Аудит и оценка эффективности учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Формирование учетной политики…………………………………….. 5
2. Цель и задачи аудита учетной политики………………………………8
3. Основные нормативные документы……………………………………..10
4. Аудит учетной политики…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………23

Работа содержит 1 файл

аудит.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Аудит и оценка эффективности учетной политики

 
Введение…………………………………………………………………… 3                             
1. Формирование  учетной политики…………………………………….. 5                             
2. Цель  и задачи аудита учетной политики………………………………8  
3. Основные  нормативные документы……………………………………..10  
4. Аудит  учетной политики…………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..21

Список  использованных источников………………………………………23

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

     Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции.

     Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за  соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     Потребность в услугах аудитора возникла в  связи с обособлением интересов  тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

     Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования  рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

     Проведение  аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

     В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

     Собственники, и прежде всего, коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

     Целью контрольной работы является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

      Задачи:

-рассмотреть  алгоритм формирования учетной  политики,                            
-определить  цель и задачи аудита учетной политики,
-охарактеризовать  основные нормативные документы,
-проанализировать  основные направления аудита  учетной политики.
 
 
 
 
 
 
 

      1. Формирование учетной политики 

     Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

     При этом утверждаются:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
    • способы оценки активов и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями;
    • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
    • Учетная политика организации должна обеспечивать:
    • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
    • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

     При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

     Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

     Учетная политика организации должна обеспечивать:

    • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Цель и задачи аудита учетной  политики

         Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

     Цель  аудита учетной политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

     Задачи  аудита учетной политики:

  • изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики;
  • рассмотрение системы документации и документооборота;
  • подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.
           Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

- возможность необъективной информации  со стороны администрации в  случаях конфликта между ней  и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

- зависимость последствий принятых  решений от качества информации;

- необходимость специальных знаний  для проверки информации;

- частое отсутствие у пользователей  информации доступа для оценки  ее качества.

Аудитор должен проверить:

- соответствие уставного капитала  учредительным документам и решению собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

- соответствие данных синтетического  и аналитического учета счетам  актива и пассива баланса;

- правильность и полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей;

- соблюдение принятой на предприятии  учетной политики;

- правильность отнесения доходов  и расходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих  затрат и капитальных вложений;

- соответствие данных синтетического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на 1-е число каждого месяца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     3. Основные нормативные документы 

     Основные  нормативные документы:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
  • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

     Предоставляемые аудитору документы:

     — приказ об учетной политике;

  • график документооборота;
  • рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
  • формы первичных документов;
  • описание технологического процесса компьютерной обработки данных.
 

     4. Аудит учетной политики 

     Важную  роль в организации бухгалтерского учета и порядке его ведения играет избранная предприятием учетная политика. Она представляет собой принятые в организации способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни и деятельности. Некоторые специалисты определяют учетную политику более узко «как совокупность критериев учетного отражения и списания стоимости активов организации».

     Разработка  и осуществление учетной политики для российских предприятий – дело сравнительно новое и во многих случаях слабо освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависит эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции.

     Как всякая политика, способы ведения  бухгалтерского учета должны ориентироваться на достижение определенной цели для данного периода времени и обозримой перспективы. Для подавляющего большинства предприятий перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании. Этого желают владельцы предприятия – собственники, которые хотели бы получать устойчивые доходы и дивиденды от своего бизнеса в течение длительного периода времени. Это важно для наемного персонала, сохраняющего при долговременном функционировании организации свои рабочие места с удовлетворяющей их заработной платой. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это обеспечивает ему в целом устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и другие преимущества.

Информация о работе Аудит и оценка эффективности учетной политики