Аудит: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления
экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки
утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже
не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания)
вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также
больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции,
удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий
первых цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

аудит история и современность.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

АУДИТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

       Человечество  всегда проявляло большой интерес   к  основам  управления

экономическими процессами, а также к роли контроля  в управлении.  Историки

утверждают, что человечество знакомо с определенными видами  отчетности  уже

не менее 6000 лет. Учет и  отчетность (равно как и  контроль  ее  содержания)

вначале прямо  были  связаны  с  потребностями  содержания  двора,  а  также

больших, постоянно действующих  армий, с развитием производства и  коммерции,

удержанием в покорности  многонационального  населения  обширных  территорий

первых цивилизаций. А  люди-функционеры,  составлявшие  жесткий  контрольный

аппарат  в  каждой  из  таки  древних  империй,   нередко   получали   почти

официальный титул «глаза и уши царя».

       Многие  фундаментальные  экономические   процессы   и   механизмы   с

безусловным признанием важности учета  и  контроля  рассматривались  учеными

древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете  и  контроле

древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в  том  немногом

есть  любопытные  вещи.   Так,   Аристотель   в   своей   «Политике»   четко

разграничивает функции  учетные  и  контрольные,  с  прямым  указанием,  что

проверки (аудит,  ревизия)  есть  часть  контроля.  Таким  образом,  еще  от

древних  философов  идет  понимание  того,  что  проверяющий   должен   быть

равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по  статусу),  а,  кроме  того,

что он не имеет права  впадать в зависимость от проверяемых.

       Первые  документы об аудиторах, буквально  с этим  названием  профессии

(и даже имена этих  аудиторов), найдены в источниках  другого  конца  Европы.

Среди наиболее полных  источников  англоязычных  стран,  содержащих  учетные

документы и упоминания  об  аудиторах,  ученые  считают  архив  Казначейства

Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити  подвергалось  аудиту

по крайней мере в 1200-е гг.

       Продолжалось  развитие форм контроля и в  средние века. Если уж сильно,

чересчур проворовавшихся  людей в ту пору нередко  вешали  или  четвертовали,

то явно полагается, что  перед этим компетентные люди выслушивали  их  отчеты

и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика  слушания

отчетов», восходящая к тем временам,  когда читать  умели очень немногие,

просуществовала  до  XVII  столетия.  Сам  термин  «аудит»   происходит   от

латинского слова, означающего  «слушание».

       Впервые  бухгалтеры-аудиты  появились   в  Великобритании,  примерно  в

середине 19 века. Закон о  британских компаниях, принятый в  1862  году,  уже

предписывал в обязательном порядке проверку  счетов  компаний  специалистами

по бухгалтерскому учету  и финансовому контролю по меньшей мере  один  раз в

год. Аудиторство возникло и в других  наиболее  развитых   капиталистических

странах, где происходил бурный процесс концентрации производства и капитала

и создавались акционерные  общества,  ООО,  товарищества  на  вере  и  другие

объединения.  Например,  в  1867  году  во  Франции  был  принят  закон   об

обязательной проверке и  оценке балансов АО  особыми  ревизорами,  именуемыми

«комиссарами по счетам». Возникшая  в разных странах  аудиторская  профессия

получила  самые  различные  названия:  например,  в  США   бухгалтер-аудитор

назывался общественным  бухгалтером,  во  Франции  –  бухгалтер-эксперт  или

комиссар по счетам, в  Германии – контролер хозяйства, контролер книг  и  др.

Наряду  с  аудиторами,  занимающихся  проверкой  бухгалтерских   отчетов   и

балансов, существует  и  такая  категория  аудиторов,  как  консультанты  по

вопросам налогообложения.

       Особенный  толчок развитию аудиторского  дела дал мировой экономический

кризис 1929-1933 годов, когда  массовое  банкротство  акционерных  обществ  и

предприятий  других  форм  потребовало  ужесточения   порядка   проверки   и

утверждения их отчетов и  балансов со стороны  независимых  правительственных

аудиторов. В  связи  с  этим  в  Германии  уже  в  1931  году  было  принято

правительственное  постановление,  обусловившее   обязательную   аудиторскую

проверку отчетов и  балансов АО и других предприятий  и регламентирующее  само

проведение проверки. Так  же под влиянием экономического кризиса  в 1934  году

в США была создана так  называемая Комиссия  по  ценным  бумагам  и  биржевым

операциям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского  учета

и отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные  на

бирже, должны публиковать  свои годовые отчеты не  позднее  3  месяцев  после

окончания года, обязательно  заверенные  аудитором  или  аудиторской  фирмой.

Ревизионный  сертификат  аудитора  обычно  включался  в  сам  отчет.  Отчеты

публикуются в какой-нибудь известной финансовой газете, либо  бюллетене  или

в изданиях Статистической службы по ценным бумагам.

       Государственные    органы    по-разному    вмешиваются    в     жизнь

профессиональных аудиторских  организаций в различных  странах.  Например,  в

США  и  Великобритании  существует  большая  самостоятельность   аудиторских

организаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают  им  соответствующую

квалификацию  и   далее   следят   за   тем,   насколько   добросовестно   и

квалифицированно аудиторами выполняются их профессиональные  обязанности,  в

странах  континентальной Европы   аудиторская   деятельность   организуется

правительственными органами.

       Во  всех  странах  имеются  своего  рода  аудиторские   суды   чести,

рассматривающие проступки  отдельных  представителей  аудиторской  профессии,

выражающие им порицание и в некоторых случаях лишающие аудиторов званий  или

же выносящие соответствующие рекомендации для правительственных органов.

       Принято  думать, что для России аудит  –  явление  новое.  Однако  эта

должность была введена Петром I для армии и флота еще в  начале  XVIII  в.  В

отличие от  западных  аудиторов   XVIII-XIX  вв.  российские  имели гораздо

больше прав  и  обязанностей.  На  протяжении  полутора  веков  они  были  и

ревизорами, и следователями, и  прокурорами.  Вплоть  до  1867  г.  в  нашей

стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были

не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные  суды  при  военном  и

морском министерствах России. Следовательно, и принципы  их  построения,  и

функции  русских  аудиториатов  были  значительно   шире,   нежели   обычных

небольших аудиторских фирм на Западе.

       Шел  второй год «перестройки», т.е.  вступления России  на  новый   путь

экономического развития. В стране  стали  создаваться  кооперативы,  частные

фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже  не  являлись

собственностью  государства,  в  связи  с чем возник  вопрос,  кто должен

проводить  финансовые  проверки  их  деятельности.  Сейчас  могут   сказать:

налоговые службы. Однако в  современном виде они появились  только в мае  1990

года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить  эти

функции на государственные  контрольные органы, в частности  на  Контрольно-

ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении  о  котором,

утвержденном Советом  Министров СССР еще в 1956 г.,  предусматривалось  право

проведения   ревизий   государственных,   кооперативных    и    общественных

предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ  Минфина  СССР  и

союзных республик такие  ревизии проводил, но в связи со значительным  ростом

числа юридических лиц  многократно возросший объем  работы был ему явно не  по

силам.  Да  и  в  документах,  регламентирующих   деятельность   контрольных

органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

       Эту  проблему попытались решить путем  создания хозрасчетных контрольно-

ревизионных групп при  республиканских и областных контрольно-ревизионных

аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР,  от

чего его  руководство  категорически  отказалось,  поскольку  претворение  в

жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

       В тот  период были  образованы:  хозрасчетный  финансово-экономический

центр НИФИ в Москве;  хозрасчетная  консультационная  организация  «Финансы»

при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине  Эстонской  ССР;

«Оркон»  при  Ленинградском  объединении  бытовых  услуг   «Невские   зори»;

«Бухгалтерский учет»  при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и  др.

Некоторые из них предоставляли  преимущественно  консультационные  услуги  по

организации   учета,   делопроизводства,   внутрихозяйственного    контроля,

эффективному  использованию  трудовых,  материальных  и  денежных  ресурсов,

финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

       Но можно  ли считать хозрасчетные ревизионные  группы,  кооперативы  по

оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ  очевиден –  нет.

Они даже в своих названиях  не упоминали слова  «аудит»,  «аудиторский».  Это

были аудиторские структуры  переходного периода, т.к. эти органы  имели  лишь

некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе  договоренности,

и в то же время они  еще боялись полностью  «оторваться»  от  государственных

структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

       В этот  период классическим организационно-правовым  формам  аудита  в

наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию  аудиторских  и

консультационных услуг  «Инаудит».

       Фирма  была  образована  согласно  специальному  постановлению  Совета

Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8  сентября

1987  г.  №1033-245  на  базе   Главного   управления   валютного   контроля

Министерства финансов СССР.

       Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб.  (громадная  по

тем временам сумма), а основными  акционерами  стали:  Министерство  финансов

СССР (55% общего капитала) и  Министерство  внешней  торговли  (10%).  Кроме

того,  по  5%  имели  Госбанк  СССР,  ВТБ,  ГКЭС,   всесоюзные   объединения

«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].

       В фирме  «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея

квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим  в  СССР

и за границей совместным предприятиям, другим  учреждениям  и  организациям.

Среди таких услуг –  анализ и проверка деятельности предприятий,  организаций

и учреждений с разработкой  на этой базе предложений по улучшению  их  работы;

консультации по постановке  бухгалтерского  учета,  организации  внутреннего

финансового   контроля,   правилам   ведения    внешнеторгового    контроля,

внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

       Сохранить  «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на

несколько  самостоятельных  аудиторских  фирм.  Это  произошло,   во-первых,

потому, что в ней оказалось  большое число специалистов,  настоящих  лидеров,

у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы.  Во-

вторых, несмотря на то, что  АО, как было записано в  его  уставе,  действует

на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным  имуществом,  может

от своего имени приобретать  имущественные и  личные  неимущественные  права,

как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и  не  побеспокоился.

Фирма  занимала  площади  в  здании  Минфина  СССР,  но  в  начале  1992  г.

руководство  Министерства  экономики  и  финансов  РСФСР   отказало   ей   в

помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому,  что

фирма перестала существовать.

       Второй  этап становления аудита в  нашей стране пришелся  на  1989-1991

гг.,  когда  была  предпринята  попытка  принять  законодательный   акт   об

аудиторской деятельности в  СССР. После принятия Законов  «О  предприятиях  в

СССР», «О собственности  в СССР» и особенно Закона РСФСР  «О  предприятиях  и

предпринимательской деятельности»  в стране появились различные  коммерческие

структуры, в том числе  аудиторские фирмы.

       Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,

«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит»,  АО  «Балтийский  аудит»,  «Питерконто»,

МКД,  кооператив  «Аудитор»,  ТОО  «Ленбанкаудит»,  «Информаудит»  и   др.),

следует отметить  фирмы  «Контакт»  и  «Руфаудит»,  которые  по  организации

работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских  фирм.

       В   учредительных   документах   указанных   фирм   предусматривались:

проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий  любых

организационно-правовых форм и видов  собственности  с  целью  подтверждения

достоверности  и  реальности  их   финансовой   отчетности;   предоставление

Информация о работе Аудит: история и современность