Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО«Трансгазпоставка» за 2003 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия 4
1.1. Определение рентабельности 4
1.2. Показатели рентабельности 5
1.3. Группы показателей рентабельности 5
1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности 9
Эффект операционного рычага 10
Порог рентабельности 10
Запас финансовой прочности 10
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО«Трансгазпоставка» за 2003 год 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО«Трансгазпоставка» 12
2.2. Расчет показателей рентабельности предприятия 12
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

КЭА - Москалева (1).docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Доходность капитала исчисляется  отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости  всего инвестированного капитала или  отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Рк=БП/(К; Рк=Прп/(К; Рк=ЧП/(К

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико- экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей –  факторов: структуры и фондоотдачи  основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции 

1.4. Показатели, используемые  при анализе безубыточности и  запасе финансовой прочности

Анализ безубыточности в  настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового  результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности  предприятия;

• оценки производственного  риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли  и т. д.

Анализ безубыточности основан  на ряде допущений:

- затраты можно разделить  на постоянные и переменные. Ряд  затрат предприятия может содержать  как переменную, так и постоянную  части. К постоянным расходам  относятся:

1) амортизационные отчисления;

2) арендная плата;

3) плата за установленную  (энергетическую) мощность;

4) постоянные составляющие  заработной платы;

5) административно-управленческие  расходы с учетом особенностей  разделения расходов по заработной  плате на переменны и постоянные;

- зависимость между объемом  реализованной продукции и переменными  издержками линейная. В реальной  жизни переменные издержки могут  изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение  переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла  изделия, так и от инфляции, по-разному  затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату;

- остается неизменным  ассортимент изделий;

- объем производства и  реализации в прогнозируемом  периоде равны.

Эффект операционного рычаг

Эффектом производственного  операционного рычага называется более  быстрое изменение прибыли при  изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния  постоянных затрат в составе общих  расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации

Сила воздействия операционного  рычага означает, насколько процентов  изменится прибыль при изменении  и выручки от реализации на 1%.

Чем больше удельный вес  постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее  действует производственный рычаг, и наоборот.

Сила воздействия операционного  рычага определяется по формуле:

СВОР=(ВР – Зпер)/П, где СВОР – сила воздействия операционного рычага,

ВР – выручка от реализации,

Зпер – затраты переменные,

П – прибыль.

Порог рентабельности

Порог рентабельности –  это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет  убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает  на покрытие постоянных затрат, а прибыль  равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР), где ПР – порог рентабельности,

Зпост – затраты постоянные,

Зпер – затраты переменные,

ВР – выручка от реализации.

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы  роста прибыли всегда опережают  темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции  доля постоянных затрат в структуре  себестоимости продукции снижается  и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Запас финансовой прочности

Запас финансовой прочности  предприятия – это разница  между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности. Определяется по формуле:

ЗФП=ВР-ПР, где ЗФП –  запас финансовой прочности,

ВР – выручка от реализации,

ПР – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для  предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте  разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического  аппарата просчитать последствия предпринимаемых  мер.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и оценка показателей  рентабельности предприятия  ЗАО«Трансгазпоставка» за 2003 год

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка»

Анализируемое предприятие  является закрытым акционерным обществом  с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Акционерами являются физические лица.

Предприятие является малым, со среднесписочной численностью 20 человек.

Основной целью общества является получение прибыли, а основным видом деятельности – производство нефтехимической продукции. Учетная  политика предприятия определена по оплате.

В 2003 году по решению акционеров предприятием был взят курс на расширение ассортимента выпускаемой продукции  ее модификации с целью улучшения  качества. Для реализации этого решения  была приобретена дорогостоящая  импортная линия по изготовлению оборудования, необходимого для функционирования предприятия более чем на 6,0 млн. рублей.

2.2. Расчет показателей  рентабельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений  деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

Поскольку получение прибыли  является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых результатов становится весьма актуальным.

Проведем расчет показателей  рентабельности предприятия ЗАО

«Трансгазпоставка» за 2003г., отражающих эффективность финансово- хозяйственной деятельности, которые рассчитываются по формулам, указанным в главе 2, на основании данных Бухгалтерского баланса за 2003 год (Приложение 1), отчета о прибылях и убытках за 2003 год (Приложение 2).

Финансовые коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность оборота  (продаж).

Показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Расчетная формула:

Рпр=Пр/ВР * 100% = 1604/20791*100% = 7,7% , где

Пр – прибыль;

ВР – выручка от реализации.

2. Рентабельность продукции.

Показывает степень выгодности производства продукции, то есть, сколько  прибыли получает предприятие на каждый рубль затрат.

Расчетная формула:

Рs=Пр/Ср=1604/19187*100% = 8 % , где

Пр – прибыль,

Ср – затраты на производство продукции.

3. Общая рентабельность  активов.

Расчетная формула:

РAо =Пр/Аср*100%=1604/14233,5*100% = 11,2%, где

Пр – прибыль,

Аср – активы (среднее).

4. Чистая рентабельность  активов.

Показывает эффективность  использования всего имущества (управления предприятием в сфере производственной деятельности).

Расчетная формула:

РAч=ЧП/Аср=365/14233,5*100% = 2,5 % , где

ЧП – чистая прибыль;

Аср - активы (среднее).

5. Рентабельность собственного  капитала.

Показывает эффективность  использования собственного капитала.

Расчетная формула:

Рск=ЧП/СК*100%=365/2547,5*100% = 14,3% где

ЧП – чистая прибыль,

СК – собственный капитал.

6. Прибыль от продаж.

Ппр=ВР – З=20791 – 19187 = 1604, где

ВР – выручка от реализации;

З – затраты общие.

7. Чистая прибыль на 1 рубль  оборота.

Чистая прибыль на 1 рубль  оборота, показывает, какая сумма  прибыли приходится на каждый вырученный рубль

Расчетная формула:

Чп=ЧП/ВР*100%=365/20791*100% = 1,7%, где

ЧП – чистая прибыль,

ВР – выручка от реализации.

Сравним полученные данные коэффициентов за 2003 год с имеющимися данными за 2002 год и получим  отклонение (таблица № 1).

Таблица № 1

Оценка рентабельности ЗАО  «Трансгазпоставка» 2003 год

Наименование

2002 год, %

2003 год, %

Отклонение,(+;-)

1

2

3

4

Рентабельность оборота продаж

10,0

7,7

-2,3

Рентабельность продукции

11,0

8,0

-3,0

Общая рентабельность активов

20,6

11,2

-9,4

Чистая рентабельность активов

16,0

2,5

-13,5

Рентабельность собственного капитала

44,8

14,3

-30,5

Прибыль от продаж

1470

1604

-134

Чистая прибыль на 1 руб. оборота

6,0

1,7

-4,3


 

2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия

На основании рассчитанных показателей, указанных в таблице 1, рассмотрим результативность и экономическую  целесообразность деятельности предприятия.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия предоставлены  в форме №2 «Отчет о прибылях и  убытках».

Для проведения анализа составим таблицу (см. Приложение 3), используя данные отчетности предприятия из формы №2 (см. Приложение 2).

Анализ финансовых результатов  работы предприятия за 2002, 2003 год  показал, что, несмотря на рост выручки  от реализации продукции на 44%, себестоимость  ее возросла на 48%. Удельный вес затрат в стоимости реализованной продукции  увеличился с 89,8% до 92,3%. Как следствие, удельный вес прибыли в реализованной  продукции сократился на 2,5% по сравнению  с 2002 годом.

Балансовая прибыль также  уменьшилась на 45,7% по сравнению  с предыдущим годом. Это произошло  вследствие роста операционных и  внереализационных расходов соответственно на 100% и на 29,6% , а также вследствие сокращения внереализациооных доходов на 46,1%.

В связи с увеличением  общих затрат предприятия и налога на прибыль, размер которого увеличился с 30% - в 2002 году до 35% - 2003 году, чистая прибыль, остающаяся в распоряжения предприятия  сократилось на 57,8% по сравнению  с предыдущим годом и составила 365 тыс. рублей против 866 тыс. рублей в 2002 году.

Понижение рентабельности (см. табл. 1) предприятия вызвано уменьшением  балансовой и чистой прибыли из-за увеличения внереализационных операционных расходов и недостаточностью прибыли от реализации продукции, в связи с увеличением доли затрат в стоимости реализованной продукции.

Из произведенных расчетов мы видим, что рентабельность продаж снизилась до 7,7% в 2003 году, против 10% - в предыдущем, т.е. прибыль с каждого  рубля реализованной продукции  снизилась на 2,3 копейки. Рентабельность основной деятельности уменьшилась  на конец 2003 года на 3%, по сравнению с 2002 годом, т.е. прибыль, получаемая с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции, уменьшилась на 3 копейки и составила 8 копеек. Понижение рентабельности продаж и основной деятельности говорит о том, что руководство предприятия следует пересмотреть отпускную цену продукции в сторону увеличения или пересмотреть в сторону уменьшения расходов связанных, с производством и реализацией продукции, отнесенные на себестоимость.

Рентабельность всего  капитала предприятия за 2003 год уменьшилась  на 13,54% по сравнению с прошлым годом и составила 2,5%, т.е. прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество в 2002 году, уменьшилась на 13,5 копеек.

Рентабельность собственного капитала также понизилась. Прибыль, приходящаяся на один рубль собственного капитала, вложенного в производство, уменьшилась на 30,5 копеек и составила 14,3 копейки в 2003 году, против 44,8 копеек в 2002 году. Чистая прибыль на 1 рубль оборота в 2002 году составляла 6 копеек, в 2003 году 1,7 копейки.

Информация о работе Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО«Трансгазпоставка» за 2003 год