Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:00, курсовая работа
В первой главе курсового проекта даются общие сведения о возникновении и развитии предприятия, структуре, организационно-правовой форме, системе управления и системе организации и оплаты труда. Здесь же представлена характеристика выпускаемой продукции и рынка сбыта.
Во второй главе проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающий анализ основных технико-экономических показателей, динамики баланса, затрат на производство, прибыльности и рентабельности.
В третьей главе рассматривается автоматизированные системы обработки информации, обосновывается их необходимость, раскрываются основные цели функционирования. Здесь же выделены основные подсистемы АСОИ на предприятии и проведен более подробный анализ задач одной из них.
Введение 3
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5
1. История создания предприятия 5
2. Организационно-правовая форма организации 6
3. Выпускаемая продукция 8
4. Экономическая среда и конкуренты 10
5. Организация и оплата труда 14
6. Анализ организационных процессов на предприятии 15
1. Оценка стиля руководства 15
2. Мотивация работников на предприятии 22
7. Выводы по главе 23
Глава 2. Экономический анализ деятельности предприятия 25
1. Анализ динамики экономических показателей 25
2. Анализ динамики баланса 27
3. Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности 35
4. Выводы по главе 39
Глава 3. Автоматизированные системы обработки информации 42 3.1. Обоснование целей создания АСОИ 42
2. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ 43
3. Постановка задачи «Расчет прибыли» 45
1. Организационно-экономическая сущность задачи 45
2. Информационная база задачи 46
3. Алгоритм решения задачи 47
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 «Организационная структура Полиграфической компании «Парадигма» 53
Приложение 2 «Организационная структура производства картонажно-полиграфической продукции» 54
Приложение 3 «Организационная структура производства рекламной и этикеточной продукции» 55
Приложение 4 «Бухгалтерский баланс за 2001 год» 56
Приложение 5 «Отчет о прибылях и убытках за 2001 год» 58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На
тему «Анализ финансово-
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5
Глава 2.
Экономический анализ
деятельности предприятия
Глава 3. Автоматизированные
системы обработки
информации 42 3.1.
Обоснование целей создания АСОИ
Заключение 50
Список литературы
Приложение 1 «Организационная
структура Полиграфической
Приложение 2 «Организационная
структура производства картонажно-полиграфической
продукции»
Приложение 3 «Организационная
структура производства рекламной
и этикеточной продукции»
Приложение 4 «Бухгалтерский
баланс за 2001 год»
Приложение 5 «Отчет
о прибылях и убытках за 2001 год»
С появлением рыночных
В начале 90-х существовало множество
крупных государственных
Одним из таких предприятий было ЗАО ПП «ОРТ», в недавнем времени переименованное в ЗАО «Парадигма». Это предприятие успешно работает на рынке картонной упаковки уже 10 лет и является лидером среди подобных предприятий в Удмуртской республике.
Данное предприятие является местом прохождения практики и соответственно объектом анализа данного курсового проекта.
В первой главе курсового
Во
второй главе проведен комплексный
анализ финансово-хозяйственной
В
третьей главе рассматривается
автоматизированные системы обработки
информации, обосновывается их необходимость,
раскрываются основные цели функционирования.
Здесь же выделены основные подсистемы
АСОИ на предприятии и проведен более
подробный анализ задач одной из них.
Глава 1
Организационно-экономическая
характеристика предприятия
История
создания предприятия
ЗАО «ПП «ОРТ»» было основано в августе 1993 года. Основной вид деятельности издательская, полиграфическая и рекламная.
В начале своей деятельности
предприятие представляло
В 1997 году было закончено создание
своего репроцентра,
В последствии рассматриваемая организация расширяла как штат профессиональных специалистов, так и технический парк.
В 2002 году ЗАО ПП «ОРТ» было
переименовано в ЗАО «
1.2.
Организационно-правовая
форма организации
«Парадигма» является закрытым
акционерным обществом,
Акционерным обществом (далее - обществом) в соответствии с Гражданским кодексом РФ от 21 октября 1994г. и Федеральным законом от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ “Об акционерных обществах” признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Учредителями являются физические лица.
В закрытом акционерном
Уставной капитал Общества
Высшим органом управления
Общее руководство
Руководство текущей
Структура ЗАО «Парадигма» представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1.
Структура ЗАО
«Парадигма»
Более подробно организационная
структура представлена в приложениях
1, 2 и 3.
1.3.Выпускаемая
продукция
ЗАО «Парадигма»» имеет следующую номенклатуру выпускаемой продукции:
Основными видами продукции являются: картонная упаковка, этикет, цветоделительные пленки.
Динамика доли каждого вида продукции в общем объеме производства показана на рис. 1,2,3.
Рис.1. Доля каждого вида продукта в общем объеме реализации
за
1999г.
Рис.2. Доля каждого вида продукции в общем объеме реализации
за 2000г.
Рис.3.Доля каждого вида продукта в общем объеме реализации
за
2001г.
Основную долю в выручке
Данный товар используется для
упаковки пищевых продуктов (
Картонная упаковка выполняет самые разнообразные задачи. Она предохраняет содержимое от загрязнения и порчи, облегчает перевозку и хранение товаров, обеспечивает определенный стандарт содержимого. Она придает выразительность рекламе и делает возможным распространение товара в широком масштабе. Но, в первую очередь, упаковка выступает важным средством превращения изделия в товар.
Второе место занимает этикетка, которая выполняет различные функции в зависимости от продукции, под которую заказывается. Она является носителем рекламы, придает продукту эстетичный вид, предохраняет его от порчи (этикет на кондитерские изделия) и т.д.
Цветоделительные
пленки – это необходимый компонент
технологической цепочки производства
печатной продукции. Они представляют
собой фоточувствительную пленку для
перенесения информации с первоначальных
источников на печатные формы. Основными
заказчиками пленок являются полиграфические
предприятия г Ижевска, не располагающие
необходимым оборудованием для осуществления
допечатных процессов (такие как: Пешта,
Печать-Сервис, Гарант-Принт).
1.4.
Экономическая среда
и конкуренты
По данным Госкомстата за 2000 год
было реализовано картонных
Единственным производителем картона на территории России является «Санкт-Петербургский картонажно-полиграфический комбинат», продукция которого отвечает мировым стандартам, а цены в 2-3 раза ниже импортных аналогов. Ограниченные производственные мощности выше обозначенного предприятия являются причиной дефицита картона отечественного производства (потребности рынка удовлетворяются на 50-60% - 48 000 тонн). ЗАО «Парадигма» за годы работы в полиграфической отрасли смогло заручиться поддержкой КПК, что обеспечило бесперебойные поставки картона и предоставило ряд преимуществ перед конкурентами. Потребности предприятия в картоне удовлетворяются на 100% при любых объемах заказов. За 2000 год было переработано 1 800 тонн картона, это чуть больше 2% рынка.
Основными потребителями продукции рассматриваемой организации являются предприятия пищевой, химической, легкой промышленности.
В ЗАО «Парадигма» существует
своя градация заказчиков на
высший, средний и низший уровень.
Клиенты высшего уровня –
Как показывает практика, Полиграфическому
предприятию «Парадигма», не
Кроме вышеизложенного, большинство заказчиков Полиграфического предприятия ставят на одно из первых мест художественные достоинства предлагаемой упаковки.
Также существенное значение
имеет гибкая система оплаты,
предлагаемая рассматриваемым
В Удмуртской республике до
недавнего времени
Что касается первого, то для успешной работы на рынке упаковки не достаточно традиционного производственного отдела с женщинами предпенсионного возраста. На рынке идет достаточно жесткая борьба за клиентов, имеющих свои требования и пожелания. Необходим также мощный дизайнерский отдел, обладающий достаточным опытом работы в области упаковки и мгновенно улавливающий малейшие изменения во вкусах потребителей (а иногда и формирующий их).
Что касается второго фактора, то для приобретения данного парка оборудования необходимы значительные средства. А при очень изношенном оборудовании, обслуживающем основное производство (газеты и книги), вкладывать деньги в новое, малознакомое дело, представляется нецелесообразным.
Резкое повышение спроса на печатную продукцию привело к созданию в республике ряда предприятий, оказывающих услуги в этой области. За редким исключением (фирмы "Печать-Сервис", "Гарант-принт") большинство этих предприятий не имеет собственного оборудования и оказывает в основном услуги посреднического характера, а также выполняет дизайнерские и художественные работы.
Выпускаемая в стране
С другой стороны существуют
новые предприятия, похожие
Производственные мощности ЗАО
«Парадигма» на сегодняшний
1.5.
Организация и
оплата труда
Все вопросы, связанные с организацией, оплатой труда, премированием и мотивацией персонала на предприятии решает Совет директоров. Непосредственную выдачу и начисление зарплаты осуществляет Бухгалтерия.
Режим работы и отдыха в ЗАО «Парадигма» устанавливается в соответствии с действующим законодательством и приказами Генерального директора. В настоящее время для работников общества установлена сорокачасовая рабочая неделя. Рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. Персонал, непосредственно задействованный в производстве продукции, имеет свой посменный график работы, изменяющийся в зависимости от величины заказов.
По
письменному заявлению
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов согласно штатному расписанию, утвержденному Генеральным директором ЗАО «Парадигма». Для оплаты труда рабочих введена повременная оплата труда, и ее размеры также утверждаются Генеральным директором.
Работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Оплата простоя по независящим от рабочих причинам производится в полном объеме. Время простоя по вине работника не оплачивается.
В целях усиления материальной заинтересованности работников в выполнении своих непосредственных обязанностей, в целях повышении ответственности за выполнение своих обязанностей, а также в результате появления дополнительной прибыли во время большого объема заказов применяется система премирования. Размер премии устанавливается индивидуально для каждого работника по решению Совета директоров.
Ежегодно
работникам списочного состава предоставляется
оплачиваемый отпуск продолжительностью
не менее 24 рабочих дней в расчете на пятидневную
рабочую неделю с сохранением места работы
и среднего заработка в соответствии с
действующим законодательством.
1.6.
Анализ организационных
процессов на предприятии
1.6.1.Оценка
стиля руководства
Управленческие отношения формируются самим руководителем в сфере его воздействия (власть) и в «поле» его влияния (авторитет). Эти управленческие отношения проявляются как формализованные и персонизированные, взаимодополняя друг друга.
На
рассматриваемой фирме
На наш взгляд, руководящий состав
рассматриваемой организации
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.
Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
К административным методам
Организационные воздействия
Рассмотрев и проанализировав
все основные нормы
Для достижения наибольшей
Распорядительные воздействия
Итак, на ЗАО «Парадигма» существует система четких приказов с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных; четкие распоряжения заместителей директоров с указанием оперативных поручений, применение системы контроля исполнения документов на предприятии. Однако на ряду со всем выше перечисленным бывают и такие явления как нечеткие и противоречивые указания руководства в сочетании с невысокой эффективностью организации системы контроля исполнения приказов и поручений. Но в целом общее положение вещей в сфере распорядительных воздействий можно охарактеризовать как позитивное, и подчеркнуть, что ряд происходящих изменений на предприятии влечет к изменению основных принципов ее устройства в лучшую сторону.
Для того чтобы максимально
оптимизировать работу
Руководство рассматриваемой
Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
В рыночной экономике проявление экономических методов имеет следующий характер. Предприятие - свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной корпорации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Исследуемое предприятие в условиях рыночной экономики и высокой конкурентной борьбы самым серьезным образом подходит к формированию как долгосрочных, так и краткосрочных планов производственной и экономической деятельности.
К долгосрочным планам можно отнести разработку и развитие принципиально новых направлений, диверсификацию производства. В этих направлениях ведется довольно интенсивная работа планово-экономического и маркетингового отделов, осуществляющих исследование различного рода инноваций в области полиграфической продукции вообще и отдельных производственных систем в частности. Руководством предприятия стимулируется сбор информации с дальнейшим ее анализом и составлением бизнес-планов, после чего происходит отбор наиболее приоритетных перспектив развития с их утверждением в планах будущей деятельности предприятия. В процессе выше описанных работ производится сбор информации, характеризующей конъюнктуры интересующего данное предприятие рынка, анализ потенциальных потребителей, поставщиков и конкурентов, способных определить степень возможностей организации в той или иной области.
Краткосрочные планы составляются на каждую неделю. Они являются не чем иным, как текущим планом производственных работ, включающим в себя графики работы репроцентра (учитываются нормо – часы каждого работника посменно, утверждаются объемы работ и сроки исполнения), график работы типографии (фиксируются объемы и сроки исполнения необходимых тиражей полиграфической продукции).
В связи со сложившейся экономической ситуацией после 17 августа 1998 года огромная часть заказов, размещавшаяся до этого времени за рубежом, перераспределилась на отечественного производителя. Соответственно увеличилась на порядок и доля заказов, поступающих на данное предприятие. Именно поэтому в сегодняшних условиях портфель заказов «Парадигма» довольно насыщен. Это обстоятельство обуславливает заблаговременное формирование планов производственных работ (составляются за 1-2 месяца).
Система планового ведения
Критерии эффективности носят четко определенный характер. Они являются основой планирования, учета и анализа, мотивации и стимулирования труда, стабильны во времени и по уровням управления.
На данном предприятии доминирующую по значимости позицию занимают такие показатели как рентабельность, чистая прибыль, выручка от реализации, объем продаж. Оптимизация дальнейших планов ведется, исходя из данных критериев эффективности. По мере соответствия полученных заказов перечисленным выше показателям ведется формирование производственных графиков, и на первое место выносятся те, которые способны обеспечить наивысший уровень эффективности работы организации.
Развитие системы премирования из прибыли имеет место и на данном предприятии. Ведется премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (в случае достижения работником определенных показателей, размер премии изменяется соответственно увеличению или снижению достигнутых результатов). Также существует распределение премии из прибыли по конечным результатам деятельности подразделений и внутри самого коллектива.
Социально – психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.
На рассматриваемом
Одним из следствий действия межличностных
и служебных норм, существующих на предприятии,
стало развитие корпоративной культуры
партнерских взаимоотношений работников,
формирование хорошего психологического
климата в коллективе, эффективное
использование психологических методов
мотивации: внушение, убеждение, подражание,
вовлечение, побуждение. Несмотря на то,
что отсутствуют психологические службы,
и проведение различного рода анкет, психологических
тренингов и семинаров не пользуются особой
популярностью (за отсутствием необходимости),
можно сказать, что построенные лишь на
личном общении и человеческих взаимоотношениях
социально – психологические воздействия
приносят достаточно хорошие результаты,
обеспечивающие сплоченную и высоко эффективную
совместную деятельность всего персонала
организации.
Работник, выполняя все вышестоящие указания и действуя строго в соответствии с должностными обязанностями, как правило, задействует 20-30% своих способностей. Но при этом отсутствует инициатива и творческий подход к выполняемой работе. На этом же самом рабочем месте при соответствующей мотивации работник может задействовать 80-90% своих способностей, прежде всего за счет личной заинтересованности в результатах труда.
С точки зрения определения практических инструментов мотивации важной является подразделение мотивации на текущую, стабилизирующую и долгосрочную.
Наиболее перспективными и эффективными с позиции современной теории и практики является действие долговременных факторов мотивации, для достижения которых требуется длительный период времени. В этом случае персонал работает в режиме самоконтроля и самооценки, что более эффективно, чем прямые методы административного надзора и анкеты труда.
Стабилизирующие виды мотивации прямо не влияют на качество и результат труда. Они, прежде всего, помогают удержать квалифицированный персонал, снизить текучесть кадров.
Текущая мотивация в ЗАО «Парадигма»» выражена в виде заработной платы, месячных премий и поощрений (наказаний).
Каждый год кто-нибудь из
Для работников предприятия два раза в неделю арендован спортивный зал. Два раза в неделю бассейн с сауной. Заключен договор на медицинское обслуживание персонала в одной из лучших больниц города. Работники могут получить кредит на приобретение жилья (имущества) на общих основаниях с выплатой полученной суммы через определенный период времени.
Развивая систему поощрения и социальную инфраструктуру, руководство хочет удержать квалифицированные кадры.
Существующая политика предприятия в области отбора кадров заставляет каждого сотрудника фирмы наиболее максимально активизировать свою деятельность. Руководство предприятия стремится к тому, чтобы каждый работник чувствовал себя частью коллектива и направлял все свои способности и профессиональные навыки на достижение поставленных перед ним целей.
Система организационных отношений на ЗАО «Парадигма» дает возможность сотруднику предприятия проявить себя, тем самым, заслужить доверие руководства предприятия и обеспечить своё продвижение по служебной лестнице.
Обычно
в конце года подводятся итоги
работы всей фирмы в целом, и по
результатам работы каждый работник премируется.
1.7.
Выводы по главе
ЗАО «Парадигма» работает на
рынке полиграфической
Предприятие имеет цель - получение прибыли, ставя при этом перед собой задачи: расширение рынка сбыта, улучшение качества продукции, установление приемлемых для клиентов цен и условий оплаты.
«Парадигма» является закрытым
акционерным обществом. Высшим
органом управления
ЗАО «Парадигма»» имеет следующую номенклатуру выпускаемой продукции: картонная упаковка; этикетки; периодические журналы; рекламная и представительская продукция; цветоделительные пленки.
Основными видами продукции
Основной поставщик материала (т.е. картона) для ЗАО «Парадигма» «Санкт-Петербургский картонажно-полиграфический комбинат». Поставки осуществляются регулярно и бесперебойно.
ЗАО «Парадигма» не имеет
В ЗАО «Парадигма» преобладает персонализированная структура управления, руководящий состав в большей или меньшей степени учитывает мнение, уважает и предоставляет свободу творчества своим работникам.
На предприятии существует
Глава 2
Экономический
анализ деятельности
предприятия
2.1.
Анализ динамики
экономических показателей
Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Парадигма» за 2000 – 2001 гг. приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Динамика показателей деятельности ЗАО «Парадигма» за 2000 – 2001 гг.
Показатели | Един. изм. | 2000 год | 2001 год | Абсолютное изменение | Индекс роста к 2000 году |
1.
Количество переработанного |
тн. | 1800 | 1950 | 150 | 1.08 |
2. Товарная продукция | т. руб. | 51895.346 | 62433.076 | 10537.73 | 1.2 |
3. Полная себестоимость товарной продукции | т. руб. | 45598.862 | 54460.982 | 8862.12 | 1.19 |
4. Затраты на 1 рубль товарной продукции | руб. | 0,88 | 0,87 | -0,01 | 0,99 |
6. Среднесписочная численность | чел. | 107 | 119 | 12 | 1,11 |
- рабочие | чел. | 64 | 71 | 7 | 1,109 |
- служащие | чел. | 43 | 48 | 5 | 1,116 |
7. Фонд заработной платы | т. руб. | 5089,2 | 6322.8 | 1233.6 | 1.24 |
- рабочие | т. руб. | 2457.6 | 2982 | 524.4 | 1.21 |
- служащие | т. руб. | 2631,6 | 3340,8 | 708.4 | 1.27 |
8. Среднемесячная заработная плата | т. руб. | 4 | 4.43 | 0.43 | 1.11 |
- рабочие | т. руб. | 3.2 | 3.5 | 0.3 | 1.09 |
- служащие | руб. | 5.1 | 5.8 | 0.7 | 1.14 |
9. Выработка на 1 работника | т.руб./
чел. |
485 | 525 | 40 | 1.08 |
10 Валовая прибыль | т. руб | 6296.484 | 7972.094 | 1675,61 | 1.23 |
Как видно из таблицы 2.1. количество переработанного картона увеличилось на 8 %, что соответствует 150 тоннам. Это связано с увеличением объема производства на 20% в связи с увеличением количества заказов, что связано с общим увеличением заказов на полиграфическом рынке РФ.
Полная себестоимость товарной продукции в 2001 году составила 54460.982т. руб. Таким образом, по сравнению с 2000 годом себестоимость товарной продукции выросла на 19%. Но так как темп рост себестоимости не превысил темпа роста товарной продукции, а даже ниже его на 1%, то можно говорить об относительном снижении себестоимости товарной продукции. Это можно объяснить увеличением объема производства при неизменных постоянных издержках. Также это подтверждается и данными о снижении затрат на 1 рубль товарной продукции на 1%.
Среднесписочная численность
Благоприятная рыночная
Значительное увеличение
Таким образом, можно сказать,
что в 2001 году предприятие выполнило
свои основные цели: добилось
увеличения объема
Для проведения анализа динамики баланса ЗАО «Парадигма» воспользуемся методом, сущность которого заключается в анализе четырех следующих сторон деятельности предприятия:
1. Анализ ликвидности.
2.
Анализ финансовой
3. Анализ рыночной устойчивости.
4. Анализ деловой активности.
Исходные данные для расчета показателей динамики баланса приведены в таблице 2.2., результаты расчетов в таблице 2.3.
Таблица 2.2.
Исходные
данные для расчета показателей
динамики баланса
Наименование | Усл. обозн. | 2000 год | 2001 год |
Оборотные средства | ОС | 5574.333 | 11258.421 |
Краткосрочные обязательства предприятия | ОП | 3752.322 | 8855.046 |
Денежные средства, расчеты прочие оборотные активы | ДСА | 3354.613 | 8024.99 |
Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения | ДСФ | 355.74 | 287.612 |
Собственные оборотные средства | СОС | 1829.572 | 2429.096 |
Запасы и затраты | ЗЗ | 2219.72 | 3233.431 |
Собственные оборотные и приравненные к ним долгосрочные заемные средства | СОСдз | 1829.572 | 2429.096 |
Собственные оборотные и приравненные к ним долгосрочные и краткосрочные заемные средства | СОСдкз | 2216.506 | 5049.028 |
Основные средства и внеоборотные активы | ОСВ | 3434.522 | 3488.409 |
Источники собственных средств | Исос | 5264.094 | 5917.505 |
Валюта баланса | ВБ | 9016.416 | 14772.551 |
Все обязательства предприятия | ОВ | 3752.322 | 8855.046 |
Выручка от реализации | ВР | 51895.346 | 62433.076 |
Продолжение таблицы 2.2. | |||
Средняя величина валюты баланса | ВБср | 7814.002 | 11894.4835 |
Средняя величина оборотных средств | ОСср | 5027.7455 | 8416.3755 |
Средняя величина источников собственных средств | Исос ср | 4355.3595 | 5590.7995 |
Фонд потребления | ФП | 0 | 0 |
Фонд накопления | ФН | 0 | 0 |
Анализ
ликвидности
В условиях рыночных
отношений необходимость
Ликвидность предприятия определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. То есть, анализ ликвидности характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств предприятия за счет наиболее ликвидных активов, которые могут быть реализованы в исключительно короткие сроки для погашения краткосрочных обязательств.
Для анализа ликвидности
1.
Коэффициент текущей
К1 = ОС/ОП,
где
ОС – сумма оборотных средств
в виде запасов и затрат, краткосрочных
финансовых вложений, денежных средств,
краткосрочной дебиторской
ОП
– сумма краткосрочных
ОС = Форма 1 (Строки 290 – 216)
ОП
= Форма 1 (Строка 610 + 620 + 630 + 670)
2.
Коэффициент критической
К2 = ДСА/ОП,
где ДСА – сумма денежных средств, расчеты и прочие оборотные активы.
ДСА
= Форма 1 (Строки 230 + 240 + 250 + 260 + 270)
3.
Коэффициент абсолютной
К3 = ДСФ/ОП,
где ДСФ – сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
ДСФ
= Форма 1 (Строки 250 + 260)
Анализ финансовой устойчивости
Анализ финансовой
Финансовая устойчивость характеризуется как абсолютными, так и относительными показателями. Абсолютные показатели имеют своей целью определение достаточности собственных и приравненных к ним оборотных средств для финансирования всех запасов и затрат, то есть производственного процесса. Относительные показатели характеризуют обеспеченность запасов и затрат, необходимых для нормальной производственно-хозяйственной деятельности, собственными и приравненными к ним оборотными средствами.
1. Абсолютные показатели:
1.1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:
К4 = СОС – ЗЗ,
где СОС – собственные оборотные средства;
ЗЗ – запасы и затраты.
СОС = Форма 1 (Строки 490 + 640 + 650 + 660 – 190)
ЗЗ
= Форма 1 (Строки 210 + 220 – 216)
1.2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств:
К5 = СОСдз – ЗЗ,
где СОСдз – сумма собственных оборотных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств.
СОСдз
= СОС + Форма 1 (Строка 590)
1.3. Излишек (+) или недостаток (-) всех источников финансирования:
К6 = СОСдкз – ЗЗ,
где
СОСдкз – сумма собственных, долгосрочных
и краткосрочных заемных
СОСдкз
= СОСдз + Форма 1 (Строки 610 + 627)
2. Относительные показатели:
2.1. Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами:
К7
= СОС/ЗЗ
2.2.
Обеспеченность запасов и
К8
= СОСдз/ЗЗ
Анализ
рыночной устойчивости
Для характеристики рыночной устойчивости предприятия используются следующие показатели:
индекс постоянного актива;
коэффициент автономии;
коэффициент
отношения собственных и
коэффициент маневренности.
Индекс постоянного актива применяется для оценки отношения основных средств и внеоборотных активов предприятия к источникам собственных средств. Коэффициент автономии используется для оценки способности предприятия покрыть все свои обязательства за счет собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств позволяет поддерживать оптимальную пропорцию между ними. Существенной характеристикой устойчивости финансового состояния предприятия на рынке является коэффициент маневренности, показывающий, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме.
1. Индекс постоянного актива:
К9 = ОСВ/Исос,
где ОСВ - сумма основных средств и внеоборотных активов.
Исос - сумма источников собственных средств.
ОСВ = Форма 1 (Строка 190)
Исос
= Форма 1 (Строка 490 + 640 + 650 + 660)
2. Коэффициент автономии:
К10 = Исос/ВБ,
где ВБ - величина валюты баланса.
ВБ
= Форма 1 (Строка 300, 700)
3.
Коэффициент соотношения
К11 = ОВ/Исос,
где ОВ - сумма всех обязательств предприятия.
ОВ
= Форма 1 (Строки 590 + 690 – 640 – 650 – 660)
4. Коэффициент маневренности:
К12
= (Исос - ОСВ)/Исос
Анализ
деловой активности
Анализ деловой
активности представляет собой анализ
использования активов и
Данный анализ позволяет оценить динамичность и результативность производственной деятельности предприятия. Для анализа используются следующие показатели:
отдача всех активов на конец последнего отчетного периода;
оборачиваемость оборотных средств на конец последнего отчетного периода;
отдача собственного капитала;
соотношение
использования прибыли.
1. Отдача всех активов на конец последнего отчетного периода:
К13 = ВР/ВБср,
где ВР - выручка от реализации продукции;
ВБср - средняя величина валюты баланса.
ВР = Форма 2 (Строка 010)
ВБср
= (ВБн + ВБк)/2
2.
Оборачиваемость оборотных
К14 = ВР/ОСср,
где ОСср – величина среднего остатка оборотных средств.
ОСср
= (ОСн + ОСк)/2
3. Отдача собственного капитала:
К15 = ВР/Исос ср,
где Исос ср - средняя величина источников собственных средств.
Исос
ср = (Исос н + Исос к)/2
4.
Соотношение использования
К16 = ФП/ФН,
где ФП - фонд потребления;
ФН - фонд накопления.
ФП = Форма 1 (Строка 650)
ФН
= Форма 1 (Строка 440)
Таблица
2.3.
Результаты расчета
Показатели | Условное обозначение | 2000 год | 2001 год | Критическое значение | ||
Коэффициент текущей ликвидности | K1 | 1.49 | 1.27 | < 2 | ||
Коэффициент критической ликвидности | К2 | 0.89 | 0.91 | < 0,8 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности | К3 | 0.09 | 0.03 | < 0,2 | ||
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств | К4 | - 390 | -804 | < 0 | ||
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств | К5 | -390 | -804 | < 0 | ||
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины формирования всех источников заемных средств | К6 | -3.2 | 1815.6 | < 0 | ||
Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами | К7 | 0.82 | 0.75 | < 0,6 | ||
Продолжение таблицы 2.3. | ||||||
Обеспеченность
запасов и затрат собственными оборотными
и приравненными к ним |
К8 | 0.82 | 0.75 | →1 | ||
Индекс постоянного актива | К9 | 0.65 | 0.59 | > 1 | ||
Коэффициент автономии | К10 | 0.58 | 0.4 | < 0,5 | ||
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств | К11 | 0.71 | 1.5 | > 1 | ||
Коэффициент маневренности | К12 | 0.35 | 0.41 | < 0,33 | ||
Отдача всех активов на конец последнего отчетного периода | К13 | 6.6 | 5.2 | →1 | ||
Оборачиваемость оборотных средств | К14 | 10.3 | 7.4 | < 3 | ||
Отдача собственного капитала | К15 | 11.9 | 11.2 | →1 | ||
Соотношение использования прибыли на потребление и накопление | К16 | 0 | 0 | > 1 |
Как видно из таблицы,
Абсолютные показатели
Относительные показатели
Анализируя рыночную устойчивость «Парадигма», можно заметить, что в 2001 году снизился индекс постоянного актива. Это свидетельствует о снижении доли заемных средств в оборотных средствах предприятия. То есть в 2001 году большая доля оборотных средств была сформирована за счет источников собственных средств, что положительно характеризует рыночную устойчивость предприятия.
Значение коэффициента автономии в 2001 году несколько снизилось и оказалось ниже его критического значения, что может указывать на возможные финансовые затруднения.
В
2001 году предприятие получило банковский
кредит, и это отразилось на показателе
соотношения заемных и
В 2001 году произошло увеличение коэффициента маневренности, его значение превышает критическое значение, что свидетельствует о достаточной мобильности средств предприятия.
В целом же «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью.
В
2001 году произошло некоторое
2.3.
Анализ затрат
на производство,
прибыльности и
рентабельности
Анализ
затрат на производство продукции, прибыльности
и рентабельности является неотъемлемой
частью анализа хозяйственной деятельности
предприятия. Для анализа затрат на производство
воспользуемся сметой некоторых статей
затрат, которая приведена в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Смета затрат на производство продукции за 2000 – 2001 годы
Показатели | Един. изм. | 2000 год | 2001 год | Абсолютное отклонение | Индекс роста |
Топливо | т. руб. | 150 | 170 | 20 | 1.13 |
Энергия | т. руб. | 7 | 10 | 3 | 1.42 |
Фонд оплаты труда | т. руб. | 5089,2 | 6322.8 | 1233.6 | 1.24 |
Отчисления на соц. нужды | т. руб. | 1974.6 | 2472.2 | 497.6 | 1.25 |
Амортизация | т. руб. | 800 | 860 | 60 | 1.075 |
Прочие денежные расходы | т. руб. | 37610.305 | 44680.132 | 7069.827 | 1.19 |
Итого затрат на производство | т. руб. | 45631.105 | 54495.132 | 8864.027 | 1.194 |
Затраты и услуги, не входящие в валовую продукцию | т. руб. | 32.243 | 34.15 | 1.907 | 1.06 |
Себестоимость товарной продукции | т. руб. | 45598.862 | 54460.982 | 8862.12 | 1.19 |
Управленческие расходы | т. руб. | 1929.744 | 4840.357 | 2910.6 | 2.5 |
Коммерческие расходы | т. руб. | 254.832 | 170.495 | - 84.337 | 0.67 |
Полная себестоимость товарной продукции | т. руб. | 47783.438 | 59471.834 | 11688.396 | 1.24 |
Товарная продукция | т. руб. | 51895.346 | 62433.076 | 10537.73 | 1.2 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции | руб. | 0,88 | 0,87 | -0,01 | 0,99 |
Как видно из таблицы
и т.д.
На предприятии в 2001 году незначительно, но увеличился штат работников, как и объем оплаты труда, что привело к увеличению затрат по статье «Фонд оплаты труда» и, следовательно, по статье «Отчисления на социальные нужды».
Таким образом, наибольшую долю в структуре затрат на производство продукции занимает статья «Прочие денежные расходы», фактически представляющая стоимость основных и вспомогательных материалов, а также налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции.
Для
дальнейшего анализа
Таблица 2.5.
Отчет о прибылях и убытках (тыс. руб.)
Наименование показателя | Код | 2000 год | 2001 год |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 010 | 51895.346 | 62433.076 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | 020 | 45598.862 | 54460.982 |
Коммерческие расходы | 030 | 254.832 | 170.495 |
Управленческие расходы | 040 | 1929.744 | 4840.357 |
Прибыль (убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) | 050 | 4111.908 | 2961.242 |
Проценты к получению | 060 | 0.131 | 0.505 |
Проценты к уплате | 070 | 67.758 | 78.387 |
Доходы от участия в других организациях | 080 | 0 | 0 |
Прочие операционные доходы | 090 | 0 | 505.775 |
Прочие операционные расходы | 100 | 861.882 | 680.775 |
Внереализационные доходы | 120 | 875.541 | 892.805 |
Внереализационные расходы | 130 | 1521.582 | 1917.699 |
Прибыль
(убыток) отчетного года (стр. 050+060+070+080+090-100+120- |
140 | 2536.358 | 1653.464 |
Налог на прибыль | 150 | 431.313 | 814.751 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 160 | 2105.045 | 838.713 |
1. Прибыльность:
ПРИБ = ПР/ВР,
где ПР – прибыль (убыток) от реализации;
ВР – выручка от реализации.
ПРИБ2000 = 4111.908 / 51895.346 * 100% = 7,9 %
ПРИБ2001 = 2961.242 / 62433.076 * 100% = 4,74 %
2. Общая рентабельность (совокупного капитала):
Роб = ЧП/БАЛ,
где ЧП – чистая прибыль (убыток);
БАЛ
- итого затрат по балансу-нетто.
Роб 2000 = 2105.045 / 9016.322 * 100% = 23,3%
Роб 2001 = 838.713
/ 14772.551 * 100% = 5.7 %
3. Рентабельность по основной деятельности:
Род = ПР/З,
где З – сумма затрат на реализацию.
З = Форма 2 (Строки 020 + 030 + 040)
Род 2000 = 4111.908 / (45598.862 + 254.832 + 1929.744) = 8.6 %
Род 2001 = 2961.242/
(54460.982 + 170.495 + 4840.357) = 5 %
В 2001 году прибыль от реализации товаров составила 2961.242 тыс. рублей. Проведем факторный анализ прибыли:
– изменение прибыли за счет увеличения выручки от реализации:
ΔПРвр = ((ВР2001 – ВР2000) / ВР2000) * ПР2000
ΔПРвр = ((62433.076 – 51895.346)/ 51895.346) * 2961.242 = 601.3
– за счет увеличения себестоимости:
ΔПРсс = СС2001 – СС2000 * (ВР2001 / ВР2000)
ΔПРсс = 54460.982 – 45598.862 * (62433.076 / 51895.346) = -397
– за счет снижения коммерческих расходов:
ΔПРкр = КР2001 – КР2000 * (ВР2001 / ВР2000)
ΔПРкр = 170.495 – 254.832 * (62433.076/ 51895.346) = – 136
DПРур= УР2001 – УР2000 * (ВР2001/ ВР2000)
DПРур= 4840.357 – 1929.744 * (62433.076/ 51895.346) = 2518.8
ΔПР = ΔПРвр – ΔПРсс – ΔПРкр - DПРур
ΔПР
= 601.3 – (- 397) – (– 136) – 2518.8 = - 1384.5
Таким
образом, общее снижение прибыли
от реализации продукции составило
1384.5 тыс. рублей. Чистая прибыль предприятия
в 2001 году составила 838.713 тыс. рублей. Снижение
чистой прибыли предприятия в 2001 году
произошло за счет роста управленческих
расходов и увеличения суммы налога на
прибыль. Также снизились и показатели
рентабельности по, что также связано
с увеличением затрат.
2.4.
Выводы по главе
и рекомендации
В 2001 году по сравнению с 2000 ЗАО «Парадигма» увеличило объемы производства продукции на 20%.
По сравнению с 2000 годом себестоимость
товарной продукции выросла на
19%. Но так как темп рост
Предприятие добилось
Наблюдается общее снижение
Снижение чистой прибыли
В конце 2001 года ЗАО «Парадигма»
перешла на новую систему
Достаточно низкий уровень
Относительные показатели финансовой устойчивости показывают достаточную обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами. Также было выявлена и достаточная мобильности средств предприятия.
В целом ЗАО «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью. Также многие факты указывают и на достаточно высокий уровень деловой активности предприятия.
Можно дать следующие
В ходе исследования было выявлено, что производственные мощности предприятия загружены на 70%, т.е. даже при существующем уровне развития производства необходимо проводить мероприятия по увеличению сбыта продукции. Для этих целей на предприятии создали отдел маркетинга, который и начал заниматься поиском новых рынков сбыта продукции.
Несмотря на то, что качество
продукции ЗАО «Парадигма»
Значительный объем своей
Глава 3
Автоматизированные
системы обработки информации
3.1.
Обоснование целей
создания АСОИ
На сегодняшний день информация является одним из самых ценных ресурсов в деятельности любого предприятия. Способность фирмы быстрее всех собрать, обработать, проанализировать необходимую информацию и принять решение, используя современные информационные технологии, выводит ее на лидирующие позиции на рынке. Все большее число руководителей понимают, что максимально эффективной является комплексная автоматизированная система обработки информации, которая охватывает все бизнес-процессы, протекающие на предприятии.
В развитии любой организации наступает момент, когда сложность задач управления превосходит способность всех активных членов общества в переработке информации. Эта ситуация называется «вторым информационным барьером». Только мерами организационного и экономического характера невозможно решить проблемы после перехода через этот барьер. Их необходимо дополнить ростом производительности труда в управлении, а это возможно только при условии внедрения современных средств электронно-вычислительной техники. Именно поэтому в настоящее время возникает необходимость в создании автоматизированных систем обработки информации (АСОИ).
Таким образом, целью создания АСОИ на предприятии является повышение эффективности управления предприятием и его деятельности в целом, прежде всего, за счет повышения оперативности обработки информации и снижения себестоимости продукции.
Основными показателями
Автоматизацией управления производством в ЗАО «Парадигма» занимается системотехник.
В 1995 году в ЗАО «Парадигма» была внедрена локальная вычислительная сеть, рассчитанная на 15 пользователей. В дальнейшем число пользователей расширялось по мере появления большего количества компьютерной техники.
Рабочие станции сети ЗАО «Парадигма» представляют собой IBM-совместимые компьютеры от Pentium 100 до мощных компьютеров на базе Pentium-III.
Все рабочие станции сети функционируют в многозадачном режиме среды Windows-95 или Windows-98.
В
течение дня каждый работник имеет
свободный доступ к Internet и имеет
возможность пользоваться электронной
почтой. С любого компьютера в организации
можно получить всю информацию, находящуюся
на жестких дисках компьютеров компании
при наличии соответствующих паролей
и кодов доступа.
3.2.
Определение комплексов
задач (подсистем)
в АСОИ
В соответствии с организационной структурой ЗАО «Парадигма», представленной на рис. 1.1, информационные потоки организации можно укрупненно разделить на два вида: потоки информации, идущие из структурных подразделений в исполнительный аппарат; и потоки информации, выходящие из исполнительного аппарата в структурные подразделения.
Основу первого вида потоков составляет, в основном, информация в виде различных отчетов о различных сферах деятельности структурного подразделения, например, фактические сметы затрат на производство продукции.
Информационные потоки второго вида включают в себя приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями.
Обмен
информацией ведется
Таким образом, основными подсистемами АСОИ ЗАО «Парадигма» являются:
Целью подсистемы текущего управления является балансовая увязка трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения производственного процесса. Основными задачами подсистемы являются следующие:
Целью подсистемы оперативного управления является информационное обеспечение выполнения плана выпуска продукции при эффективном использовании производственных ресурсов. Основной задачей подсистемы является:
Целью подсистемы бухгалтерский учет является повышение оперативности и достоверности учетной информации. Основными задачами подсистемы бухгалтерского учета являются:
Цель подсистемы управления кадрами является улучшение планирования и использования рабочей силы на предприятии. Основными задачами являются:
Более подробно нам бы
3.3.
Постановка задачи
«Расчет прибыли»
3.3.1.
Организационно-экономическая
сущность задачи.
Задача «расчет прибыли по итогам месяца» относится к подсистеме расчеты результата деятельности предприятия и решается для руководства предприятия.
Целью данной задачи является автоматизация процесса расчета прибыли.
Задача решается для того,
чтобы была возможность
Данная задача решается каждый месяц.
Прибыль определяется по всему
предприятию в целом,
Исходной информацией для решения
задачи являются документы, отражающие
данные о продажах продукции и расходах
на производство (счета-фактуры, накладные,
товарные чеки и т.д.). Исходная информация
фиксируется в журнале регистрации хозяйственных
операций.
3.3.2.
Информационная база
задачи
Входная оперативная информация, используемая для решения задачи, приведена в таблице 3.1.
Таблица
3.1.
Наименование
документа |
Используемые
реквизиты |
Значность | Условное
обозначение |
Журнал
регистрации
хозяйственных операций |
Операция
Месяц Код отнесения сумм Сумма без НДС |
9
99 99 9(9) |
О
М С V |
Для решения задачи
«Расчет прибыли» используются результаты
расчета других задач. Перечень массивов
и их носителей приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
№
п/п |
Наименование
массива |
Код массива | Наименование
используемых реквизитов |
Значность | Условное
обозначение |
1 | Расходы по счетам | 01 | № счета
Месяц Сумма |
99
99 9(9) |
Ac
M V |
2 | Доходы по счетам | 02 | № счета
Месяц Сумма |
99
99 9(9) |
Ac
M V |
Результаты решения задачи
Таблица 3.3.
Прибыль от результатов деятельности
ЗАО «Парадигма» за ____________200 года
Доходы
всего |
Расходы
всего |
Финансовый
результат |
3.3.3. Алгоритм
решения задачи
Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 3.1.
НачалоYY
Рис.
3.1. Алгоритм решения
задачи
После введения с клавиатуры исходной информации (таблица 3.1.), программа проверяет значение величины показателя «Код отнесения сумм» (С). Если его значение равно 1, это свидетельствует о том, что данная сумма относится к статьям расходов и, соответственно, относится на дебет или кредит соответствующих счетов (Ac). Если значение равно 2, то данная сумма является доходом и относится также на соответствующие ей счета (Ac).
Далее, все расходы
После выполнения данной
Если предлагается закончить
работу, программа сопоставляет
дебет и кредит счета 99 «Прибыли
и убытки» и выводит финансовый результат
в виде выходной машинограммы.
Заключение
ЗАО «Парадигма» успешно
Предприятие имеет цель - получение
прибыли, ставя при этом перед
собой задачи: расширение рынка
сбыта, улучшение качества
Кредо ЗАО «Парадигма» –
«Парадигма» является закрытым акционерным обществом. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью ЗАО «Парадигма» осуществляет Совет директоров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором Общества.
Основными видами продукции ЗАО «Парадигма» являются: картонная упаковка, этикет, цветоделительные пленки. Продукция предприятия обладает очень высоким качеством и оригинальностью дизайна, что не раз отмечалось на общероссийских выставках полиграфической продукции. Предприятие имеет множество дипломов различной степени.
В 2001 году по сравнению с 2000 ЗАО «Парадигма» увеличило объемы производства продукции на 20%.
По сравнению с 2000 годом себестоимость товарной продукции выросла на 19%. Но так как темп рост себестоимости не превысил темпа роста товарной продукции, а даже ниже его на 1%, то можно говорить об относительном снижении себестоимости товарной продукции. Также это подтверждается и данными о снижении затрат на 1 рубль товарной продукции на 1%.
Но, тем не менее, в 2001 году наблюдается снижение чистой прибыли по сравнению с 2000 годом за счет роста управленческих расходов и увеличения суммы налога на прибыль в связи с отменой льгот по этому налогу.
Анализ динамики баланса показал, что, несмотря на то, что финансовые показатели предприятия далеки от совершенства и существует некоторая неустойчивость финансового состояния, тем не менее, предприятие способно сохранять равновесие, достаточно обеспечено собственными средствами для формирования запасов и покрытия затрат. Также была выявлена и достаточная мобильность средств предприятия.
В целом ЗАО «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью и имеет высокий уровень деловой активности.
На предприятии широко применяется электронно-вычислительная
техника, создана локальная компьютерная
сеть, которая ускоряет и облегчает процесс
получения необходимой информации. Все
существующие процессы обработки информации
на предприятии автоматизированы, что
существенно повышает производительность
труда. Примером является полная автоматизация
бухгалтерского учета. В данном курсовом
проекте нами была рассмотрена одна из
задач, решаемых с помощью этой системы.
Список
литературы
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия