Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсового проекта даются общие сведения о возникновении и развитии предприятия, структуре, организационно-правовой форме, системе управления и системе организации и оплаты труда. Здесь же представлена характеристика выпускаемой продукции и рынка сбыта.
Во второй главе проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающий анализ основных технико-экономических показателей, динамики баланса, затрат на производство, прибыльности и рентабельности.
В третьей главе рассматривается автоматизированные системы обработки информации, обосновывается их необходимость, раскрываются основные цели функционирования. Здесь же выделены основные подсистемы АСОИ на предприятии и проведен более подробный анализ задач одной из них.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5
1. История создания предприятия 5
2. Организационно-правовая форма организации 6
3. Выпускаемая продукция 8
4. Экономическая среда и конкуренты 10
5. Организация и оплата труда 14
6. Анализ организационных процессов на предприятии 15
1. Оценка стиля руководства 15
2. Мотивация работников на предприятии 22
7. Выводы по главе 23
Глава 2. Экономический анализ деятельности предприятия 25
1. Анализ динамики экономических показателей 25
2. Анализ динамики баланса 27
3. Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности 35
4. Выводы по главе 39
Глава 3. Автоматизированные системы обработки информации 42 3.1. Обоснование целей создания АСОИ 42
2. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ 43
3. Постановка задачи «Расчет прибыли» 45
1. Организационно-экономическая сущность задачи 45
2. Информационная база задачи 46
3. Алгоритм решения задачи 47
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 «Организационная структура Полиграфической компании «Парадигма» 53
Приложение 2 «Организационная структура производства картонажно-полиграфической продукции» 54
Приложение 3 «Организационная структура производства рекламной и этикеточной продукции» 55
Приложение 4 «Бухгалтерский баланс за 2001 год» 56
Приложение 5 «Отчет о прибылях и убытках за 2001 год» 58

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 802.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     

    КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

    На  тему «Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ЗАО «Парадигма» 
     
     

                                                                                  
     

Ижевск 2002

 
 
 

Содержание: 

Введение                  3 

Глава 1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия        5 

    1. История создания предприятия                                                                         5
    2. Организационно-правовая форма организации                                             6
    3. Выпускаемая продукция                                                                                 8
    4. Экономическая среда и конкуренты                                                                10
    5. Организация и оплата труда                                                                              14
    6. Анализ организационных процессов на предприятии                                   15
      1. Оценка стиля руководства                                                                     15
      2. Мотивация работников на предприятии                                              22
    7. Выводы по главе                23

  Глава 2. Экономический анализ деятельности предприятия                                 25       

    1. Анализ динамики экономических показателей                                               25
    2. Анализ динамики баланса                                                                                  27
    3. Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности               35
    4. Выводы по главе                        39            

  Глава 3. Автоматизированные  системы обработки  информации         42   3.1.      Обоснование целей создания АСОИ                                                                42

    1. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ                                    43
    2. Постановка задачи «Расчет прибыли»                                                              45
      1. Организационно-экономическая сущность задачи                            45
      2. Информационная база задачи                                                               46
      3. Алгоритм решения задачи                        47                         

Заключение                   50 

Список литературы                                                                                                                     52

Приложение 1 «Организационная структура Полиграфической компании «Парадигма»   53

Приложение 2 «Организационная структура производства картонажно-полиграфической продукции»                                                                                                                                   54

Приложение 3 «Организационная структура производства рекламной  и этикеточной    продукции»                                                                                                                                   55

Приложение 4 «Бухгалтерский баланс за 2001 год»                                                                 56

Приложение 5 «Отчет о прибылях и убытках за 2001 год»                                                     58                 

    Введение
 
 

            С появлением рыночных отношений  на территории Российской Федерации,  а соответственно и всех атрибутов рыночной среды: спроса, предложения, конкурентов, борьбы за потребителя - у производителей стала возникать необходимость как-то выделить свою продукцию среди общей массы подобных товаров. Одним из наилучших способов показать оригинальность своей продукции или как-то заставить покупателя обратить на нее внимание является упаковка.

       В начале 90-х существовало множество  крупных государственных типографий, которые печатали упаковку, не  отличающуюся большой оригинальностью  дизайна.  Оценив перспективность данного рынка сбыта, на полиграфическом рынке России стали появляться мелкие предприятия, отличающиеся высокой чувствительностью к колебаниям предпочтений потребителей.

       Одним из таких предприятий  было ЗАО ПП  «ОРТ», в недавнем  времени переименованное в ЗАО «Парадигма». Это предприятие успешно работает на рынке картонной упаковки уже 10 лет и является лидером среди подобных предприятий в Удмуртской республике.

       Данное предприятие является  местом прохождения  практики  и соответственно объектом анализа данного курсового проекта.

      В первой главе курсового проекта  даются общие сведения о возникновении  и развитии предприятия, структуре,  организационно-правовой форме,  системе управления и системе  организации и оплаты труда.  Здесь же представлена характеристика выпускаемой продукции и рынка сбыта.

      Во  второй главе проведен комплексный  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающий анализ основных технико-экономических показателей, динамики баланса, затрат на производство, прибыльности и рентабельности.

      В третьей главе рассматривается  автоматизированные системы обработки  информации, обосновывается их необходимость, раскрываются основные цели функционирования. Здесь же выделены основные подсистемы АСОИ на предприятии и проведен более подробный анализ задач одной из них.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1

    Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

  • История создания предприятия 

          ЗАО «ПП «ОРТ»» было основано  в августе 1993 года. Основной вид  деятельности  издательская, полиграфическая и рекламная.

          В начале своей деятельности  предприятие представляло собой  издательскую группу, специализировавшуюся на разработке оригинал-макетов картонной упаковки, этикеточной и рекламной продукции. Заказы на изготовление печатной продукции предприятие размещало в типографиях городов Омска, Казани, Санкт-Петербурга, Железногорска. В 1994-1995 годах были произведены первые закупки печатного и послепечатного оборудования, и весной 1995 года вновь созданная типография предприятия выпустила свою первую печатную продукцию. Товар, производимый на базе созданной типографии, не отличался по качеству, дизайну и цене от продукции Санкт-Петербурга, Железногорска, Москвы и других российских центров полиграфии. На международной выставке в Уфе «Упаковка-Урал-95» предприятие получило диплом 3-й степени за высокое полиграфическое исполнение подарочной упаковки (разрабатывалась и выпускалась для Сарапульской кондитерской фабрики), несмотря на соседство с экспозициями итальянских, израильских и швейцарских фирм.

          В 1997 году было закончено создание  своего репроцентра, подразделения  выполняющего все допечатные  работы (сканирование, обработка изображения, цветоделение и вывод цветоделительных пленок). Этот этап замкнул производственную цепочку, начинающуюся с эскиза художника и заканчивающуюся  выпуском готовой продукции в рамках одного предприятия, что позволило ему стать в своей деятельности более независимым от сбоев в работе своих партнеров по бизнесу.

         В последствии рассматриваемая  организация расширяла как штат профессиональных специалистов, так и технический парк.

         В 2002 году ЗАО ПП «ОРТ» было  переименовано в ЗАО «Парадигма». 
     
     

    1.2. Организационно-правовая  форма организации 

        «Парадигма» является закрытым  акционерным обществом, учредителями которого являются физические лица, большинство из которых входит в руководящий состав предприятия.

         Акционерным обществом (далее - обществом) в соответствии с Гражданским кодексом РФ от 21 октября 1994г. и Федеральным законом от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ “Об акционерных обществах” признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Учредителями являются физические лица.

         В закрытом акционерном обществе  акции распределяются только  среди его учредителей или  иного заранее определенного  круга лиц.

        Уставной капитал Общества составляет 10 000 рублей. Он состоит из обыкновенных  акций, номинальной стоимостью 5 рублей каждая. Количество акций 2000 штук. Форма выпуска акций безналичная, в виде записей на лицевых счетах. Все акции являются именными.

         Высшим органом управления акционерным  обществом является общее собрание  акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяце после окончания финансового года. Дату проведения устанавливает Совет директоров.

          Общее руководство деятельностью  ЗАО «Парадигма» осуществляет  Совет директоров. Члены Совета директоров избираются общим собранием акционеров сроком на один год.  Работу Совета директоров организует Председатель, избираемый членами Совета директоров.

         Руководство текущей деятельностью  Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором Общества.

          Структура ЗАО «Парадигма» представлена на рисунке 1.1.

          

          

                                             

      

      

        

     
     

     

     
     
     
     

    Рис. 1.1. Структура ЗАО  «Парадигма» 

       Более подробно организационная структура представлена в приложениях 1, 2 и 3. 

    1.3.Выпускаемая  продукция  

      ЗАО «Парадигма»» имеет следующую номенклатуру выпускаемой продукции:

    1. картонная упаковка;
    2. этикетки;
    3. периодические журналы;
    4. рекламная и представительская продукция;
    5. цветоделительные пленки.

        Основными видами продукции являются: картонная упаковка, этикет, цветоделительные пленки.

      Динамика  доли каждого вида продукции в  общем объеме производства показана   на рис. 1,2,3.

      

      Рис.1. Доля каждого вида продукта в общем  объеме реализации

      за 1999г. 
     
     

      

      Рис.2. Доля каждого вида продукции в  общем объеме реализации

      за 2000г.

      

      Рис.3.Доля каждого вида продукта в общем  объеме реализации

      за 2001г. 

            Основную долю в выручке предприятия  составляет картонная упаковка  с нанесением цветного изображения  на лицевой поверхности способом офсетной печати, конгрева, трафаретной печати и тиснения фольгой.

            Данный товар используется для  упаковки пищевых продуктов (конфеты,  печенье, торты, сухари и т.п.), а также некоторых видов промышленных  товаров (например, шурупы, патроны, микроскопы, обувь).

            Картонная упаковка выполняет  самые разнообразные задачи. Она предохраняет содержимое от загрязнения и порчи, облегчает перевозку и хранение товаров, обеспечивает определенный стандарт содержимого. Она придает выразительность рекламе и делает возможным распространение товара в широком масштабе. Но, в первую очередь, упаковка выступает важным средством превращения изделия в товар.

          Второе  место занимает этикетка, которая  выполняет различные функции в зависимости от продукции, под которую заказывается. Она является носителем рекламы, придает продукту эстетичный вид, предохраняет его от порчи (этикет на кондитерские изделия) и т.д.

          Цветоделительные  пленки – это необходимый компонент  технологической цепочки производства печатной продукции. Они представляют собой фоточувствительную пленку для перенесения информации с первоначальных источников на печатные формы. Основными заказчиками пленок являются полиграфические предприятия г Ижевска, не располагающие необходимым оборудованием для осуществления допечатных процессов (такие как: Пешта, Печать-Сервис, Гарант-Принт).  
     
     

    1.4. Экономическая среда  и конкуренты 

         По данным Госкомстата за 2000 год  было реализовано картонных коробок  общим весом 84 000 тонн.

         Единственным производителем  картона на территории России  является «Санкт-Петербургский картонажно-полиграфический комбинат», продукция которого отвечает мировым стандартам, а цены в 2-3 раза ниже импортных аналогов. Ограниченные производственные мощности выше обозначенного предприятия являются причиной дефицита картона отечественного производства (потребности рынка удовлетворяются на 50-60% - 48 000 тонн). ЗАО «Парадигма» за годы работы в полиграфической отрасли смогло заручиться поддержкой КПК, что обеспечило бесперебойные поставки картона и предоставило ряд преимуществ перед конкурентами.  Потребности предприятия в картоне удовлетворяются на 100% при любых объемах заказов. За 2000 год было переработано 1 800 тонн картона, это чуть больше 2% рынка.

        Основными потребителями продукции рассматриваемой организации являются предприятия пищевой, химической, легкой промышленности.

        В ЗАО «Парадигма» существует  своя градация заказчиков на  высший, средний и низший уровень.  Клиенты высшего уровня – заказчики,  четко выполняющие условия договора, работающие на деньги и заказывающие большие объемы. Также  сюда входят предприятия, с которыми  организацию связывают долгие деловые отношения. Для них существует система скидок, сроки выполнения заказа сведены к минимуму, разрабатывается фирменные крой-коробки. Заказчики среднего уровня – предприятия, работающие на бартер, срывающие сроки поставки бартера. Клиенты низшего уровня – «проштрафившиеся» заказчики.

         Как показывает практика, Полиграфическому  предприятию «Парадигма», не обладающему огромными мощностями, выгодно работать с мелкими и средними промышленными предприятиями по всей России. При достаточно широкой номенклатуре выпускаемых изделий у данных заказчиков объем выпуска каждой позиции не очень велик, что вынуждает их заказывать картонную упаковку для своих изделий в большом ассортименте, но небольшими тиражами. Крупным полиграфическим предприятиям  – «Полиграфоформление» г. С-Петербург и «ГОТЭК» г. Железногорск, такие заказы невыгодны, т.к. на простоях оборудования во время его переналадки они теряют больше, чем зарабатывают, а на значительное повышение цен не идет покупатель. ЗАО «Парадигма», в этом случае, значительно мобильнее и поэтому может назначить ту цену на свою продукцию, которая устроит покупателя.

        Кроме вышеизложенного, большинство заказчиков Полиграфического предприятия ставят на одно из первых мест художественные достоинства предлагаемой упаковки.

        Также существенное значение  имеет гибкая система оплаты, предлагаемая рассматриваемым предприятием. В то время как многие производители картонной упаковки требуют 100% предоплату деньгами, «Парадигма» идет на встречу заказчикам: обычно, схема сделок такова – 50% - предоплата деньгами; 50%  - по факту бартером.

        В Удмуртской республике до  недавнего времени монополистами в производстве цветной полиграфической продукции являлись Ижевский полиграфический комбинат и Республиканская типография, которые в основном ориентируются на выпуск книжной, газетной и бланочной продукции. Тем не менее, оба эти предприятия стали развивать своё производство картонных упаковок, считая его чуть ли не панацеей от всех их финансовых проблем. Но при этом они забывали, что, во-первых, необходимо четко представлять этот весьма специфический рынок и оперативно реагировать на его изменения; во-вторых, необходима закупка дополнительного послепечатного и отделочного оборудования, которым эти предприятия, в отличии исследуемого, не обладают (по парку печатного оборудования предприятие пока отстает).

         Что касается первого, то для успешной работы на рынке упаковки не достаточно традиционного производственного отдела с женщинами предпенсионного возраста. На рынке идет достаточно жесткая борьба за клиентов, имеющих свои требования и пожелания.  Необходим также мощный дизайнерский отдел, обладающий достаточным опытом работы в области упаковки и мгновенно улавливающий малейшие изменения во вкусах потребителей (а иногда и формирующий их).

         Что касается второго фактора,  то для приобретения данного парка оборудования необходимы  значительные средства. А при очень изношенном оборудовании, обслуживающем основное производство (газеты и книги), вкладывать деньги в новое, малознакомое дело, представляется нецелесообразным.

         Резкое повышение спроса на  печатную  продукцию  привело   к созданию в республике ряда предприятий, оказывающих услуги в этой области. За редким   исключением (фирмы "Печать-Сервис", "Гарант-принт") большинство  этих предприятий не имеет собственного оборудования и оказывает в основном услуги  посреднического характера,    а  также  выполняет  дизайнерские  и художественные работы.

        Выпускаемая в стране государственными  типографиями  этикеточная и картонажная продукция по качеству значительно уступает не  только  зарубежным, но и многим отечественным производителям. Наиболее серьезными причинами такого положения являются прежде всего  большой износ (cв.50%) и низкое качество оборудования, плохая организация производства и несоблюдение  технологического   процесса (работа по  "старинке"). Данные предприятия не составляют существенную угрозу ПП «Парадигма».

          С другой стороны существуют  новые предприятия, похожие уровнем  оборудования, методами управления, политикой и другими показателями эффективной деятельности на ПП «Парадигма». Данные предприятия  работают на общероссийском рынке и являются явными конкурентами, т.к. по товарным и ценовым характеристикам выпускаемой продукции близки к аналогичным показателям рассматриваемой организации.

          Производственные мощности ЗАО  «Парадигма» на сегодняшний момент  загружены на 70%. Следовательно, необходимо проводить мероприятия для повышения объема продаж.  
     

    1.5. Организация и  оплата труда  
     

           Все вопросы, связанные с организацией, оплатой труда, премированием и  мотивацией персонала на предприятии  решает Совет директоров. Непосредственную выдачу и начисление зарплаты осуществляет Бухгалтерия.

           Режим работы и отдыха в ЗАО «Парадигма»  устанавливается в соответствии с действующим законодательством и приказами Генерального директора. В настоящее время для работников общества установлена сорокачасовая рабочая неделя. Рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. Персонал, непосредственно задействованный в производстве продукции, имеет свой посменный график работы, изменяющийся в зависимости от величины заказов.

           По  письменному заявлению работнику  может устанавливаться другой режим  работы и отдыха, в том числе  гибкий график рабочего времени, что  также оформляется приказом Генерального директора.

           Оплата  труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов согласно штатному расписанию, утвержденному Генеральным директором ЗАО «Парадигма». Для оплаты труда рабочих введена повременная оплата труда, и ее размеры также утверждаются Генеральным директором.

           Работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

             Оплата простоя по независящим от рабочих причинам производится в полном объеме. Время простоя по вине работника не оплачивается.

           В целях усиления материальной заинтересованности работников в выполнении своих непосредственных обязанностей, в целях повышении ответственности за выполнение своих обязанностей, а также в результате появления дополнительной прибыли во время большого объема заказов   применяется система премирования. Размер премии устанавливается индивидуально для каждого работника по решению Совета директоров.

           Ежегодно  работникам списочного состава предоставляется  оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на пятидневную рабочую неделю с сохранением места работы и среднего заработка в соответствии с действующим законодательством.  
     

    1.6. Анализ организационных  процессов на предприятии 

    1.6.1.Оценка  стиля руководства 

      Управленческие  отношения формируются самим  руководителем в сфере его  воздействия (власть) и в «поле» его  влияния (авторитет). Эти управленческие отношения проявляются как формализованные и персонизированные, взаимодополняя друг друга.

      На  рассматриваемой фирме преобладают персонализированная структура управления, т.е. руководящий состав в большей или меньшей степени учитывает мнение работников в корректировке рабочего процесса, уважает работников и предоставляет свободу творчества для них.

         На наш взгляд, руководящий состав  рассматриваемой организации можно  отнести к предприимчивым реалистам,  которые освоили экономические методы управления и акцентируют внимание на расширение финансовых возможностей. Они считают, что главное – это предприимчивость в тех или иных зонах риска: «Только предприимчивость ведет к успеху». Следовательно, на фирме преобладает колеблющееся управленческое поведение.

           Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

          Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

            К административным методам управления  можно отнести организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальную ответственность и взыскания, дисциплинарную ответственность и взыскания, административную ответственность.  

        Организационные воздействия основаны  на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия, коллективный договор между администрацией и коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

         Рассмотрев и проанализировав  все основные нормы организационного воздействия, существующие на  предприятии, можно сказать, что данный этап создания надежной структуры управления персоналом отвечает предъявляемым требованиям. Более конкретно имеет смысл отметить тот факт, что на предприятии существует хорошо проработанный устав организации со свободным доступом к нему работников. Также разработаны четкие правила трудового внутреннего распорядка и организована работа персонала в соответствии с ГК и КзоТ РФ.  Имеется четкая организационная и штатная структура, подвергающаяся ежегодной корректировке в связи с изменениями условий производства. Разрабатываются должностные инструкции, с определением в них функциональных обязанностей работника.

           Для достижения наибольшей эффективности  управления имеет смысл параллельного  использования организационного  воздействия с воздействием распорядительным.

           Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, координацию работ и контроль исполнения. Мы перечислим основные положения, с помощью которых будет возможно представить более или менее полную картину эффективности распорядительных воздействий в данной организации.

         Итак, на ЗАО «Парадигма» существует  система четких приказов с  указанием состояния вопроса,  мероприятий, ресурсов, сроков и  ответственных; четкие распоряжения заместителей директоров с указанием оперативных поручений, применение системы контроля исполнения документов на предприятии. Однако на ряду со всем выше перечисленным бывают и такие явления как нечеткие и  противоречивые указания руководства в сочетании с невысокой эффективностью организации системы контроля исполнения приказов и поручений. Но в целом общее положение вещей в сфере распорядительных воздействий можно охарактеризовать как позитивное, и подчеркнуть, что ряд происходящих изменений на предприятии влечет к изменению основных принципов ее устройства в лучшую сторону. 

         Для того чтобы максимально  оптимизировать работу предприятия и каждого его работника, нужно в полной мере оценить необходимость наличия в организации развитой и эффективной системы стимулирования труда, включающей в себя методы поощрения успешной и наказания неудовлетворительной деятельности сотрудников.

        Руководство рассматриваемой организации с должным вниманием относится к составу персонала, его текучести, причинам увольнения и решению проблем с этим связанных. Используются теории материальной и дисциплинарной ответственности и взыскания с конструктивной их проработкой и дальнейшим выбором мер и воздействий в большей степени соответствующих специфике деятельности предприятия и его внутренних взаимоотношений. Ведется разработка и внедрение эффективных методов административного воздействия. А именно: поощрение сотрудников за достигнутые результаты (повышение в должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку); применение методов наказания за серьезные упущения или бездействие чаще носят материальный характер, реже использование моральных или административных методов наказания сотрудников (строгий выговор, выговор), увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения должностных инструкций или невыполнения внутренних норм служебного поведения и своих непосредственных обязанностей.

      Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.

      В рыночной экономике проявление экономических методов имеет следующий характер. Предприятие - свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной корпорации труда. План экономического развития является  основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом,  роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов. 

         Исследуемое предприятие в условиях рыночной экономики и высокой конкурентной борьбы самым серьезным образом подходит к формированию как долгосрочных, так и краткосрочных планов производственной и экономической деятельности.

          К долгосрочным планам можно  отнести разработку и развитие принципиально новых направлений, диверсификацию производства. В этих направлениях ведется довольно интенсивная работа планово-экономического и маркетингового отделов, осуществляющих исследование различного рода инноваций в области полиграфической продукции вообще и отдельных производственных систем в частности. Руководством предприятия  стимулируется сбор информации с дальнейшим ее анализом и составлением бизнес-планов, после чего происходит отбор наиболее приоритетных перспектив развития с их утверждением в планах будущей деятельности предприятия. В процессе выше описанных работ производится сбор информации, характеризующей конъюнктуры интересующего данное предприятие рынка, анализ потенциальных потребителей, поставщиков и конкурентов, способных определить степень возможностей  организации в той или иной области.

         Краткосрочные планы составляются на каждую неделю. Они являются не чем иным, как текущим планом производственных работ, включающим в себя графики работы репроцентра (учитываются нормо – часы каждого работника посменно, утверждаются объемы работ и сроки исполнения), график работы типографии (фиксируются объемы и сроки исполнения необходимых тиражей полиграфической продукции).

        В связи со сложившейся   экономической ситуацией  после 17 августа 1998 года огромная часть заказов, размещавшаяся до этого времени за рубежом, перераспределилась на отечественного производителя. Соответственно увеличилась на порядок и доля заказов, поступающих на данное предприятие. Именно поэтому в сегодняшних условиях портфель заказов «Парадигма» довольно насыщен. Это обстоятельство обуславливает заблаговременное формирование планов производственных работ (составляются за 1-2 месяца). 

           Система планового ведения производственно – экономической деятельности  теряла бы определенный процент эффективности без дублирующего контроля за количественным и качественным выполнением планов, с последующим материальным стимулированием. Данному критерию руководство предприятия уделяет большое внимание и проводит регулярный контроль функционирования всех подразделений. Стоит отметить, что практически все ключевые отделы (сбыт, плановый, производственный, дизайнерский) получают материальное вознаграждение, находящееся в прямой зависимости от соответствия выполненной работы  принятым на предприятии нормам. 

        Критерии эффективности носят  четко определенный характер. Они  являются основой планирования, учета и анализа, мотивации  и стимулирования труда, стабильны во времени и по уровням управления.

         На данном предприятии доминирующую по значимости позицию занимают такие показатели как рентабельность, чистая прибыль, выручка от реализации, объем продаж. Оптимизация дальнейших планов ведется, исходя из данных критериев эффективности. По мере соответствия полученных заказов перечисленным выше показателям ведется формирование производственных графиков, и на первое место выносятся те, которые способны обеспечить наивысший уровень эффективности работы организации.

          Развитие системы премирования  из прибыли имеет место и  на данном предприятии. Ведется премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (в случае достижения работником определенных показателей, размер премии изменяется соответственно увеличению или снижению достигнутых результатов). Также существует распределение премии из прибыли по конечным результатам деятельности подразделений и внутри самого коллектива.

         Социально – психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

        На рассматриваемом предприятии   существуют некоторые базовые элементы, определяющие социально – психологическую обстановку внутри организации. Так, немаловажное значение имеет  четко сформулированная философия предприятия, в соответствии, с которой формируются внутриорганизационные отношения сотрудников фирмы.

        Одним из следствий действия межличностных и служебных норм, существующих на предприятии, стало развитие корпоративной культуры партнерских взаимоотношений работников, формирование хорошего психологического климата  в коллективе, эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение. Несмотря на то, что отсутствуют психологические службы, и проведение различного рода анкет, психологических тренингов и семинаров не пользуются особой  популярностью (за отсутствием необходимости), можно сказать, что построенные лишь на личном общении и человеческих взаимоотношениях социально – психологические воздействия приносят достаточно хорошие результаты, обеспечивающие сплоченную и высоко эффективную совместную деятельность всего персонала организации. 
     

        1. Мотивации работников на предприятии
     

      Работник, выполняя все вышестоящие указания и действуя строго в соответствии с должностными обязанностями, как правило, задействует 20-30% своих способностей. Но при этом отсутствует инициатива и творческий подход к выполняемой работе. На этом же самом рабочем месте при соответствующей мотивации работник может задействовать 80-90% своих способностей, прежде всего за счет личной заинтересованности в результатах труда.

      С точки зрения определения практических инструментов мотивации важной является подразделение мотивации на текущую, стабилизирующую и долгосрочную.

      Наиболее  перспективными и эффективными с  позиции современной теории и  практики является действие долговременных факторов мотивации, для достижения которых требуется длительный период времени. В этом случае персонал работает в режиме самоконтроля и самооценки, что более эффективно, чем прямые методы административного надзора и анкеты труда.

      Стабилизирующие виды мотивации прямо не влияют на качество и результат труда. Они, прежде всего, помогают удержать квалифицированный персонал, снизить текучесть кадров.

      Текущая мотивация в ЗАО «Парадигма»» выражена в виде заработной платы, месячных премий и поощрений (наказаний).

        Каждый год кто-нибудь из персонала  фирмы обучается либо на специальных курсах, либо на курсах повышения квалификации. Работникам, проходящим обучение, создаются необходимые условия для совмещения работы с учебой.

      Для работников предприятия два раза в неделю арендован спортивный зал. Два раза в неделю бассейн с сауной. Заключен договор на медицинское обслуживание персонала в одной из лучших больниц города. Работники могут получить кредит на приобретение жилья (имущества) на общих основаниях с выплатой полученной суммы через определенный период времени.

      Развивая  систему поощрения и социальную инфраструктуру, руководство хочет удержать квалифицированные кадры.

      Существующая  политика предприятия в области  отбора кадров заставляет каждого сотрудника фирмы наиболее максимально активизировать свою деятельность. Руководство предприятия стремится к тому, чтобы каждый работник чувствовал себя частью коллектива и направлял все свои способности и профессиональные навыки на достижение поставленных перед ним целей.

      Система организационных отношений на ЗАО  «Парадигма» дает возможность сотруднику предприятия проявить себя, тем самым, заслужить доверие руководства предприятия и обеспечить своё продвижение по служебной лестнице.

      Обычно  в конце года подводятся итоги  работы всей фирмы в целом, и по результатам работы каждый работник премируется. 
     

    1.7. Выводы по главе  
     

            ЗАО «Парадигма» работает на  рынке полиграфической продукции  уже 10 лет. Основной вид деятельности - издательская, полиграфическая и  рекламная. 

             Предприятие имеет цель -  получение  прибыли, ставя при этом перед  собой задачи: расширение рынка сбыта, улучшение качества продукции, установление приемлемых для клиентов цен и условий оплаты.

           «Парадигма» является закрытым  акционерным обществом. Высшим  органом управления акционерным  обществом является общее собрание  акционеров. Общее руководство деятельностью ЗАО «Парадигма» осуществляет Совет директоров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором Общества.

            ЗАО «Парадигма»» имеет следующую номенклатуру выпускаемой продукции: картонная упаковка; этикетки; периодические журналы; рекламная и представительская продукция; цветоделительные пленки.

              Основными видами продукции являются: картонная упаковка, этикет, цветоделительные  пленки.

              Основной поставщик материала (т.е. картона) для ЗАО «Парадигма»  «Санкт-Петербургский картонажно-полиграфический комбинат». Поставки осуществляются регулярно и бесперебойно.

              ЗАО «Парадигма» не имеет существенной  конкуренции на рынке в УР, ее основные конкуренты – малые предприятия, находящиеся на российском рынке полиграфической продукции.

               В ЗАО «Парадигма» преобладает  персонализированная структура  управления, руководящий состав в большей или меньшей степени учитывает мнение, уважает  и предоставляет свободу творчества  своим работникам.

               На предприятии существует достаточно  высокий уровень мотивации работников. Помимо неплохой заработной платы,  на предприятии существует медицинское  страхование работников, льготное  кредитование, а также организация досуга. Также можно отметить и хороший психологический климат в коллективе. В целом все эти факторы оказывают большое мотивационное воздействие. 
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2

    Экономический анализ деятельности предприятия 

    2.1. Анализ динамики  экономических показателей 

          Основные  экономические показатели деятельности ЗАО «Парадигма» за 2000 – 2001 гг. приведены  в таблице 2.1.

    Таблица 2.1.

    Динамика  показателей деятельности ЗАО «Парадигма»  за 2000 – 2001 гг.

    Показатели Един. изм. 2000 год 2001 год Абсолютное изменение Индекс роста  к 2000 году
    1. Количество переработанного картона тн. 1800 1950 150 1.08
    2. Товарная продукция т. руб. 51895.346 62433.076 10537.73 1.2
    3. Полная себестоимость товарной продукции т. руб. 45598.862 54460.982 8862.12 1.19
    4. Затраты на 1 рубль товарной продукции руб. 0,88 0,87 -0,01 0,99
    6. Среднесписочная численность чел. 107 119 12 1,11
    - рабочие чел. 64 71 7 1,109
    - служащие чел. 43 48 5 1,116
    7. Фонд заработной платы т. руб. 5089,2 6322.8 1233.6 1.24
    - рабочие т. руб. 2457.6 2982 524.4 1.21
    - служащие т. руб. 2631,6 3340,8 708.4 1.27
    8. Среднемесячная заработная плата т. руб. 4 4.43 0.43 1.11
    - рабочие т. руб. 3.2 3.5 0.3 1.09
    - служащие руб. 5.1 5.8 0.7 1.14
    9. Выработка на 1 работника т.руб./

    чел.

    485 525 40 1.08
    10 Валовая прибыль   т. руб 6296.484 7972.094 1675,61 1.23
     
     

            Как видно из таблицы 2.1.  количество переработанного картона увеличилось на 8 %, что соответствует 150 тоннам. Это связано с увеличением объема производства на 20% в связи с увеличением количества заказов, что связано с общим увеличением заказов на полиграфическом рынке РФ. 

            Полная себестоимость товарной  продукции в 2001 году составила   54460.982т. руб.  Таким образом, по сравнению с 2000 годом себестоимость товарной продукции выросла на 19%. Но так как темп рост себестоимости не превысил темпа роста товарной продукции, а даже ниже его на 1%, то можно говорить об относительном снижении себестоимости товарной продукции. Это можно объяснить увеличением объема производства при неизменных постоянных издержках.  Также это подтверждается и данными о снижении затрат на 1 рубль товарной продукции на 1%.

             Среднесписочная численность работников  ЗАО «Парадигма» в 2001 году увеличилась  на 12 человек и составила 119 человек.  Увеличение численности произошло в связи с  увеличением объема производства и покупкой дополнительного оборудования, а также в связи с реорганизацией аппарата управления и учреждения нового отдела, что также непосредственно связано с тенденцией к увеличению объемов производства.

              Благоприятная рыночная конъюнктура  позволила ЗАО «Парадигма» в  2001 году увеличить заработную  плату своим работникам в среднем  на 9-14%

             Значительное увеличение объема  производства в стоимостном выражении за счет увеличения количества выпускаемой продукции  привело в 2001 году к увеличению выработки на одного работника на 8%.

             Таким образом, можно сказать,  что в 2001 году предприятие выполнило  свои основные цели: добилось  увеличения объема производства  и соответственно увеличения валовой прибыли на 23%, что является отличным показателем.

    2.2. Анализ динамики  баланса

     

          Для проведения анализа динамики баланса  ЗАО «Парадигма» воспользуемся методом, сущность которого заключается в анализе четырех следующих сторон деятельности предприятия:

          1. Анализ ликвидности.

          2. Анализ финансовой устойчивости.

          3. Анализ рыночной устойчивости.

          4. Анализ деловой активности.

          Исходные  данные для расчета показателей  динамики баланса приведены в  таблице 2.2., результаты расчетов в таблице 2.3.

    Таблица 2.2.

    Исходные  данные для расчета показателей  динамики баланса 

    Наименование Усл. обозн. 2000 год 2001 год
    Оборотные средства ОС 5574.333 11258.421
    Краткосрочные обязательства предприятия ОП 3752.322 8855.046
    Денежные  средства, расчеты прочие оборотные активы ДСА 3354.613 8024.99
    Денежные  средства, краткосрочные финансовые вложения ДСФ 355.74 287.612
    Собственные оборотные средства СОС 1829.572 2429.096
    Запасы  и затраты ЗЗ 2219.72 3233.431
    Собственные оборотные и приравненные к ним  долгосрочные заемные средства СОСдз 1829.572 2429.096
    Собственные оборотные и приравненные к ним долгосрочные и краткосрочные заемные средства СОСдкз 2216.506 5049.028
    Основные  средства и внеоборотные активы ОСВ 3434.522 3488.409
    Источники собственных средств Исос 5264.094 5917.505
    Валюта  баланса ВБ 9016.416 14772.551
    Все обязательства  предприятия ОВ 3752.322 8855.046
    Выручка от реализации ВР 51895.346 62433.076
    Продолжение таблицы 2.2.
    Средняя величина валюты баланса ВБср 7814.002 11894.4835
    Средняя величина оборотных средств ОСср 5027.7455 8416.3755
    Средняя величина источников собственных средств Исос ср 4355.3595 5590.7995
    Фонд  потребления ФП 0 0
    Фонд  накопления ФН 0 0
     

          Анализ  ликвидности 

                В условиях рыночных отношений необходимость анализа  ликвидности предприятия диктуется рядом финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.

                Ликвидность предприятия  определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. То есть, анализ ликвидности характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств предприятия за счет наиболее ликвидных активов, которые могут быть реализованы в исключительно короткие сроки для погашения краткосрочных обязательств.

                Для анализа ликвидности предприятия  используются три коэффициента: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент критической ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности.

          1. Коэффициент текущей ликвидности:

          К1 = ОС/ОП,

          где  ОС – сумма оборотных средств  в виде запасов и затрат, краткосрочных  финансовых вложений, денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности  и прочих оборотных средств;

          ОП  – сумма краткосрочных обязательств предприятия в виде краткосрочных  кредитов банков, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов.

          ОС = Форма 1 (Строки 290 – 216)

          ОП = Форма 1 (Строка 610 + 620 + 630 + 670) 

          2. Коэффициент критической ликвидности: 

          К2 = ДСА/ОП,

          где ДСА – сумма денежных средств, расчеты и прочие оборотные активы.

          ДСА = Форма 1 (Строки 230 + 240 + 250 + 260 + 270) 

          3. Коэффициент абсолютной ликвидности:

          К3 = ДСФ/ОП,

          где ДСФ – сумма денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений.

          ДСФ = Форма 1 (Строки 250 + 260) 

            Анализ финансовой устойчивости 

                 Анализ финансовой устойчивости  предприятия имеет своей целью  определение его платежеспособности. Совершаемые хозяйственные операции ежедневно изменяют финансовое состояние предприятия, тем самым, изменяя и его финансовую устойчивость.

                  Финансовая устойчивость характеризуется как абсолютными, так и относительными показателями. Абсолютные показатели имеют своей целью определение достаточности собственных и приравненных к ним оборотных средств для финансирования всех запасов и затрат, то есть производственного процесса. Относительные показатели характеризуют обеспеченность запасов и затрат, необходимых для нормальной производственно-хозяйственной деятельности, собственными и приравненными к ним оборотными средствами.    

          1. Абсолютные показатели:

          1.1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных средств:

          К4 = СОС – ЗЗ,

          где СОС – собственные оборотные  средства;

            ЗЗ – запасы и затраты. 

          СОС = Форма 1 (Строки 490 + 640 + 650 + 660 – 190)

          ЗЗ = Форма 1 (Строки 210 + 220 – 216) 

          1.2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств:

          К5 = СОСдз – ЗЗ,

          где СОСдз – сумма собственных  оборотных и приравненных к ним  долгосрочных заемных средств.

          СОСдз = СОС + Форма 1 (Строка 590) 

          1.3. Излишек (+) или недостаток (-) всех источников финансирования:

          К6 = СОСдкз – ЗЗ,

          где СОСдкз – сумма собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

          СОСдкз = СОСдз + Форма 1 (Строки 610 + 627) 

          2. Относительные показатели:

          2.1. Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами:

          К7 = СОС/ЗЗ 

          2.2. Обеспеченность запасов и затрат  собственными и приравненными  к ним долгосрочными заемными средствами:

          К8 = СОСдз/ЗЗ 

          Анализ  рыночной устойчивости 

          Для характеристики рыночной устойчивости предприятия используются следующие показатели:

          индекс  постоянного актива;

          коэффициент автономии;

          коэффициент отношения собственных и заемных  средств;

          коэффициент маневренности.

          Индекс  постоянного актива применяется  для оценки отношения основных средств  и внеоборотных активов предприятия к источникам собственных средств. Коэффициент автономии используется для оценки способности предприятия покрыть все свои обязательства за счет собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств позволяет поддерживать оптимальную пропорцию между ними. Существенной характеристикой устойчивости финансового состояния предприятия на рынке является коэффициент маневренности, показывающий, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме.

          1. Индекс постоянного актива:

          К9 = ОСВ/Исос,

          где ОСВ - сумма основных средств и  внеоборотных активов.

            Исос - сумма источников собственных  средств. 

          ОСВ = Форма 1 (Строка 190)

          Исос = Форма 1 (Строка 490 + 640 + 650 + 660) 

          2. Коэффициент автономии:

          К10 = Исос/ВБ,

          где ВБ - величина валюты баланса.

          ВБ = Форма 1 (Строка 300, 700) 

          3. Коэффициент соотношения собственных  и заемных средств:

          К11 = ОВ/Исос,

          где ОВ - сумма всех обязательств предприятия.

          ОВ = Форма 1 (Строки 590 + 690 – 640 – 650 – 660) 

          4. Коэффициент маневренности:

          К12 = (Исос - ОСВ)/Исос 

          Анализ  деловой активности 

                Анализ деловой  активности представляет собой анализ использования активов и собственного капитала, оборачиваемости оборотных средств и использования прибыли. Помимо баланса (форма 1) для анализа деловой активности предприятия используется отчет о прибылях и убытках (форма 2).

                Данный анализ позволяет  оценить динамичность и результативность производственной деятельности предприятия. Для анализа используются следующие показатели:

          отдача  всех активов на конец последнего отчетного периода;

          оборачиваемость оборотных средств на конец последнего отчетного периода;

          отдача  собственного капитала;

          соотношение использования прибыли. 

          1. Отдача всех активов на конец  последнего отчетного периода:

          К13 = ВР/ВБср,

          где ВР - выручка от реализации продукции;

            ВБср - средняя величина валюты  баланса. 

          ВР = Форма 2 (Строка 010)

          ВБср = (ВБн + ВБк)/2 

          2. Оборачиваемость оборотных средств:

          К14 = ВР/ОСср,

          где ОСср – величина среднего остатка  оборотных средств.

          ОСср = (ОСн + ОСк)/2 

          3. Отдача собственного капитала:

          К15 = ВР/Исос ср,

          где Исос ср - средняя величина источников собственных средств.

          Исос  ср = (Исос н + Исос к)/2 

          4. Соотношение использования прибыли  на потребление и накопление:

          К16 = ФП/ФН,

          где ФП - фонд потребления;

            ФН - фонд накопления.

          ФП = Форма 1 (Строка 650)

          ФН = Форма 1 (Строка 440) 
     

          Таблица 2.3. 

          Результаты  расчета

    Показатели Условное обозначение 2000 год 2001 год Критическое значение
    Коэффициент текущей ликвидности K1 1.49 1.27 < 2
    Коэффициент критической ликвидности К2   0.89 0.91 < 0,8
    Коэффициент абсолютной ликвидности К3 0.09 0.03 < 0,2
    Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств К4   - 390 -804 < 0
    Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств К5 -390 -804 < 0
    Излишек (+) или недостаток (-) общей величины формирования всех источников заемных  средств К6 -3.2 1815.6 < 0
    Обеспеченность  запасов и затрат собственными оборотными средствами К7 0.82 0.75 < 0,6
    Продолжение таблицы 2.3.
    Обеспеченность  запасов и затрат собственными оборотными и приравненными к ним долгосрочными  заемными средствами К8 0.82 0.75 →1
    Индекс  постоянного актива К9 0.65 0.59 > 1
    Коэффициент автономии К10 0.58 0.4 < 0,5
    Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К11 0.71 1.5 > 1
    Коэффициент маневренности К12 0.35 0.41 < 0,33
    Отдача  всех активов на конец последнего отчетного периода К13 6.6 5.2 →1
    Оборачиваемость оборотных средств К14 10.3 7.4 < 3
    Отдача  собственного капитала К15 11.9 11.2 →1
    Соотношение использования прибыли на потребление  и накопление К16   0 0 > 1
     
     

                Как видно из таблицы, коэффициенты  текущей ликвидности и абсолютной  ликвидности ниже критического  значения, что указывает на некоторые трудности предприятия при покрытии обязательств. Тем не менее, показатель критической ликвидности превышает критическое значение, что говорит о не безнадежности ситуации.

                Абсолютные показатели финансовой  устойчивости указывают на неустойчивое финансовое состояние, но при таком состоянии предприятие способно сохранять равновесие.

               Относительные показатели финансовой  устойчивости показывают достаточную  обеспеченность запасов и затрат  собственными оборотными средствами.

          Анализируя  рыночную устойчивость «Парадигма», можно заметить, что в 2001 году снизился индекс постоянного актива. Это свидетельствует о снижении доли заемных средств в оборотных средствах предприятия. То есть в 2001 году большая доля оборотных средств была сформирована за счет источников собственных средств, что положительно характеризует рыночную устойчивость предприятия.

          Значение  коэффициента автономии в 2001 году несколько  снизилось и оказалось ниже его  критического значения, что может  указывать на возможные финансовые затруднения.

          В 2001 году предприятие получило банковский кредит, и это отразилось на показателе соотношения заемных и собственных  средств, который в 2001 имел значение 1.5.

          В 2001 году произошло увеличение коэффициента маневренности, его значение превышает критическое значение, что свидетельствует о достаточной мобильности средств предприятия.

          В целом же «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью.

          В 2001 году произошло некоторое уменьшение  отдачи, как собственного капитала, так и всех активов предприятия в целом. Но, тем не менее, все коэффициенты, показывающие деловую активность, значительно превышают критические значения. 
     
     
     
     

    2.3. Анализ затрат  на производство, прибыльности и  рентабельности 
     

          Анализ  затрат на производство продукции, прибыльности и рентабельности является неотъемлемой частью анализа хозяйственной деятельности предприятия. Для анализа затрат на производство воспользуемся сметой некоторых статей затрат, которая приведена в таблице 2.4. 
     

    Таблица 2.4.

    Смета затрат на производство продукции за 2000 – 2001 годы

    Показатели Един. изм. 2000 год 2001 год Абсолютное отклонение Индекс роста
    Топливо т. руб. 150 170 20 1.13
    Энергия т. руб. 7 10 3 1.42
    Фонд  оплаты труда т. руб. 5089,2 6322.8 1233.6 1.24
    Отчисления  на соц. нужды т. руб. 1974.6 2472.2 497.6 1.25
    Амортизация т. руб. 800 860 60 1.075
    Прочие  денежные расходы т. руб. 37610.305 44680.132 7069.827 1.19
    Итого затрат на производство т. руб. 45631.105 54495.132 8864.027 1.194
    Затраты и услуги, не входящие в валовую  продукцию т. руб. 32.243 34.15 1.907 1.06
    Себестоимость товарной продукции т. руб. 45598.862 54460.982 8862.12 1.19
    Управленческие  расходы т. руб. 1929.744 4840.357 2910.6 2.5
    Коммерческие  расходы т. руб. 254.832 170.495 - 84.337 0.67
    Полная  себестоимость товарной продукции т. руб. 47783.438 59471.834 11688.396 1.24
    Товарная  продукция т. руб. 51895.346 62433.076 10537.73 1.2
    Затраты на 1 рубль товарной продукции руб. 0,88 0,87 -0,01 0,99
     
     

               Как видно из таблицы произошло  увеличение себестоимости на 24%. Это произошло из-за того, что произошло увеличение затрат по всем статьям сметы затрат на производство: «топливо», «энергия», «прочие денежные расходы», в которые входят материалы, налоги, включаемые в себестоимость продукции, величина которых зависит от объема реализации.

    и т.д.

          На предприятии в 2001 году незначительно,  но увеличился штат работников, как и объем оплаты труда,  что привело к увеличению затрат по статье «Фонд оплаты труда» и, следовательно, по статье «Отчисления на социальные нужды».

              Таким образом, наибольшую долю в структуре затрат на производство продукции занимает статья «Прочие денежные расходы», фактически представляющая стоимость основных и вспомогательных материалов, а также налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции.

          Для дальнейшего анализа рентабельности и прибыльности воспользуемся отчетом  о прибылях и убытках ЗАО «Парадигма», представленным в таблице 2.5. 

    Таблица 2.5.

    Отчет о  прибылях и убытках (тыс. руб.)

    Наименование  показателя Код 2000 год 2001 год
    Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 51895.346 62433.076
    Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 020 45598.862 54460.982
    Коммерческие  расходы 030 254.832 170.495
    Управленческие  расходы 040 1929.744 4840.357
    Прибыль (убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) 050 4111.908 2961.242
    Проценты  к получению 060 0.131 0.505
    Проценты  к уплате 070 67.758 78.387
    Доходы  от участия в других организациях 080 0 0
    Прочие  операционные доходы 090 0 505.775
    Прочие  операционные расходы 100 861.882 680.775
    Внереализационные доходы 120 875.541 892.805
    Внереализационные расходы 130 1521.582 1917.699
    Прибыль (убыток) отчетного года (стр. 050+060+070+080+090-100+120-130) 140 2536.358 1653.464
    Налог на прибыль 150 431.313 814.751
    Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 2105.045 838.713
     

          1. Прибыльность:

    ПРИБ = ПР/ВР,

    где ПР – прибыль (убыток) от реализации;

        ВР  – выручка от реализации.

    ПРИБ2000 = 4111.908 / 51895.346 * 100% = 7,9 %

    ПРИБ2001 = 2961.242 / 62433.076 * 100% = 4,74 %

    2. Общая рентабельность (совокупного капитала):

    Роб = ЧП/БАЛ,

    где ЧП – чистая прибыль (убыток);

        БАЛ  - итого затрат по балансу-нетто. 

    Роб 2000 = 2105.045 / 9016.322 * 100% = 23,3%

    Роб 2001 = 838.713 / 14772.551 * 100% = 5.7 % 

    3. Рентабельность  по основной деятельности:

    Род = ПР/З,

    где З – сумма  затрат на реализацию.

    З = Форма 2 (Строки 020 + 030 + 040)

    Род 2000 = 4111.908 / (45598.862 + 254.832 + 1929.744) = 8.6 %

    Род 2001 = 2961.242/ (54460.982 + 170.495 + 4840.357) = 5 % 

          В 2001 году прибыль от реализации товаров  составила 2961.242 тыс. рублей. Проведем факторный анализ прибыли:

          – изменение прибыли за счет увеличения выручки от реализации:

    ΔПРвр = ((ВР2001 – ВР2000) / ВР2000) * ПР2000

    ΔПРвр = ((62433.076 – 51895.346)/ 51895.346) * 2961.242 = 601.3

          – за счет увеличения себестоимости:

    ΔПРсс = СС2001 – СС2000 * (ВР2001 / ВР2000)

    ΔПРсс = 54460.982 – 45598.862 * (62433.076 / 51895.346) = -397

          – за счет снижения коммерческих расходов:

    ΔПРкр = КР2001 – КР2000 * (ВР2001 / ВР2000)

    ΔПРкр = 170.495 – 254.832 * (62433.076/ 51895.346) =  – 136

    • за счет увеличения управленческих расходов:

    DПРур= УР2001 – УР2000 * (ВР2001/ ВР2000)

    DПРур= 4840.357 – 1929.744 * (62433.076/ 51895.346) = 2518.8

    ΔПР = ΔПРврΔПРссΔПРкр - DПРур

    ΔПР = 601.3 – (- 397) – (– 136) – 2518.8 = - 1384.5 

          Таким образом, общее снижение прибыли  от реализации продукции составило 1384.5 тыс. рублей. Чистая прибыль предприятия в 2001 году составила 838.713 тыс. рублей. Снижение чистой прибыли предприятия в 2001 году произошло за счет роста управленческих расходов и увеличения суммы налога на прибыль. Также снизились и показатели рентабельности по, что также связано с увеличением затрат. 
     
     

    2.4. Выводы по главе  и рекомендации 

           В 2001 году по сравнению с 2000 ЗАО «Парадигма» увеличило объемы производства продукции на 20%.

           По сравнению с 2000 годом себестоимость  товарной продукции выросла на 19%. Но так как темп рост себестоимости  не превысил темпа роста товарной  продукции, а даже ниже его на 1%, то можно говорить об относительном снижении себестоимости товарной продукции.  Также это подтверждается и данными о снижении затрат на 1 рубль товарной продукции на 1%.

          Предприятие добилось увеличения  объема производства и соответственно увеличения валовой прибыли на 23%. Но тем не менее, в 2001 году наблюдается значительное снижение чистой прибыли по сравнению с 2000 годом, что можно увидеть из более глубокого анализа затрат на производство, прибыльности и рентабельности.

         Наблюдается общее снижение показателей  прибыльности и рентабельности, как уже было сказано, за  счет снижения прибыли и увеличения  затрат.

         Снижение чистой прибыли предприятия  в 2001 году произошло за счет  роста управленческих расходов  и увеличения суммы налога на прибыль в связи с отменой льгот по этому налогу.

          В конце 2001 года ЗАО «Парадигма»  перешла на новую систему оплаты  своей продукции. По новой системе  клиенты обязаны платить лишь  за действительно отгруженную  продукцию, без пятидесяти процентной предоплаты. Соответственно в конце года предприятие ощутило некоторую нехватку оборотных средств. Безусловно, данный факт не мог не отразиться на некоторых показателях динамики баланса.

           Достаточно низкий уровень некоторых  показателей указывает на некоторые трудности предприятия при покрытии обязательств, на неустойчивое финансовое состояние, но, тем не менее, предприятие способно сохранять равновесие. Несколько увеличился показатель соотношения заемных и собственных средств, в связи с тем, что в 2001 году предприятие получило банковский кредит.

                Относительные показатели финансовой устойчивости показывают достаточную обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами. Также было выявлена и достаточная мобильности средств предприятия.

          В целом ЗАО «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью. Также многие факты указывают и на достаточно высокий уровень деловой активности предприятия.

                         Можно дать следующие рекомендации:

                В ходе исследования было выявлено, что производственные мощности предприятия загружены на 70%, т.е. даже при существующем уровне развития производства необходимо проводить мероприятия по увеличению сбыта продукции. Для этих целей на предприятии создали отдел маркетинга, который и начал заниматься поиском новых рынков сбыта продукции.

                Несмотря на то, что качество  продукции ЗАО «Парадигма» достаточно  высоко, уже сейчас ощущаются  недостатки в оборудовании, на  котором печатается продукция.  Оборудование уже достаточно старое и дальнейшее повышение качества продукции без обновления оборудования не представляется возможным. Таким образом, увеличение объема производства  (для которого пока еще имеются резервы производственной мощности), позволит предприятию увеличить прибыль и пустить часть средств на обновление оборудования.

             Значительный объем своей выручки  предприятие имеет от оптовой  продажи кондитерских изделий,  которые поступают в качестве  оплаты за поставленную продукцию  по ценам фабрики - производителя.  Для увеличения объема выручки предприятию, возможно, следует организовать магазины розничной торговли кондитерскими изделиями. Так как предприятие получает кондитерские изделия по ценам производителя и оплачивает только половину транспортных расходов по их доставке, то и себестоимость данных кондитерских изделий достаточно низкая. То есть, продавая данные кондитерские изделия по рыночным ценам, можно получить  большую прибыль, чем от торговли по оптовым ценам.

      
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 3

    Автоматизированные  системы обработки информации 

    3.1. Обоснование целей  создания АСОИ 

           На  сегодняшний день информация является одним из самых ценных ресурсов в деятельности любого предприятия. Способность фирмы быстрее всех собрать, обработать, проанализировать необходимую информацию и принять решение, используя современные информационные технологии, выводит ее на лидирующие позиции на рынке. Все большее число руководителей понимают, что максимально эффективной является комплексная автоматизированная система обработки информации, которая охватывает все бизнес-процессы, протекающие на предприятии.

          В развитии любой организации наступает  момент, когда сложность задач  управления превосходит способность  всех активных членов общества в переработке информации. Эта ситуация называется «вторым информационным барьером». Только мерами организационного и экономического характера невозможно решить проблемы после перехода через этот барьер. Их необходимо дополнить ростом производительности труда в управлении, а это возможно только при условии внедрения современных средств электронно-вычислительной техники. Именно поэтому в настоящее время возникает необходимость в создании автоматизированных систем обработки информации (АСОИ).

          Таким образом, целью создания АСОИ на предприятии  является повышение эффективности управления предприятием и его деятельности в целом, прежде всего, за счет повышения оперативности обработки информации и снижения себестоимости продукции.

               Основными показателями экономической  эффективности функционирования АСОИ является повышение эффективности производства в виде увеличения прибыли, рентабельности, снижения численности персонала и издержек на производство продукции.

           Автоматизацией  управления производством в ЗАО  «Парадигма» занимается системотехник.

           В  1995 году в ЗАО «Парадигма» была внедрена локальная вычислительная сеть, рассчитанная на 15 пользователей. В дальнейшем число пользователей расширялось по мере появления большего количества компьютерной техники.

           Рабочие станции  сети ЗАО «Парадигма»  представляют собой IBM-совместимые компьютеры от Pentium 100 до мощных компьютеров на базе Pentium-III.

           Все рабочие станции  сети функционируют  в многозадачном режиме среды Windows-95 или Windows-98.

           В течение дня каждый работник имеет  свободный доступ к Internet и имеет возможность пользоваться электронной почтой. С любого компьютера в организации можно получить всю информацию, находящуюся на жестких дисках компьютеров компании при наличии соответствующих паролей и кодов доступа. 
     

    3.2. Определение комплексов  задач (подсистем) в АСОИ 

           В соответствии с организационной  структурой ЗАО «Парадигма», представленной на рис. 1.1, информационные потоки организации  можно укрупненно разделить на два  вида: потоки информации, идущие из структурных  подразделений в исполнительный аппарат; и потоки информации, выходящие из исполнительного аппарата в структурные подразделения.

           Основу  первого вида потоков составляет, в основном, информация в виде различных отчетов о различных сферах деятельности структурного подразделения, например, фактические сметы затрат на производство продукции.

           Информационные  потоки второго вида включают в себя приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями.

           Обмен информацией ведется непрерывно, однако его интенсивность увеличивается в конце каждого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года).

           Таким образом, основными подсистемами АСОИ ЗАО «Парадигма» являются:

      1. Текущее управление производством.
      2. Оперативное управление производством.
      3. Бухгалтерский учет.
      4. Управление кадрами.

           Целью подсистемы текущего управления является балансовая увязка трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения  производственного процесса. Основными задачами подсистемы являются следующие:

      • составление плана производства;
      • планирование себестоимости;

           Целью подсистемы оперативного управления является информационное обеспечение выполнения плана выпуска продукции при  эффективном использовании производственных ресурсов. Основной задачей подсистемы является:

      • оперативный учет хода производства.

           Целью подсистемы бухгалтерский учет является повышение оперативности и достоверности учетной информации. Основными задачами подсистемы бухгалтерского учета являются:

      • учет состояния средств предприятия;
      • отражение хозяйственных операций, их влияния на состояние средств и результаты деятельности предприятия;
      • учет выполнения установленных планов производства и реализации продукции, себестоимости и прибыли;
      • контроль за законностью производимых хозяйственных операций, сохранностью имущества и соблюдением финансовой дисциплины;
      • систематический экономический анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности и выявление резервов производства;
      • своевременное составление и представление установленной отчетности.

           Цель  подсистемы управления кадрами является улучшение планирования и использования рабочей силы на предприятии. Основными задачами являются:

      • учет личного состава работающих;
      • учет и анализ движения кадров.

         Более подробно нам бы хотелось  рассмотреть одну из задач  бухгалтерского учета. Это задача  расчета результата деятельности предприятия по итогам месяца, расчет  прибыли. 
     
     

    3.3. Постановка задачи  «Расчет прибыли» 

    3.3.1. Организационно-экономическая  сущность задачи. 

           Задача  «расчет прибыли по итогам месяца»  относится к подсистеме расчеты  результата деятельности предприятия и решается для руководства предприятия.

                Целью данной задачи является автоматизация процесса расчета прибыли.

                Задача решается для того,  чтобы была возможность проследить  изменение прибыли в течение  года, для того, чтобы вовремя предпринять необходимые меры в случае возникновения финансовых сложностей.

                Данная задача решается  каждый  месяц.

                Прибыль определяется по всему  предприятию в целом, используя  данные о продажах продукции  за месяц и издержках производства.

                Исходной информацией для  решения задачи  являются документы, отражающие данные о продажах продукции и расходах на производство (счета-фактуры, накладные, товарные чеки и т.д.). Исходная информация фиксируется в журнале регистрации хозяйственных операций. 
     

      3.3.2. Информационная база  задачи 

         Входная оперативная информация, используемая для решения задачи, приведена  в таблице 3.1.

         Таблица 3.1. 

      Наименование 

      документа

      Используемые

      реквизиты

      Значность Условное 

      обозначение

      Журнал  регистрации

      хозяйственных

      операций

      Операция

      Месяц

      Код отнесения  сумм

      Сумма без  НДС

      9

      99

      99

      9(9)

      О

      М

      С

      V

     

            Для решения задачи «Расчет прибыли» используются результаты расчета других задач. Перечень массивов и их носителей приведен в таблице 3.2. 
       

    Таблица 3.2.

    п/п

    Наименование

    массива

    Код массива Наименование 

    используемых

    реквизитов

    Значность Условное

    обозначение

    1 Расходы по  счетам 01 № счета

    Месяц

    Сумма

    99

    99

    9(9)

    Ac

    M

    V

    2 Доходы по счетам 02 № счета

    Месяц

    Сумма

    99

    99

    9(9)

    Ac

    M

    V

       

            Результаты решения задачи сохраняются на машинном носителе, а также выводятся на печать в виде выходной машинограммы, форма которой приведена в таблице 3.3. 

         Таблица 3.3.

         Прибыль от результатов деятельности

         ЗАО «Парадигма» за ____________200  года

    Доходы

    всего

    Расходы

    всего

    Финансовый

    результат

         
     
     
     
     
     
     
     

    3.3.3. Алгоритм решения задачи 

            Алгоритм решения задачи представлен на рисунке 3.1.

         

         НачалоYY

         

           

           

         

         

           
     

         

           

           

         

           

           

         

           

           
     
     

         Рис. 3.1. Алгоритм решения  задачи 

           После введения с клавиатуры исходной информации (таблица 3.1.), программа проверяет значение величины показателя «Код отнесения сумм» (С). Если его значение равно 1, это свидетельствует о том, что данная сумма относится к статьям расходов и, соответственно, относится на дебет или кредит соответствующих счетов (Ac). Если значение равно 2, то данная сумма является доходом и относится также на соответствующие ей счета (Ac).

           Далее, все расходы списываются  на дебет счета 99 «Прибыли и  убытки», а все доходы в кредит  счета 99 «Прибыли и убытки».

               После выполнения данной процедуры,  программа предлагает один из  двух вариантов действия:  продолжить ввод информации или закончить работу.

               Если предлагается закончить  работу, программа сопоставляет  дебет и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» и выводит финансовый результат в виде выходной машинограммы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Заключение 

               ЗАО «Парадигма» успешно работает  на рынке полиграфической продукции  уже 10 лет, что уже является  отличным показателем для суровых рыночных условий Российской Федерации. Основной вид деятельности - издательская, полиграфическая и рекламная.

             Предприятие имеет цель -  получение  прибыли, ставя при этом перед  собой задачи: расширение рынка  сбыта, улучшение качества продукции,  установление приемлемых для клиентов цен и условий оплаты.

             Кредо ЗАО «Парадигма» – добротность  исполнения, стабильность качества, обязательность выполнения договоренностей. 

           «Парадигма» является закрытым  акционерным обществом. Высшим  органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью ЗАО «Парадигма» осуществляет Совет директоров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором Общества.

          Основными видами продукции   ЗАО «Парадигма» являются: картонная упаковка, этикет, цветоделительные пленки. Продукция предприятия обладает очень высоким качеством и оригинальностью дизайна, что не раз отмечалось на общероссийских выставках полиграфической продукции. Предприятие имеет множество дипломов различной степени.

             В 2001 году по сравнению с  2000 ЗАО «Парадигма» увеличило  объемы производства продукции  на 20%.

           По сравнению с 2000 годом себестоимость  товарной продукции выросла на 19%. Но так как темп рост себестоимости не превысил темпа роста товарной продукции, а даже ниже его на 1%, то можно говорить об относительном снижении себестоимости товарной продукции.  Также это подтверждается и данными о снижении затрат на 1 рубль товарной продукции на 1%.

            Но, тем не менее, в 2001 году  наблюдается  снижение чистой  прибыли по сравнению с 2000 годом  за счет роста управленческих  расходов и увеличения суммы  налога на прибыль в связи  с отменой льгот по этому  налогу.

             Анализ динамики баланса показал, что, несмотря на то, что финансовые показатели предприятия далеки от совершенства и существует некоторая неустойчивость финансового состояния, тем не менее, предприятие способно сохранять равновесие, достаточно обеспечено собственными средствами для формирования запасов и покрытия затрат. Также была выявлена и достаточная мобильность средств предприятия.

          В целом ЗАО «Парадигма» обладает нормальной рыночной устойчивостью и имеет высокий уровень деловой активности.

              На предприятии широко применяется электронно-вычислительная техника, создана локальная компьютерная сеть, которая ускоряет и облегчает процесс получения необходимой информации. Все существующие процессы обработки информации на предприятии автоматизированы, что существенно повышает производительность труда. Примером является полная автоматизация бухгалтерского учета.  В данном курсовом проекте нами была рассмотрена одна из задач, решаемых с помощью этой системы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы 

    1. Петров  К.Е. Справочник по полиграфии. – М.: Кроу, 1998
    2. Журналы «Полиграфия». – М: Роспечать, 1998-2001.
    3. Журналы «Тара и упаковка». – М: Роспечать, 1996-1999
    4. Кибанов А.Я., Ивановский Л.В. Управление персоналом. Учеб.-практ. пособие. – М., 1999.
    5. Мескон Е., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело Лтд, 1992.
    6. А.В.Молодчик. Менеджмент, стратегия, структура, персонал. М,1997
    7. Бадаш Х.З. Организация производства на предприятии: Учебное пособие. Ижевск, Издательство Удмуртского университета, 1996.
    8. Бадаш Х.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. Ижевск, Издательство Удмуртского университета, 1995.
    9. Бадаш Х.З. Головина О.Д. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплинам (для студентов дневного и заочного отделений и слушателей АПП). Ижевск, Издательство ИЭиУ, 2002
    10. Устав ЗАО «Парадигма»
    11. Отчет о прибылях и убытках за 2000-2001 годы
    12. Баланс предприятия за 2000-2001 годы
  • Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия