Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:32, реферат
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией персонала в организации;
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
Объект исследования - процесс адаптации персонала.
Предмет исследования - методы адаптации персонала в организациях.
Введение 3
1. Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом 5
1.1 Сущность адаптации 5
1.2 Виды адаптации 7
1.3 Этапы адаптации 9
2. Управление адаптацией персонала 11
2.1 Цели и задачи системы управления персоналом 11
2.2 Программа адаптации 14
3. Анализ зарубежного и отечественного опыта в системе адаптации персонала 17
3.1 Зарубежный опыт 17
3.2 Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст Энд Янг» 18
Заключение 27
Список использованных источников 28
Приложение 1 29
Приложение 2 30
Приложение 3 31
Введение
1. Адаптация персонала как важнейший компонент
в системе управления персоналом
1.1 Сущность адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
2. Управление адаптацией персонала
2.1 Цели и задачи системы управления персоналом
2.2 Программа адаптации
3. Анализ зарубежного и отечественного
опыта в системе адаптации персонала
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Система адаптации и развития персонала
в компании «Эрнст Энд Янг» 18
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Актуальность исследования объясняется,
прежде всего, тем, что процедура адаптации
персонала призвана облегчить вхождение
новых сотрудников в жизнь организации.
Профессиональная адаптация выступает
важным составным элементом системы подготовки
кадров и является регулятором связи между
системой образования и производством.
Они призваны способствовать покрытию
потребностей организации в рабочей силе
в необходимом качественном и количественном
отношении для повышения их прибыльности
и конкурентоспособности.
Одной из проблем работы с персоналом
в организации при привлечении кадров
является управление адаптацией. В ходе
взаимодействия работника и организации
происходит их взаимное приспособление,
основу которого составляет постепенное
вхождение работника в новые профессиональные
и социально-экономические условия труда.
Выделяют два направления трудовой адаптации:
первичную и вторичную. Практика показывает,
что 90% людей, уволившихся с работы в течение
первого года, приняли это решение уже
в первый день своего пребывания в новой
организации. Как правило, новичок в организации
сталкивается с большим количеством трудностей,
основная масса которых порождается именно
отсутствием информации о порядке работы,
месте расположения, особенностях коллег
и т.д. То есть специальная процедура введения
нового сотрудника в организацию может
способствовать снятию большего количества
проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников
в жизнь организации могут существенно
активизировать творческий потенциал
уже работающих сотрудников и усилить
их включенность в корпоративную культуру
организации.
Для руководителя же информация о том,
как организован в его подразделении процесс
адаптации новых работников, может многое
сказать о степени развития коллектива,
уровне его сплоченности.
Цель данной работы - проанализировать
особенности адаптации персонала в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией
персонала в организации;
3. рассмотреть этапы проведения адаптации
нового сотрудника.
Объект исследования - процесс адаптации
персонала.
Предмет исследования - методы адаптации
персонала в организациях.
1.
Адаптация персонала
как важнейший компонент
в системе
1.1
Сущность адаптации
Адаптация персонала чрезвычайно важна
при наборе персонала в организацию. Дело
в том, что у кандидатов нередко возникает
проблема необоснованных ожиданий, когда
вновь принятый на работу сотрудник питает
нереалистичные надежды, выстраивает
нереалистичные планы, касающиеся своего
будущего в новой организации. При поступлении
на работу кандидат лишь приблизительно
представляет себе, что ценит организация
в своих работниках и что она ожидает от
них. Более того, необоснованные ожидания
могут приводить к росту неудовлетворенности
работой и, как крайний, экстремальный
случай, к увольнению и, соответственно,
росту текучести кадров со всеми вытекающими
отсюда отрицательными последствиями
для компании. Устранение этих необоснованных
ожиданий и вызывает необходимость развития
и совершенствования такого направления
кадровой работы, как адаптация персонала.
Адаптация – процесс активного приспособления
человека к изменившейся среде с помощью
различных социальных средств. Основным
способом адаптации является принятие
норм и ценностей новой социальной среды
(группы, коллектива, организации, региона,
в которые входит индивид), сложившихся
здесь форм социального взаимодействия
(формальных и неформальных связей, стиля
руководства, семейных и соседских отношений),
а также форм и способов предметной деятельности
(например, способов профессионального
выполнения работ, либо семейных обязанностей).
Показателем успешной адаптации является
высокий социальный статус индивида в
данной среде, а также его удовлетворенность
этой средой в целом (например, удовлетворенность
работой и ее условиями, вознаграждением,
организацией и т.д.). Показателем низкой
адаптации – перемещение индивида в другую
социальную среду (текучесть кадров, миграция
и т.д.) либо отклоняющееся асоциальное
поведение. [1 стр. 228-230]
Подбор и прием на работу представляет
собой довольно длительный и дорогостоящий
процесс — к первому дню работы нового
сотрудника компания уже затрачивает
на него значительные средства. Поэтому
компания заинтересована в том, чтобы
принятый на работу сотрудник не уволился
через несколько месяцев. Однако, как показывает
статистика, наиболее высокий процент
принятых на работу покидает организацию
именно в течение первых трех месяцев.
Основные причины ухода — несовпадение
реальности с ожиданиями и сложность интеграции
в новую организацию. Помочь сотруднику
успешно влиться в новую организацию —
важнейшая задача его руководителя и специалистов
по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие,
а его рабочее место не подготовлено, и
никто особенно этим не озабочен, новичкам
предоставляют право выплывать самим.
Но поскольку первое впечатление обычно
оставляет глубокий след, такая процедура
может оказать длительное отрицательное
воздействие на мотивацию и отношение
сотрудника к работе. "Опыт" такого
рода может зачастую объяснять высокую
текучесть кадров в первые недели или
месяцы работы и причины, по которым новый
сотрудник может испытывать чувство отчуждения
и занять негативную позицию по отношению
к организации прямо с первого дня работы.
Если новые сотрудники предоставляются
самим себе, то организация не может влиять
на то, что они случайно узнают, и потеряет
возможность сформировать у них положительное
отношение к работе и преданность традициям
фирмы. [5]
Цели адаптации:
· уменьшение стартовых издержек,
так как пока новый работник плохо знает
свое рабочее место, он работает менее
эффективно и требует дополнительных
затрат;
· снижение озабоченности и неопределенности
у новых работников;
· сокращение текучести рабочей силы,
так как если новички чувствуют себя неуютно
на новой работе, то они могут отреагировать
на это увольнением
· экономия времени руководителя
и сотрудников, так как проводимая по программе
работа помогает экономить время каждого
из них;
· развитие позитивного отношения
к работе, удовлетворенности работой.
[1 стр. 230-231]
1.2
Виды адаптации
Существует несколько классификаций
адаптации. Рассмотрим некоторые из них:
1) По отношениям «субъект- объект»:
Активная - когда кандидат стремится воздействовать
на среду с тем, чтобы изменить ее (в том
числе и те нормы, ценности, правила, формы
взаимодействия и деятельности, которые
он должен освоить);
Пассивная - когда он стремится к такому
воздействию и изменению.
2) По воздействию на работника:
Прогрессивная - благоприятно воздействующая
на работника;
Регрессивная - неблагоприятно воздействующая
на работника.
3) По
уровню:
Первичная - когда кандидат первый раз
поступает на работу в конкретную компанию;
Вторичная - при последующей смене работы
внутри компании, причем она подразделяется
на адаптацию работника в новой должности
и адаптацию работника к понижению в должности.
4) По
направлениям:
Производственная;
Непроизводственная.
Наиболее наглядно ее можно представить
в виде схемы, приведенной в Приложении
1.
Типы
адаптации:
Профессиональная адаптация - заключается
в активном освоении профессии, ее тонкостей,
специфики, необходимых навыков, приемов,
способов принятия решений для начала
в стандартных ситуациях. Она начинается
с того, что после выяснения опыта, знаний
и характера новичка для него определяют
наиболее приемлемую форму подготовки,
например, направляют на курсы или прикрепляют
наставника. Сложность профессиональной
адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания
труда, влияния профессиональной среды,
индивидуально-психологических свойств
личности.
Психофизиологическая адаптация — адаптация
к трудовой деятельности на уровне организма
работника как целого, результатом чего
становятся меньшие изменения его функционального
состояния (меньшее утомление, приспособление
к высоким физическим нагрузкам и т.п.).
Психофизиологическая адаптация особых
сложностей не представляет, протекает
достаточно быстро и в большой мере зависит
от здоровья человека, его естественных
реакций, характеристики самих этих условий.
Тем не менее, большинство несчастных
случаев происходит в первые дни работы
именно из-за ее отсутствия.
Социально-психологическая адаптация
человека к производственной деятельности
— адаптация к ближайшему социальному
окружению в коллективе, к традициям и
неписаным нормам коллектива, к стилю
работы руководителей, к особенностям
межличностных отношений, сложившихся
в коллективе. Она означает включение
работника в коллектив как равноправного,
принимаемого всеми его членами. Она может
быть связана с немалыми трудностями,
к которым относятся обманутые ожидания
быстрого успеха, обусловленные недооценкой
трудностей, важности живого человеческого
общения, практического опыта и переоценкой
значения теоретических знаний и инструкций.
Экономическая - это адаптация к уровню
и способам получения доходов.
Организационно - административная адаптация
основана на понимании и принятии новым
сотрудником своего организационного
статуса, структуры организации и существующих
механизмов управления. Необходимо, на
наш взгляд, сделать новому сотруднику
краткий экскурс в историю развития организации,
рассказать о клиентах и партнерах, дать
ознакомиться с положением об организационной
структуре предприятия и положением об
отделе, куда он выходит. Выдать на руки
должностную инструкцию. Также необходимо
познакомить его с непосредственным начальником
(в случае, если это не было сделано в процессе
отбора) и ознакомить его с процедурой
эскалации проблем.
1.3
Этапы адаптации
Процесс адаптации можно разделить на
4 этапа:
Этап 1. Оценка - определение уровня подготовленности
кандидата. Если сотрудник имеет не только
специальную подготовку, но и опыт работы
в аналогичных подразделениях других
компаний, период его адаптации будет
минимальным. Однако следует помнить,
что даже в этих случаях в организации
возможны непривычные для него варианты
решения уже известных ему задач.
Поскольку организационная структура
зависит от ряда параметров, таких, как
технология деятельности, внешняя инфраструктура
и персонал, новичок неизбежно попадает
в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию.
Адаптация должна предполагать как знакомство
с производственными особенностями организации,
так и включение в коммуникативные сети,
знакомство с персоналом, корпоративными
особенностями коммуникации, правилами
поведении и т. д.
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство
нового работника с обязанностями и требованиями,
которые к нему предъявляются со стороны
организации. При этом обычно вводятся
в практику обучающие программы типа «Реалистическое
знакомство с будущей работой», «История
организации», «Введение в профессию».
Этап 3. Действенная адаптация, состоящая
в приспособлении новичка к своему статусу
и в значительной степени обусловливающая
его включение в межличностные отношения
с коллегами. В рамках данного этапа необходимо
дать новичку возможность активно действовать
в различных сферах, проверяя на себе и
апробируя полученные знания об организации.
Важно в рамках этого этапа оказывать
максимальную поддержку новому сотруднику,
регулярно вместе с ним проводить оценку
эффективности деятельности и особенностей
взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом
завершается процесс адаптации, он характеризуется
постепенным преодолением производственных
и межличностных проблем и переходом к
стабильной работе. Как правило, при спонтанном
развитии процесса адаптации этот этап
наступает после 1—1,5 лет работы. Если
же процесс адаптации регулировать, то
этап эффективного функционирования может
наступить уже через несколько месяцев.
Такое сокращение адаптационного периода
способно принести весомую финансовую
выгоду, особенно если в организации привлекается
большое количество персонала.
Смена этапов вызывает трудности, называемые
“адаптационные кризисы”, поскольку
воздействие социальной среды обычно
резко возрастает. В результате у работника
возникает состояние тревоги, сопротивляемости,
стресса, поиска выхода, возникновение
потребности в более активном освоении
доселе неизвестного.
Анализируя выше изложенные параграфы,
мы можем говорить о том, что адаптация
и ее процесс является главным этапом
для профессионального становления работников.
Адаптация способствует установлению
контактов на рабочем месте, что в дальнейшем
ведет к более продуктивному взаимодействию,
что непосредственно сказывается на результатах
труда.
2. Управление адаптацией
персонала
2.1 Цели и задачи системы
управления адаптацией
персонала
Управление процессом адаптации — это
«активное воздействие на факторы, предопределяющие
ее ход, сроки, снижение неблагоприятных
последствий и т. п.».
Разработка мер, положительно влияющих
на адаптацию, предполагает знание как
субъективных характеристик рабочего
(пол, возраст, его психофизиологические
характеристики, а также образование,
стаж и др), так и факторов производственной
среды, характера их влияния (прямое или
косвенное) на показатели и результаты
адаптации. Поэтому при оптимизации процесса
адаптации следует исходить из имеющихся
возможностей предприятия (в части условий
труда, гибкого рабочего времени, организации
труда и т. д.) и ограничений в изменении
рабочего (в развитии тех или иных способностей,
в освобождении от отрицательных привычек
и т. п), необходимо также учитывать различия
на новом и на прежнем месте работы, особенности
новой и прежней профессий, ибо они могут
быть существенными, что послужит серьезным
барьером для профессиональной мобильности
и проведения кадровой политики предприятия.
Вопросами адаптации занимаются отдельные
работники из разных подразделений. Это
инспектор отдела кадров, линейные руководители
или коллеги по работе. Их главная цель
- сделать процесс адаптации, приспособления
молодых работников к предприятию как
можно более коротким и безболезненным.
Отметим, что проведение процессов как
первичной, так и вторичной адаптации
не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг на друга
и выглядят следующим образом. Процесс
адаптации непосредственно начинается
в отделе кадров при приеме и оформлении
на работу. Инспектор отдела кадров проводит
небольшую беседу, в которой в общих чертах
знакомит с предприятием, отделом или
цехом, где предстоит работать новичку.
Затем он провожает нового работника на
его рабочее место и представляет непосредственному
руководителю. А тот, в свою очередь, проводит
знакомство с коллективом, с коллегами
по работе, с рабочим местом. По своему
усмотрению руководитель может прикрепить
к новичку наставника из числа более опытных
и старших работников. Как правило, еще
в течение месяца руководитель проводит
периодические беседы с новым работником,
интересуясь трудностями, которые у того
возникают, его успехами, и дает систематическую
оценку работы. Контроль за ходом процесса
адаптации со стороны отдела кадров не
проводится. В некоторых организациях
выдаются специальные брошюры с описанием
того или иного вида производства, рабочего
места, профессии или должности.
Цели и задачи системы управления адаптацией
хорошо сформулированы и могут быть представлены
в виде схемы в Приложении 2.
Для достижения этих целей в организациях
целесообразно иметь в действующих подразделениях
по управлению персоналом специалистов
или самостоятельное подразделение по
управлению профориентацией и адаптацией
кадров. Штат такого подразделения должен
состоять как минимум из двух человек:
профконсультанта (профессиональная ориентация)
и менеджера по персоналу (отбор, подготовка
и адаптация работников). В осуществлении
процесса адаптации непосредственное
участие принимают линейные руководители.
Функции этого подразделения должны быть
ориентированы на работников, которым
нужна помощь в профессиональной ориентации
и переориентации, а также выпускников
подшефных школ, которые стоят перед выбором
своей дальнейшей профессии, и на новых
работников, пришедших в организацию или
поменявших место работы внутри нее.
Подразделение по управлению адаптацией
должно выполнять следующие функции:
· изучать и прогнозировать
конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия
по адаптации к нему, осуществлять соответствующую
переструктуризацию кадрового потенциала;
· участвовать в найме и
отборе персонала с использованием профессиограмм
и описаний работ, организовывать тестирование
и интервьюирование работников в целях
их лучшей профориентации;
· участвовать в расстановке
кадров по подразделениям, участкам, рабочим
местам, проведении ротации и внутрипроизводственных
перемещений кадров, формировании стабильного
трудового коллектива;
· участвовать в отборе лидеров
из числа молодых работников, обладающих
талантом организатора;
· организовывать взаимодействие
с региональной системой управления адаптацией
на взаимовыгодных условиях.
Важнейшие направления деятельности
подразделения по управлению адаптацией
персонала в организации приведены в Приложении
3.
В обязанности менеджера по персоналу
входят:
1. Организация ознакомления
с организацией: характеристика; условия
найма; оплата труда;
2. Представление работника руководителю,
непосредственному начальнику, инструктору
по обучению;
3. Организация экскурсии по рабочим местам;
4. Разъяснение условий
работы, ознакомление с функциями (совместно
с руководителем);
5. Организация обучения (совместно с отделом
обучения);