Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:14, реферат
целью работы: исследовать в теоретическом плане сущность и значение активных операций коммерческих банков, а также проанализировать практику осуществления данных операций.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
• определить сущность активных операций коммерческих банков;
• выяснить структуру активов активных операций банков и кратко охарактеризовать основные из них;
• изучить основные аспекты анализа активных операций коммерческих банков России;
• выявить основные проблемы совершенствования активных операций.
Введение………………………………………………………………………….…………2
1. Активные операции, их роль и место в банковской деятельности……..………...4
2. Анализ деятельности коммерческих банков в части активных операций……….8
3. Принципы организации и новые пути повышения эффективности активных операций коммерческого банка…………..………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………...………20
Список литературы………………………………………………………………………..22
В отдельных случаях, когда уровень ликвидности коммерческого банка существенно снижается и он не может самостоятельно решить возникшие временные проблемы, связанные с выполнением своих обязательств перед своими клиентами, соответствующую экономическую помощь ему оказывает ЦБ России, который главным образом осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.
Мировой и отечественный опыт позволяет определить классические рычаги воздействия Центрального банка на кредитные институты с целью поддержания их ликвидности. Эти рычаги следующие:
резервирование средств в Центральном банке;
рефинансирование;
операции Центрального банка на открытом рынке;
ограничения объема ссуды одному заемщику.
Одновременно этот опыт позволяет назвать наиболее типичные причины нарушения ликвидности банков. Такими причинами являются:
внутренние:
несбалансированность кредитных ресурсов и вложений по срокам и суммам;
выдача крупных кредитов одному заемщику;
ошибки в оценке залога;
неправильное использование резервного капитала и фондов страхования кредитных рисков;
недооценка кредитного риска (в том числе возможности его увеличения);
- злоупотребление и ошибки в управлении;
- недостоверность данных бухгалтерского учета;
внешние:
экономический кризис, спад производства;
сильная инфляция.
Сейчас наиболее часто встречающиеся в практике российских банков внутренними причинами нарушения ликвидности являются:
отсутствие практики оценки кредитных рисков на базе показателя кредитоспособности заемщиков;
недостаточная профессиональная подготовленность кадров.
Таким образом, выполнять задачу управления ликвидностью активов, поддержание ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдение требований предъявляемых к нему со стороны ЦБ России. В этих целях коммерческий банк должен все время наращивать собственный капитал, стремиться к формированию "надежных" и дешевых кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов, с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования акционеров, вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка.
3. Принципы организации и новые пути повышения эффективности активных операций коммерческого банка.
Термин "коммерческий банк" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали в основном торговлю. Клиентами банков были торговцы. Постепенно, с развитием промышленного производства возникли операции по кредитованию производственного цикла.
В странах, имеющих развитую кредитную систему, особенностью современной банковской деятельности является выполнение множества банковских операций с широкой клиентурой. Например, крупнейшие коммерческие банки (клиринговые банки) Великобритании используют в своей деятельности около 100 различных видов операций по обслуживанию клиентов, коммерческие банки США – свыше 150 видов операций, банки Японии – около 300 видов.[1]
В настоящее время в США насчитывается более 15000 коммерческих банков, наиболее распространены из них – бесфилиальные банки, т.е. банки без отделений (филиалов). Поэтому США является страной с самым большим количеством коммерческих банков. Например, в Канаде все банковские услуги предоставляют не более 20 банков, имеющих широкую сеть филиалов.
Коммерческие банки – это универсальные учреждения, проводящие операции в различных сферах рынка ссудного капитала. На долю коммерческих банков в США приходится около 35% общей суммы активов всех финансовых учреждений страны. Крупные банки предоставляют полный комплекс финансового обслуживания,
включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д., причем все операции сопровождаются высоким уровнем обслуживания. Коммерческие банки выполняют роль основного, базового звена кредитной системы США.
ФРГ [3]
Ведущее положение в этой стране занимает группа коммерческих банков, которую возглавляет "большая тройка" банков: Дойчебанк, Дрезднербанк и Коммерцбанк, которые сосредоточили у себя более 50% вкладов и 40% предоставляемых кредитов.
Коммерческие банки в ФРГ выполняют также функции инвестиционных банков, занимаясь размещением ценных бумаг и долгосрочным кредитованием.
Возникновение Российского банковского дела отмечено на рубеже ХVIII и XIX вв. появлением казенных банков, главной задачей которых было направление денежных накоплений на поддержание класса российских помещиков. По мере развития экономики изменялась и активизировалась роль акционерных и коммерческих банков России.
Банковская система была неэффективной, ее воздействие на производство было крайне недостаточным.
Несмотря на определенные недостатки и проблемы, выявленные в ходе проведения банковской реформы в России, достигнута главная цель: клиент имеет возможность сам выбирать себе финансового посредника, который стремиться выполнить для клиента широкий круг операций, чтобы повысить рентабельность, расширить доходную базу, и все это происходит в условиях конкуренции.
Банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее в структуру нового типа. За годы реформы произошли следующие преобразования:
1) ликвидация государственной монополии на банковское дело. После долгого перерыва право на создание банков получили различные экономические агенты - юридические и физические лица,
2) переход к формированию двухуровневой банковской системы, принятой в мире, при которой на первом уровне сосредоточивается эмиссионное дело (ЦБ России), на втором - функционируют коммерческие банки, обслуживающие потребности предприятий и населения;
3) перевод деятельности банков на законодательную основу: выходят законы, определяющие задачи и регламентирующие деятельность, как Центрального банка России, так и коммерческих банков Эмиссионный банк выводится при этом из подчинения исполнительной власти и передается в ведение законодательной власти;
4) децентрализация управления банковской сферой Вместо Государственного банка СССР с его централизованной системой управления кредитными ресурсами, а затем правлений специализированных банков (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и Жилсоцбанка СССР) с вертикальной схемой управления создана сеть коммерческих банков, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц;
5) акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в том числе частного капитала. Разгосударствление собственности на банковский капитал породило сеть кредитных учреждений, адекватную типам собственности в стране;
6) коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности коммерческого банка становится получение прибыли, развитие рыночной мотивации в работе кредитных учреждений, сферы услуг и качества обслуживания клиентов;
7) изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Наряду с банками в стране начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, аудиторские фирмы и страховые компании, к лучшему менялась система кредитования предприятий. Сложившаяся в то время банковская система России вместе с тем имела еще недостроенное "здание". Можно сказать, что пока был создан определенный каркас нового банковского комплекса, впереди, предстояла значительная работа по модернизации содержания, стиля и методов банковского обслуживания, были необходимы значительные усилия по стабилизации денежного обращения, повышению роли кредитной системы в развитии экономики.
Можно утверждать, что в течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы России.
|
|
|
| 2517 банков |
|
|
| 2019 банков |
|
|
| 1776 банков |
|
|
|
| 3518 филиалов | 4539 филиалов | 5486 филиалов |
| 358 банков |
|
|
|
1-й кооп. банк | . 710 филиалов |
|
|
|
24.08.1988 | 3.08.1990 | 1.05.1993 | 1.01.1994 | 1.01.1995 |
Рис.1. Динамика роста числа зарегистрированных кооперативных и коммерческих банков в РФ.
Количество банков в России в последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 - 600 банков. И действительно, прогнозы аналитиков по количеству банков вполне реальны. Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на количество банков в свете последних изменений в законодательстве по размеру уставного фонда. Итак, сколько банков в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2011 г. количество коммерческих банков в России составляет – 1012, из них - 406 (40,1%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб., и 250 (24,7%) банков, которые балансируют на этой грани.
Из общего количества банков на 2011 год - 514 банков, или 50,8 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,4 млн. человек получается, что на каждые 20.0 тысяч населения столицы приходится один банк.
На 01.01.2011 года количество банков составило 1012. Так, количество банков за 2008 год сократилось на 28 банков (2,46%), за 2009 год на 50 банков (4,51%), а за 2010 год еще 46 банков, и сокращение по Федеральным округам распределяется почти одинаково. Если так и дальше пойдет, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть.
Общее количество банков России в разрезе Федеральных округов распределяется так:
| Количество действующих банков России | На 01.01.2008 г. | На 01.01.2009 г. | На 01.01.2010 г. | На 01.01.2011 г. | снижение (-)/рост (+) к 01.01.2010 г. | |
1. | ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 632 | 621 | 598 | 585 | - 13 | |
г.Москва | 555 | 543 | 522 | 514 | - 8 | ||
2. | СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 81 | 79 | 75 | 71 | - 4 | |
3. | ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 118 | 115 | 113 | 47 | - 66 | |
4. | СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
| - | - | - | 57 | +57 | |
5. | ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 134 | 131 | 125 | 118 | - 7 | |
6. | УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 63 | 58 | 54 | 51 | - 3 | |
7. | СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 68 | 68 | 62 | 56 | - 6 | |
8. | ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 40 | 36 | 31 | 27 | - 4 | |
| Всего по РФ | 1 136 | 1 108 | 1 058 | 1 012 | - 46 |