Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:18, реферат
Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчётности, соответствие её действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учёту и финансовой отчётности.
1.
Цель и задачи
банковского аудита
Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчётности, соответствие её действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учёту и финансовой отчётности.
Лица,
проверяющие состояние
безупречной репутацией и высокой квалификацией. Лицензию для банковского аудита выдаёт Центральный банк РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации и получения лицензии запрещается.
Деятельность банков специфична. Они работают прежде всего с привлечёнными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением. Аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей банка.
Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение финансового положения банка.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения чёткого выполнения
указаний руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка.
Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными:
- проверка правильности ведения бухгалтерского учёта;
- проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам);
- проверка законности выполнения отдельных операций и др.
Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключённым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определённого периода.
Аудиторское предприятие при выполнении своей работы имеет право:
- получать от руководителей банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;
- присутствовать на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;
- требовать от любого сотрудника проверяемого банка такую информацию и разъяснения, которые необходимы для выполнения аудиторами своей работы;
- проверять в любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.
Аудиторская
фирма обязана предоставлять
объективное аудиторское
- о достоверности бухгалтерского баланса на дату составления отчёта;
- о соответствии бухгалтерского учёта требованиям нормативных документов;
- о соблюдении банком банковского законодательства РФ;
- о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка
его отчётности;
- о правильности объявления налогооблагаемой прибыли;
- о злоупотреблениях. В случае их выявления предоставлять информацию правоохранительным и финансовым органам и Центральному банку РФ.
Аудиторская фирма может не подтвердить отчётность банка, если: в ходе аудита установлены серьёзные недостатки; на аудиторов оказывалось давление; отсутствует возможность установления достоверности отчётности. Все нюансы оказываются в аудиторском заключении. В таком случае учредители и руководители банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и обстоятельства, мешающие подтверждению отчётности, и представить исправленный отчёт вновь на рассмотрении аудиторской фирме.
При выявлении незначительных недостатков, не нанесших ущерба интересам государства, вкладчиков и учредителей коммерческого банка, аудиторская фирма подтверждает отчётность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.
Руководители аудиторских фирм и аудиторы несут ответственность за подтверждение отчётности банков в порядке, установленном для должностных лиц, имеющих право подписи отчётных документов.
Право проверки деятельности банковских аудиторских фирм и аудиторов имеют Центральный банк РФ, а также другие государственный контролирующие органы в пределах их компетенции, определённой законодательством.
В случае неоднократного некачественного проведения аудита, сокрытия фактов нарушений коммерческими банками законодательства Российской Федерации Центральный банк вправе отозвать лицензию на проведение банковского аудита, после чего годовые отчёты коммерческих банков с аудиторскими заключениями, выданными аудиторскими фирмами и аудиторами, лишёнными лицензий, учреждениями Центрального банка не принимаются.
При обнаружении неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшим к убыткам для государства или для другого экономического субъекта, по решению суда или по иску Арбитражного суда, предъявленного органам, выдавшим лицензию, с аудитора или аудиторской фирмы могут быть взысканы: понесённые убытки; расходы на проведение перепроверки; штраф в сумме, установленной соответствующим законодательством.
Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом. Прежде всего оценивается организация и действенность внутреннего контроля. При этом устанавливаются: степень объективности внутреннего аудита; независимость; компетентность; объём выполняемых функций.
Аудиторы изучают всю деятельность проверяемого банка. Для объективной оценки необходимо, прежде всего, рассмотреть состояние активных и пассивных операций, которые должны: носить подлинный характер; быть правильно оценены; быть правильно отражены в бухгалтерском отчёте; законны.
2.
Внешний аудит как элемент
банковского надзора
Согласно ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
В соответствии с поставленными задачами банк России устанавливает обязательные для всех кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, предъявляет квалифицированные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
Нормативы обязательных резервов коммерческих банков и прямые количественные ограничения их деятельности являются одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики банка России.
В соответствии со ст. 4 Закона о Центральном банке РФ лицензии организациям, занимающимся банковским аудитом выдаёт банк России. Объектом аудиторской проверки является годовой отчёт кредитной организации, а также отчётность, подлежащая опубликованию в открытой печати.
Аудиторская фирма самостоятельно определяет формы и методы проверки таким образом, чтобы они соответствовал целям аудита и позволили отразить в аудиторском заключении все существующие обстоятельства. При этом аудиторы используют следующие стандарты аудиторской деятельности: «Аудиторские доказательства», «Аудиторская выборка», «действия аудитора при обнаружении искажённой бухгалтерской отчётности», «Использование работы эксперта».
В ходе проверок происходит необходимая классификация службы внутреннего контроля для соответствующего планирования аудиторских процедур. Такое требование определено и соответствующим аудиторским стандартом. Таким образом, выводы внешнего аудита о роли внутреннего контроля коммерческого банка должно обязательно приниматься во внимание территориальными управлениями банка России для целей адекватного реагирования.
Система надзора за финансовыми институтами в России нуждается в значительных изменениях, что также регулярно подчёркивается различными международными финансовыми институтами. Первоочередной задачей Центрального банка РФ становится усиление банковского надзора путём улучшения качества и оперативности анализа банковской отчётности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчётности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, чёткости и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. Простого подтверждения достоверности со стороны внешнего аудита балансовых данных и финансового результата, отражённого в отчётности банка, на современном этапе становится не достаточно. Сегодня пользователей финансовой информацией волнует не только вопрос о том, реальные ли цифры отражены в отчётности и соответствует ли бухгалтерский учёт и проводимые банком операции требованиям законодательства, необходимым становится независимое слово аудитора о деятельности банка. Акционеров, вкладчиков, кредиторов интересует вопрос: правильно ли они поступили, вложив свои капиталы в этот банк, насколько стабильно положение этого банка, и в конечном счёте, надо ли изымать вложенные средства. Важным является и вопрос о том, требуется ли смена прежнего руководства банка в связи с какими-то негативными процессами в
банке, которые недоступны обычному пользователю информации, но являются достаточно явными для аудитора. Дополнительно достоверность финансовых отчётов интересует: служащих банка, которым нужны гарантии занятости, возможности роста карьеры и т.д.; клиентов – на предмет стимулирования своей деятельности при построении отношений с банком на долгосрочной основе; государственные учреждения – в вопросах налоговых отчислений.
Таким образом должно меняться содержание банковского аудита. Наряду с тем, что аудиторы должны оценивать правильность проведения банком всех операций, как бухгалтерских, так и экономических, больше внимания должно уделяться тем участникам, которые решают само существование банка. Одним из основных аспектов организации банковского аудита является взаимоотношение аудиторских фирм и банка России. При этом инструментом для определения качества аудиторских заключений служат акты инспекционных проверок. Однако проверки банка России и аудиторских фирм не согласуются, а противопоставляются друг другу. Внешний аудит банков не является необходимым элементом эффективного банковского надзора, наоборот, банк России осуществляет своеобразный надзор за аудиторами. О необходимости совершенствования работы в области надзора территориальных учреждений банка России за деятельность аудиторских организаций говорится в письме банка России от 26.02.1999 г. № 76-Т «Об организации работы в области банковского аудита». Представляется, что подход Центрального банка РФ к регулированию аудиторской деятельности аналогичен подход к коммерческим банкам. Однако, резкое ухудшение показателей деятельности коммерческих банков, отзыв лицензий почти у трети их числа и продолжение этого процесса заставляет банк России усилить свою надзорную по отношению к коммерческим банкам функцию. Положение в банковской системе должно оцениваться объективно и такое усиление должно быть обеспечено не только работой соответствующих подразделений ЦБ РФ, его территориальными управлениями, но и независимыми аудиторскими фирмами и действенной работой внутреннего аудита в банках. Банку России следует по иному оценить роль банковских аудиторов и предоставить им больше прав и возможностей для самостоятельной аналитической работы.
3.
Внутренний аудит как
условие улучшения качества
управления банками
Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг, установление тесного межбанковского сотрудничества, развитие рынка межбанковских кредитов, с одной стороны, и ухудшение финансового состояния банков и клиентуры, возникновение периодически критических ситуаций на межбанковских денежных рынках – с другой, требовали укрепления порядка управления деятельностью коммерческих банков как с внешней стороны – со стороны Центрального банка, так и с внутренней – по средствам создания специальных подразделений в структуре коммерческих банков.