Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Объектом данной работы является аудиторская деятельность.
Предметом курсовой работы являются международные стандарты аудита (МСА), которые активно применяются в современной аудиторской деятельности.
Цель курсовой работы - анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Введение……………………………………………………………….………3
Роль международных стандартов аудита в аудиторской деятельности………………………………………………………..….….6
Место и роль МСА в системе экономических отношений……….6
Факторы, влияющие на развитие МСА……………………………10
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности………………………………………..12
Значение и применение международных стандартов аудита ….…….15
2.1. Значение IAASB в области МСА.……............................................15
2.2. Назначение, структура и группировка МСА…………………….18
2.3. Применение МСА……………………………….………………….20
Анализ использования МСА в России………………………….……..22
3.1. МСА и российские правила аудиторской деятельности ………...22
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России ……..………..27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………...…………….....
В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести ее в соответствии с международными стандартами. После завершения этой работы можно будет претендовать на мировое признание перехода российского аудита на международные стандарты.
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России
Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
Известно, что в октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.
Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).
Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.
Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.
Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.
В отличие от государственных органов общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и "ноу-хау", постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.
Одна из проблем, связанных с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.
На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.
Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
Определение цели аудита дано в ФЗ "Об аудиторской деятельности"; она заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
Однако недостаточно проверять отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также проверить, обеспечивают ли способы отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан определить выбранные предприятием способы бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.
Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему «Международные стандарты аудита» можно сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные стандарты аудита: учебное пособие/С.П. Суворова, Н.в. Парушина, Е.В. Галкина- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007-320с.
Приложение 1
Международные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности
по состоянию на 1 января 2008г.
Документы IAASB | |
№ |
Русский перевод наименования |
Глоссарий | |
Международная концептуальная основа заданий, обеспечивающих уверенность | |
1 |
Контроль качества работы в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги |
200 |
Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности |
210 |
Условия заданий по аудиту |
220 |
Контроль качества работы при аудите исторической финансовой информации |
230 |
Аудиторская документация |
240 |
Ответственность аудитора при рассмотрении мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности |
250 |
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности |
260 |
Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление |
300 |
Планирование аудита финансовой отчетности |
315 |
Понимание деятельности организации и окружения и оценка риска существенных искажений |
320 |
Существенность в аудите |
330 |
Аудиторские процедуры, соответствующие оцененным рискам |
Приложение 1. Продолжение
402 |
Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций |
25 |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | |
500 |
Аудиторские доказательства |
5** |
Аудиторские доказательства | |
501 |
Аудиторские доказательства -- дополнительное рассмотрение особых статей |
17 |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | |
505 |
Внешние подтверждения |
18 |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | |
510 |
Первичные задания -- начальные сальдо |
19 |
Особенности первой проверки аудируемого лица | |
520 |
Аналитические процедуры |
20 |
Аналитические процедуры | |
530 |
Аудиторская выборка и другие процедуры тестирования |
16 |
Аудиторская выборка | |
540 |
Аудит оценочных значений |
21 |
Особенности аудита оценочных значений | |
545 |
Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости |
39 |
Аудит оценки по справедливой стоимости | |
550 |
Связанные стороны |
9 |
Аффилированные лица | |
560 |
Последующие события |
10 |
События после отчетной даты | |
570 |
Непрерывность деятельности |
11 |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | |
580 |
Заявления руководства |
23 |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | |
600 |
Использование работы другого аудитора |
28 |
Использование результатов работы другого аудитора | |
610 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
29 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита | |
620 |
Использование работы эксперта |
Использование аудитором работы эксперта | ||
700 |
Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения |
6 |
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности | |
701 |
Модификации заключения независимого аудитора |
|||
710 |
Сопоставления |
26 |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | |
720 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность |
27 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | |
800 |
Отчет независимого аудитора по аудиторским заданиям специального назначения |
* ** |
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям | |
1000 |
Процедуры межбанковского подтверждения |