Аудит финансовой отчетности в РФ

Автор: НАдя Дугарова, 19 Ноября 2010 в 07:56, реферат

Описание работы

Работа содержит:
Система регулирования учета и отчетности в Российской Федерации.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Основные различия российских и международных стандартов финансовой отчетности.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
">     Несмотря  на наличие большого сходства между  вариантами учетных политик, использование  которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

     В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» была продекларирована такая задача бухгалтерского учета в России как формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.    

     Например, одним из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

     Вторым  главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к  возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

     В России принципы бухгалтерского учёта  сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. (в виде требований к ведению  бухгалтерского учёта), Положениях по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98) (в виде требований и допущений) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией продекларированных принципов на практике. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени.

     Резюмируя различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие выводы: 

     Согласно  Закону «О бухгалтерском учете» основными  задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной  информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над  соблюдением законодательства, соответствием  нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;

     В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО; 

     В российской практике большинство принципов  раскрыто менее подробно, чем в  МСФО;

     Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;

     Присутствуют  различия в терминологии. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении еще раз хотелось бы отметить, что бухгалтерский учет ведется  строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. И хотя одни из них  обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии), ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, т.к. любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.

     Основным  документом по бухгалтерскому учету  является ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г., который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, объекты и основные задачи, принципы, организацию; требования к главному бухгалтеру, организации и ведению бухгалтерского учета. Он устанавливает требования к заполнению и хранению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств; определяет состав бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.

     Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности разработано  на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет основные правила ведения бухгалтерского учета, документирования хозяйственных операций, оценку и инвентаризацию имущества и обязательств, основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от организационно-правовой формы, за исключением кредитных и бюджетных организаций, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями; правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных и бюджетных организаций. В нем приводится содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу; правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

     ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» устанавливает  основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организаций, кроме кредитных  и бюджетных учреждений.

 

Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (в редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н).
  4. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.  
  5. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 635 с. – (Серия «Высшее образование»).
  7. Соколов Я.В. Принципы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1996

Информация о работе Аудит финансовой отчетности в РФ