Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является получение необходимых знаний об административной ответственности юридических и должностных лиц. Из цели работы вытекают следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности юридических и должностных лиц в Российской Федерации.
Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Административная ответственность юридических лиц…………….4
2. Административная ответственность должностных лиц……………11
Заключение……………………………………………………………....14
Список использованной литературы…………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Административная ответственность.docx

— 35.18 Кб (Скачать)

Этот  протокол подписывается в том числе законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя. И в этих контекстах термин “представитель” неудачен. В протоколе должны быть указаны сведения о законном представителе юридического лица или ином сотруднике организации, присутствовавшем при осмотре, сведения об индивидуальном предпринимателе или ином присутствовавшем при осмотре работнике5.

 

 

 

 

 

 

 

2. Административная ответственность  должностных лиц

 

Как институт отрасли административного  права административная ответственность  должностного лица представляет собой  урегулированные нормами административного  права общественные отношения, возникающие  по поводу применения субъектами  административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке  административных наказаний к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В качестве признаков, составляющих содержание административной  ответственности должностных лиц  и  отражающих  ее специфику, выступают:

- субъект - должностное лицо, характеризующееся  наличием специального правового  статуса;

- основание - должностное административное  правонарушение;

- обособленная   совокупность   правовых  норм,   регулирующих административную ответственность должностных лиц;

- ограниченный перечень мер  административной ответственности,  применяемых к должностным лицам6.

Административную  ответственность  должностных  лиц  следует понимать как единую целостную правовую категорию, представляющую собой особый вид социальной связи, где одна сторона (ответственная) – должностное лицо — обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными санкциями, а другая сторона - орган административной юрисдикции - контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права.

Одной из основных функций административной ответственности должностных лиц  наряду с регулятивной,. контрольной, охранительной, карательной и др. является стимулирующая. Именно она показывает социальную ценность административной ответственности как средства обеспечивающего соблюдение дисциплины и законности должностными лицами при осуществлении служебной деятельности.

С позиции правового стимулирования административная ответственность  должностных лиц представляет собой  систему мер морального, материального  и психического воздействия уполномоченных на то органов административной юрисдикции на сознание, волю должностного лица в  целях достижения согласно требованиям, закрепленным в нормах административного  права, должного поведения, соответствующего интересам общества.

Анализ научных источников, посвященных  вопросам определения понятия должностного лица, позволяет сформулировать вывод  о том, что организационно-правовой основой понятия «должностное лицо»  является его правовой статус. Под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления,  а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности.

 Юридическим основанием административной  ответственности должностных лиц    выступает должностное административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, совершенное им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, отличающееся от других административных правонарушений физических лиц повышенной общественной опасностью, возникающей в силу обладания должностным лицом специального правового   статуса (положения), и влекущее установленную КоАП РФ и законами субъектов  Федерации об административных правонарушениях административную ответственность7.

Принятие Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепившего легальное  понятие должностного лица как субъекта административной ответственности, не исчерпало этим всей проблемы. Анализ действующего законодательства показывает, что термин «должностное лицо» употребляется в различных отраслях права, и каждый нормативный правовой акт трактует его с учетом их особенностей Очередной задачей, стоящей перед наукой административного права, и Соответственно следующим шагом в нормотворчестве должно стать формирование единого общеправового понятия должностного лица.. Его концепция видится в разработке определения, представляющего собой собирательную конструкцию по содержанию, которое станет основой, позволяющей раскрыть понятие должностного лица применительно к конкретной сфере деятельности (публичной или частной) и с учетом специфики соответствующей отрасли права. В связи с этим необходимо принятие соответствующего законодательного акта, которым должен стать федеральный закон «О должностных лицах в Российской Федерации»8.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие  выводы. На сегодняшний день институт ответственности юридических лиц становится активно востребованным и оправданным еще и в силу того, что у нас возникает множество хозяйствующих субъектов (акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от государственных предприятий, ясной и формально установленной структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.

Кодексом об административных правонарушениях 60—70% составов правонарушений нового предусматривается ответственность юридических лиц.

С принятием КоАП значительно  была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических  лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила  рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об администратвных правонарушениях.

Несмотря на то, что должностные  лица давно являются субъектами административной ответственности, законодательное  определение понятия «должностное лицо» долгое время отсутствовало. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вступивший в действие с 1 июля 2002 г., закрепил понятие должностного лица. Однако при этом возник вопрос о возможности применения этого термина на практике. Ведь должностные лица, являясь специальными субъектами административной ответственности, обладают сложным по своей природе правовым статусом — понимание и раскрытие его содержания способствует правильной квалификации административных правонарушений, совершаемых должностными лицами, правоприменительными органами.

Следует отметить, что в правовой науке категория должностного лица не только  находила свое определение, но и служила предметом дискуссий. В отрасли административного права отсутствует единое мнение об общеправовом понятии должностного лица и форме его законодательного закрепления. Кроме того, имеющиеся по данному вопросу работы написаны до появления законодательного определения в КоАП РФ, что делает необходимым дальнейшее его изучение.

И, наконец, в связи с принятием  нового Кодекса отдельного внимания заслуживает правовая категория  должностного административного правонарушения как юридического основания административной ответственности должностных лиц. А это, в свою очередь, требует  пересмотра учения о составе должностного административного правонарушения и анализа новых составов должностных  административных правонарушений, предусмотренных  КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. ФЗ РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 ч. 1. Ст. 2.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1

 

Литература:

 

  1. Административное  право (Общая часть) / Под ред. В. П. Сальникова. – СПб.: СПб., 2008.
  2. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007.
  3. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 2007. № 12.
  4. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. // Государство и право. 2007. № 3.
  5. Колесническо Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности должностных лиц // Журнал российского права. 2006. № 10.
  6. Коренев А. П. Административное право России. Учебник в 3-х т. Часть 1. М., 2006.
  7. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2008. № 11.

1 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М., 2008. – с. 322.

2 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007. – с. 285.

3 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М., 2008. – с. 324.

4 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007. – с. 287.

5 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007. – с. 288.

6 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007. – с. 309.

7 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. М., 2008. – с. 324.

8 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2007. – с. 309.

 


Информация о работе Административная ответственность