Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 06:09, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка аудита наличных денежных средств в кассе на примере предприятия ООО «СтальМаркет».
В связи с этим перед автором данной работы стоят следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическим аспектом по данному вопросу;
- рассмотреть порядок ведения кассовых операций;
- изучить документальное оформление кассовых операций;
- рассмотреть нормативное обеспечение аудита кассовых операций;
- выявить источники информации для проверки;
Система нормативного регулирования аудита в РФ
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I | Федеральные законы, кодексы, указы | Президент РФ Правительство РФ Федеральное Собрание Государственная Дума |
II | Постановления, Приказы | Президент РФ Министерство финансов РФ Правительство РФ Департамент организации аудиторской деятельности |
III | Федеральные стандарты аудиторской деятельности, Стандарты аудиторской деятельности | Министерство финансов РФ Правительство РФ Департамент организации аудиторской деятельности |
IV | Внутренние стандарты | Профессиональные аудиторские объединения |
V | Внутрифирменные стандарты | Аудиторские организации |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010г. № 400-ФЗ) является основным законодательным актом прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.
Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой проверки операций по кассе является значительная трудоемкость ее проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора.
Аудитор должен, прежде всего, определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. В своей работе аудитор обязан пользоваться нормативными, законодательными и методическими разработками. При аудите кассовых операций используют следующие основные нормативные акты и методические рекомендации:
1) Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010г. №192-ФЗ);
2) Постановление Госкомстата России от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000г. №36);
3) Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 №40 (в ред. Письма ЦБР от 26.02.1996г. №247);
4) Положение Банка России от 05.01.1998г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (в ред. Указания ЦБР от 31.10.2002г. №1201-У);
5) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995г. №49 (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010г. №142н);
6) Письмо Минфина России от 12.02.2002г. №3-01-01/11-71 «О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки».
Законодательные и нормативные акты устанавливаются на государственном уровне и обязательны для исполнения.
1.3 Методика проведения аудиторской проверки по кассовым операциям
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации.
О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать следующие факты:
отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных инвентаризаций кассы;
наличие признаков формального проведения инвентаризаций кассы (предупреждение кассира);
возложение функций кассира при отсутствии его в штате на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
отсутствие договора с кассиром о его полной материальной ответственности;
предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации .
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля требует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета экономическим субъектом .
Программа тестов средств контроля – это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.
При планировании аудита конкретного предприятия перечень вопросов с целью определения эффективности внутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств, а также достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете может видоизменяться.
В таблице 3 (Приложение 1) представлен примерный перечень вопросов, ответив на которые аудитор должен выявить положительные и отрицательные факты, чтобы сформировать свое мнение.
Путем сопоставления доли положительных и отрицательных факторов можно составить собственное аудиторское мнение о состоянии системы контроля на предприятии в части учета наличных денежных средств. Так, если доля отрицательных факторов в общем количестве не превышает 40%, можно считать риск системы контроля по данному направлению аудита низким; от 40 до 60% - средним; выше 60% - высоким. Данная оценка позволит своевременно откорректировать аудиторские процедуры, уделив наибольшее внимание проблемным областям .
Аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита и несет полную ответственность за результаты своей работы в общем плане аудита.
Общий план аудита включает наименование проверяемой организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (Таблица 4).
Таблица 4
Общий план аудита
Проверяемая организация |
| |||
Период, за который проводится аудит |
| |||
Период проведения аудита |
| |||
Количество человеко-часов |
| |||
Руководитель аудиторской группы |
| |||
Состав аудиторской группы |
| |||
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Предварительное знакомство с экономическим субъектом |
|
|
|
2 | Оценка системы внутреннего контроля |
|
|
|
3 | Составление общего плана и программы аудита |
|
|
|
4 | Аудит ведения кассовых операций |
|
|
|
5 | Консультации по устранению выявленных ошибок |
|
|
|
6 | Составление аудиторского заключения |
|
|
|
Приступая к проверке кассовых операций, аудитор выясняет правильность их документально оформления (полнота заполнения реквизитов приходных и расходных документов, обязательная регистрация приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей и др., наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств, подчисток, неоговоренных исправлений и т.п.) . Для этого изучаются отчеты кассира с приложенными документами и кассовая книга. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовой книге должны быть идентичны записям в отчете кассира и подтверждаться первичными документами .
Если на предприятии учет кассовых операций компьютеризирован, то допускается ведение кассовой книги в электронном виде, листы которой распечатываются на принтере в двух экземплярах (первые экземпляры периодически сброшюровываются в виде книги, второй экземпляр служит отчетом кассира). В этом случае аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта в защищенности программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов (программа должна генерировать следующий номер приходных и расходных документов автоматически при их подготовке и распечатке бланка).
В выборку, как правило, включаются кассовые документы за один или два квартала или за один месяц в каждом квартале отчетного периода. Если количество ошибок и неправильно оформленных документов превысит запланированное аудитором допустимое количество ошибок, то целесообразно проверить и остальные кассовые документы.
При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выявлению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других доходов). Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и др. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам .
Проверяя расходование наличных денег из кассы, аудитор должен обратить внимание на документальную обоснованность выдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы, доверенностей от сторонних организаций, исполнительных листов) . Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на заработную плату, на выплату различных пособий, на командировочные, хозяйственные, представительские расходы, на выдачу ссуд сотрудникам и т. д.), соблюдение лимита кассы .