     Остающиеся  от списания материальных ценностей  отходы оцениваются по сложившейся  на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

     Согласно  п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным  доходам в целях налогообложения  прибыли относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

     Таким образом, сумма возмещения ущерба, взыскиваемая с работника, признается внереализационным доходом на дату признания должником (или вступления решения суда в законную силу).

     По  результатам аудита следует подготовить  мнение аудитора по вопросам:

  • правильности документального оформления операций по выбытию материалов;
  • правильности формирования стоимости выбывающих материалов;
  • правильности отражения хозяйственных операций по выбытию материалов, в бухгалтерском и налоговом учете.
 

     6. Проверка учета  материалов в бухгалтерии

     Порядок учета материалов в бухгалтерской службе подробно описан в разделе 7 приказа Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".

     Выполняя  процедуру проверки учета материалов в бухгалтерии, аудитору необходимо ответить на следующий вопрос:

  • Учет материалов в бухгалтерии соответствует положениям нормативных актов?

     Подробные комментарии и нормативные документы  к вышеуказанным вопросам, описание методики аудита, а также классификатор типовых нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

     Все первичные учетные документы  по движению материальных ценностей  на складах (кладовых) подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки. Бухгалтерская служба организации принимает и проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.

     После проверки первичные учетные документы таксируются (если таксировка ранее не была проведена), т.е. определяется сумма (денежная оценка) операций путем умножения количества на цену.

     Аналитический учет материалов (количественный и  суммовой учет) ведется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

     Учет  ведется в разрезе каждого  склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе  каждого наименования (номенклатурного  номера), групп материалов, субсчетов  и синтетических счетов бухгалтерского учета.

     Независимо  от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или  сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном  выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

     Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных  ведомостях) ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и расходу материалов. Указанные ведомости могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно. В указанных ведомостях подсчитываются (формируются) итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения).

     Ежемесячно  составляется сводная ведомость  движения материалов, в которую переносятся  итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениям (местам хранения материалов). В сводных  ведомостях движения материалов приводятся также данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

Информация о работе Аудит материалов