Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа
При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и структура конкурентной среды субъекта хозяйствования……..……………………………..………………………...7
2. Экономико-организационная характеристика ПРУП «Белорусский цементный завод»…………………………………………………………
3. Диагностика конкурентной среды ПРУП «Белорусский цементный завод»…
4. Направления совершенствования конкурентной стратегии с учетом влияния факторов внешней среды
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………
Приложение………………………………………………
БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской
кооперации»
Кафедра
международных экономических
отношений
Курсовая
работа
на тему:
«Анализ конкурентной среды предприятия работающего на внешнем рынке и направления его совершенствования»
(на материалах
ПРУП «Белорусский цементный
завод»)
Гомель 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
и структура конкурентной среды субъекта
хозяйствования……..…………………………….
2. Экономико-организационная характеристика ПРУП «Белорусский цементный завод»…………………………………………………………
3. Диагностика конкурентной среды ПРУП «Белорусский цементный завод»…
4. Направления
совершенствования
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.
При этом, конкуренция является
обязательным условием существования
рынка. Если она по сути, а
не по форме отсутствует, то
отсутствует и рынок как
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если организация не ориентирована на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство
крупных белорусских
1.
Понятие и структура
конкурентной среды
субъекта хозяйствования
В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничиться при их анализе только внутренними особенностями и условиями деятельности организации, многие вопросы останутся без ответов. И это очевидно, так как не все параметры, определяющие ориентацию организации в области конкуренции, являются управляемыми. Многие из них диктуются средой конкуренции. Ее анализ представляет собой специфический, самостоятельный этап исследовательского процесса, необходимый для формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах поведения конкурентов.
Конкурентная среда организации часто отождествляется с ее маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между производителем (продавцом) и потребителем продукции. И это не случайно. Маркетинговая среда, будучи изменчивой, глубоко затрагивает деятельность предприятия, в том числе и его взаимодействие с конкурентами (смотрите приложение рис. 1.1). Однако при более детальном рассмотрении конкурентные отношения имеют свою специфику. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, они определяют многие маркетинговые характеристики; объемы продаж, цены, условия реализации и т.п. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентного окружения. Кроме того, через призму взаимоотношений между предприятиями наиболее быстро проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным движителем рыночных процессов.
Очевидно, что конкурентная среда организации, являясь частью ее маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляют собой очень важный с практической точки зрения объект анализа.
Особенности конкурентной среды организации определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке. Для определения его особенностей целесообразно сопоставить характеристики ранее рассмотренных четырех моделей конкуренции с основными параметрами рынка. На практике такой подход, к сожалению, не всегда дает однозначный результат из-за неоднородности рынков и их нестабильности. Дополнительными критериями для определения преимущественной модели конкуренции, реализуемой на рынке, могут служить приоритеты маркетинговой политики предприятий. Для различных моделей конкуренции они имеют специфические особенности.
Среда монополистической конкуренции
Основными задачами маркетинговой политики предприятий являются:
1. Создание
условий для реализации эффекта экономии
от увеличения
масштабов производства. Такая попытка
наиболее удачна, если предприятие в
состоянии осуществить:
2.Исключение
лишних расходов. Когда ценовая конкуренция
интенсивна и прибыль постоянно находится
под угрозой, производство, базирующееся
на низких накладных расходах, использовании
неквалифицированного труда, на
жестком контроле запасов и, в целом —на
строгом соблюдении политики ис
ключения лишних расходов, может позволить
предприятию занять лучшую по
зицию для ведения ценовой игры, а также
способствует повышению рентабель
ности выше среднеотраслевого уровня.
4. Специализация
на конкретном типе товара. В условиях,
когда предприятия
заинтересованы в производстве широкого
ассортимента различных изделий,
стратегия обслуживания отдельного сегмента,
основанная на специализации в
Приложение
Маркетинговая среда организации | |||||||
Внутренняя | Внешняя | ||||||
Производственная среда | Управленческая среда | Экономические результаты деятельности | |||||
производственная структура | структура управления | ||||||
технология производства | функции управления | ||||||
продукция | управленческие кадры | ||||||
производственные кадры | информация | ||||||
сырье; материалы; комплект.изделия; полуфабрикаты | процессы управления и управленческие решения | ||||||
технологическое оборудование | методы и приемы управления | ||||||
методы орган-ции пр-ва | технические средства управления | ||||||
Микросреда | |||||||
Поставщики | Посредники | Конкуренты | Потребители | ||||
торговые | параметрические | индивидуальные | |||||
транспортные | товарные | массовые | |||||
маркетинговые | марочные | ||||||
финансовые | желания | ||||||
Макросреда | |||||||
Политическая среда | Демографическая среда | Научно-техническая среда | Культурная среда | Природная среда | |||
Рис. 1.1
Маркетинговая среда