Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 17:53, курсовая работа
Объектом анализа курсовой работы является ООО «Акком»
Цель настоящей работы - провести анализ нематериальных активов на примере предприятия, а также выявить основные пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.
Задачами данной курсовой работы является:
•изучить сущность и классификация нематериальных активов;
•определить содержание анализа НМА;
•проанализировать действующую практика анализа НМА на предприятии;
•выявить пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.
В данной работе разработаны правовые аспекты создания, приобретения, выбытия нематериальных активов, их анализ.
Введение 3
1. Теоретические основы организации анализа нематериальных активов 5
1.1.Сущность и классификация нематериальных активов 5
1.2. Содержание анализа НМА 10
2. Действующая практика анализа НМА на предприятии 15
2.1. Анализ динамики и структуры НМА в ООО «Акком» 15
2.3. Анализ эффективности использования НМА 20
2.3. Пути повышения эффективности использования НМА 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.
Это
связано с постоянными
Происходящие изменения затронули, в частности, порядок отражения в бухгалтерском учете программ для ЭВМ с неисключительным правом использования, а также квартир, находящихся в собственности организации, выдвинули новые требования к расчету амортизации нематериальных активов для целей исчисления налога на прибыль и т. д.
Актуальность выбранной темы заключается в исследовании происходящих в настоящее время изменений связанных с особенностями анализа нематериальных активов.
Объектом анализа курсовой работы является ООО «Акком»
Цель настоящей работы - провести анализ нематериальных активов на примере предприятия, а также выявить основные пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.
Задачами данной курсовой работы является:
В данной работе разработаны правовые аспекты создания, приобретения, выбытия нематериальных активов, их анализ.
В качестве информационной базы при написании работы были использованы законодательные и нормативные документы, периодические издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике анализа нематериальных активов в Российской Федерации.
1.1.Сущность и классификация нематериальных активов
Все более широкое использование нематериальных активов (далее - НМА) в российской экономике и внешнеэкономической деятельности объективно порождает потребность в углублении изучения вопросов их учета, анализа, оценки и аудита. Заметно меньшее внимание при рассмотрении путей улучшения учетно-аналитического обеспечения процессов управления НМА уделяется проблеме совершенствования методики их анализа.
Определенный вклад в развитие анализа оборачиваемости и эффективности использования НМА внесли А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин. Ими были сформулированы основные задачи анализа эффективности использования НМА предприятия, обоснована необходимость разработки системы показателей, характеризующих статику и динамику НМА, предложены методы анализа и оценки структуры НМА по источникам поступления, видам, срокам полезного использования, степени правовой защищенности, ликвидности, риску вложения капитала в НМА и др., а также рекомендованы способы расчета экономической эффективности использования лицензий и определения доходности НМА, "ноу-хау".
Успешное решение основных аналитических задач, связанных с повышением эффективности управления НМА на предприятии, требует предварительного рассмотрения следующих аспектов проблемы:
-
выявления основных причин
-
уточнения целей и задач
-
совершенствования методов
-
создания совокупности
Что касается основных причин определенного отставания аналитических разработок в области НМА, следует отметить, что нередко экономические службы предприятий, проводя анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности, вообще упускают из виду такой важный фактор, как НМА. Очевидно, этому способствует несколько причин (5, C.81).
Во-первых, НМА - это сложный, оригинальный и зачастую не имеющий аналогов объект для изучения. Вдобавок они неоднородны по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу.
Во-вторых, удельный вес НМА в сумме всех активов предприятия, как правило, столь незначителен, что нет смысла детально разрабатывать методологию проведения комплексного анализа по объектам, занимающим менее 1 % в имущественной массе всех активов предприятия.
В-третьих, в специальной литературе до настоящего времени отсутствует такая система экономических показателей, которая комплексно характеризовала бы наличие, состояние, движение, а также внутрипроизводственное и коммерческое использование НМА.
В-четвертых, хозяйственные руководители и специалисты традиционно переоценивают роль материальных активов и недооценивают значение "неосязаемых" активов.
Нематериальные активы можно объединить в три общие группы: исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация организации, отложенные затраты.
Для научных организаций, особенно в современный кризисный период их развития, важно внимательно разобраться со своими имущественными правами на интеллектуальную собственность по научно-техническим активам. При этом внимание должно быть обращено по отдельности на права:
-
на вновь создаваемую научно-
-
на патентоспособные (в том числе
оформленные авторскими
Кроме того, существует ряд объектов бухгалтерского учета, которые по своей сущности весьма близки к категории нематериальных активов или которые раннее в учете включались в состав данного вида имущества: лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; экземпляры программ для ЭВМ; право аренды, внесенное в качестве вклада в уставный капитал; право заключения договора аренды; фьючерсы и опционы; расходы по подключению телефонов; расходы по созданию системы клиент-банк; квартиры; имущественные права на обособленные объекты природопользования; незаконченные или незарегистрированные НИОКР; права на объекты промышленной собственности, возникающие из лицензионных договоров, а также договоров, имеющих элементы лицензионных договоров, и некоторые другие. Вышеперечисленные объекты к нематериальным активам не относятся (8, C.57).
Подробную характеристику основных нематериальных активов и деловой репутации фирмы рассмотрим ниже.
Право на изобретение – право на использование охраняемого патентом технического решения (устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, культуры клеток растений и животных), а также на применение известного ранее устройства, вещества, способа, по новому назначению.
Право
на промышленный образец - право
на использование охраняемого
Право на ноу-хау – право на использование технической, организационной, коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Эта информация подлежит защите от незаконного использования третьими лицами при условии, что: она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности.
Право на фирменное наименование- право на использование фирменного наименования юридического лица (имени или устоявшегося обозначения, позволяющего идентифицировать это лицо).
Право на программы ЭВМ- право на опубликование, воспроизведение, распространение и иные действия по введению в хозяйственный оборот совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Авторское право на литературные произведения, переводы, аудиовизуальные произведения и др. - право на издание, публичное исполнение или иное использование указанных произведений науки, литературы и искусства.
Расходы на НИОКР- расходы на научно-исследовательские работы связаны с проведением оригинальных целенаправленных научных исследований, предпринятых для получения новых научных или технических знаний. Расходы на опытно-конструкторские работы связаны с применением результатов научных исследований для подготовки или разработки производства новых или значительно усовершенствованных материалов, продуктов, процессов, систем или услуг; на этом этапе разрабатывается образцы новых изделий, конструкторская документация на них или новая технология.
Особым видом нематериальных активов является деловая репутация фирмы. Между стоимостью организации и чистой стоимостью ее имущества есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации, гудвилл (goodwill).
Деловая репутация возникает в процессе жизнедеятельности организации. Однако сформированная внутри организации деловая репутация не включается в бухгалтерский баланс. Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи в целом или ее частей.
Для целей анализа величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной продавцу за организацию, и размером приобретенных покупателем долей в ее активах и обязательствах на дату приобретения.
Указанная разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительная репутация означает, что уплаченная цена за организацию превышает стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Таким нечто могут быть наличие стабильных покупателей, репутация качества, навыки маркетинга, и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, имя организации и д.р.
Отрицательная деловая репутация – скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов.
Деловая
репутация не существует отдельно от
организации - это неотчуждаемые имущества,
которыми нельзя распорядится отдельно
от распоряжения организации. Эта черта
отличает вид активов от всех иных активов.
Каждый фактор, составляющий деловую репутацию,
не может быть оценен в отдельности.
1.2. Содержание анализа НМА
Главной целью анализа НМА является характеристика наличия, состава, состояния, движения и эффективности использования этих активов, а также оценка доходности нематериальных ресурсов и факторов, воздействующих на нее.
В соответствии с обозначенной целью могут быть выделены следующие задачи:
- анализ наличия и движений НМА;
- анализ структуры и состояния НМА по основным классификационным признакам;
-
анализ доходности НМА и
Информация о работе Анализ нематериальных активов на предприятие