Анализ предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Работа содержит 1 файл

15321.rtf

— 126.33 Кб (Скачать)

Пример. В первом варианте прогнозируемая прибыль 500 ден. ед., вероятность ее получения - 0,5, тогда прибыль, скорректированная на риск, составит 250 ден. ед.

Во втором соответственно прогнозируемая прибыль будет равна 400 ден. ед., вероятность ее получения - 0,8, а прибыль, скорректированная на риск, -- 320 ден. ед.

Таким образом, несмотря на то, что в первом варианте прогнозируемая прибыль более высокая, оптимальным является второй вариант, где вероятность получения прогнозируемой прибыли выше.

Вероятность получения прибыли от осуществления рискового проекта зависит от положения самого предприятия, осуществляющего рисковую деятельность, и его готовности идти на риск, от положения предприятий-конкурентов, от активности и эффективности деятельности партнеров и контрагентов на рынке.

Готовность предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью, коммерческой активностью.

Основной путь преодоления неопределенности в рамках выбранного варианта стратегии - диверсификация риска в направлениях диверсификации деятельности; распределение риска между фирмами-участниками товародвижения; закупка необходимого товара у нескольких поставщиков, передача риска страховой компании.

Коммерческая деятельность торговых предприятий представляет собой совокупность отдельных коммерческих сделок. Известны следующие виды рисков, характерные для коммерческой сделки: риски, связанные с надежностью и положением поставщика на рынке; составлением договоров и формированием договорных обязательств (договорной риск); реализацией товаров на рынке (установлением продажной цены, определением времени продажи и т. д.); перевозкой товаров (транспортный риск); платежеспособностью покупателя; колебаниями валютного курса; хранением товаров; организацией работы предприятия и отношением работников к сделке.

Коммерческая сделка может стать эффективной, если она удовлетворяет следующим требованиям: приемлемые затраты, сроки поставки и реализации; имеется явное превосходство желаемых результатов над нежелательными; она способствует всем известным ограничениям и увязана с прошлым и может быть продолжена в будущем.

Формируя стратегию торгового предприятия по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания. Прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности.

Зарубежные специалисты (И. Шумпетер, Андре Бабо и др.) выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к торговому предприятию такими типами будут:

1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;

2) освоение нового рынка;

3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;

4) организационно-управленческие новшества. При наличии инноваций первого типа прирост прибыли обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой прибыли в цене нового товара.

Второй тип инноваций не сопровождается ростом нормы прибыли (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы прибыли благодаря росту товарооборота.

Третий тип инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу прибыли; либо не изменять цену продаж, тогда прибыль возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода (при эластичности ниже 1).

Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости запасов, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.

При принятии решения об инвестициях необходимо определить возможную прибыль, т. е. ожидаемую прибыль, которая служит измерителем целесообразности такого шага.

Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная и долгосрочная ожидаемая прибыль.

Инвестиционные расходы бывают разными. Это вложения в здания, сооружения, оборудование, в товарные запасы и другие проекты, позволяющие добиться расширения и улучшения данного вида деятельности, освоения нового рынка или другого вида деятельности.

Инвестирование в основном рассчитано на длительный период, более чем на год. Обычно краткосрочная прибыль невелика, поскольку в начале деятельности предприятие (фирма) сталкивается с трудностями завоевания рынка, наращивания объемов реализации и т. п. Однако пренебрегать краткосрочной прибылью нельзя.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов могут быть использованы различные методы расчетов:

1) метод сравнения издержек (более низкие затраты по осуществлению двух в основном равнозначных проектов и будут представлять эффективность инвестиций);

2) метод сравнения прибылей (в итоге трансформируется по сути в первый метод, поскольку получение прибыли от инвестиций есть в некоторой степени неопределенность);

3) сравнение рентабельности.

4) статистический расчет амортизации позволяет выявить на основе исчисленной прогнозной величины амортизации эффективность инвестиционных проектов, связанных с приобретением основных средств. Инвестиции считаются выгодными, если время амортизации вложенного основного капитала меньше общего срока эксплуатации основного капитала.

При прогнозе дохода от инвестиций целесообразно определять его не только на краткосрочный, но и долгосрочный период.

Совокупную прибыль в долгосрочном периоде нельзя рассчитывать как простое суммирование ожидаемой прибыли по годам; поскольку реальная прибыль в разные годы представляет собой разные величины даже в том случае, если стоимость денежной единицы стабильна. Сумма прибыли, полученная сегодня, больше такой же суммы, полученной позднее. При неполучении прибыли немедленно теряются как минимум проценты, которые можно было бы получить, если бы эти деньги были вложены в дело. Таким образом, сумма полученных впоследствии денежных средств меньше нынешней на величину банковской учетной ставки.

Прибыль по разным годам можно суммировать только п том случае, если она измерена в одних единицах, например в рублях,начала первого периода (начала инвестирования).

Выводы

1. Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его осуществление.

2. Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить счастливый исход.

3. В экономической литературе недостаточно разработаны методы и критерии оценки предпринимательского риска применительно к конкретным ситуациям и видам деятельности.

4. В рыночных отношениях процессы производства, потребления, кооперирования, обращения продукции ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные - банкротством.

Список литературы

1. Альгин А. П. Риск в предпринимательстве. С.-П., 1992.

2. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр. М.,1993.

3. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М., 1994.

4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М., 1994.

5. Ворст И., Ривентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с дат. М., 1994.

6. Методические рекомендации по определению рациональных товарных запасов на предприятиях розничной торговли. Киев, 1990.

7. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. проф. В. М. Власовой. М., 1994.

8. Рыночная экономика. М., 1992.

9. Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М., 1996.

10. Ушакова Н. Н., Кукурудза Л. А. и др. Экономическая стратегия деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики. Киев, 1997.

11. Финансовый менеджмент. Учебно-практическое руководство. М., 1993.

12. Хизрич Роберт, Петерс Майкл. Предпринимательство. Выпуски 1-5. М., 1993.

13. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1991.

14.  Умнова Н.Т. Анализ предпринимательского риска.


Информация о работе Анализ предпринимательского риска