Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:28, творческая работа
Три столетия назад стекловар из Гусь-Хрустального Ефим СМОЛИН преподнес Петру I стеклянный сосуд c водкой, предварительно похвастав, что он не бьется. Император взял да и грохнул его оземь со словами: «Стакану быть!», а тот взял и разбился
Три столетия назад стекловар из Гусь-Хрустального Ефим СМОЛИН преподнес Петру I стеклянный сосуд c водкой, предварительно похвастав, что он не бьется. Император взял да и грохнул его оземь со словами: «Стакану быть!», а тот взял и разбился
Однако царского гнева не последовало, а народная молва интерпретировала его призыв иначе – «Стаканы бить». С тех пор и повелась традиция бить стеклянную посуду на счастье во время застолья.
Известно, что граненый стакан был утвержден Павлом I как норма суточной раздачи солдатской «винной порции». Он вмещал ровно 200 граммов хлебного вина. Кроме того, такой стакан было удобнее держать в руках, чем простой гладкий. Полностью лишенный индивидуальности, этот тип посуды отвечал павловской доктрине упорядоченности жизни.
А вот в известном нам виде «гранчик» появился 11 сентября 1943 года (в следующем году граненый советский стакан отметит 70-летний юбилей).
По одной из версий, его придумала сама Вера Мухина, скульптор, автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница». Якобы Мухиной поставили вполне конкретную задачу – создать такой сосуд для питья, который не отличался бы хрупкостью. Посудомоечные машины тех лет с посудой не церемонились, а если быть точнее - били нещадно. А вот граненый стакан благодаря своим знаменитым параметрам оставался невредимым. Даже при падении с метровой высоты на кафель у него есть все шансы остаться целым. Стакан может быть с 12, 14, 16 и 18 гранями, но бывает и с 17 гранями. Объем, к которому привыкли хозяйки, – 200 мл. Миллионы пирогов испеклись благодаря выверенному объему граненого стакана.
Хранитель коллекции стекла Музея Хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алла ЧУКАНОВА рассказала, что пока нет подтверждения тому, что к окончательной «версии» гранчика причастна В.Мухина, но и опровержений тоже нет. Ободок был придуман для того, чтобы было удобно губам и чтобы напиток тёк в рот в одной точке, а не со всех граней сразу. Кроме того, ободок в 250-граммовом стакане вмещает ровно пятьдесят граммов, в отличие от лежащих ниже двухсот. Таким образом, Вера Мухина, не изобрела граненый стакан как таковой, а создала, что называется, стаканный ГОСТ, прозрачное изделие с двенадцатью гранями, возведя народное творчество в профессиональный канон. В 1943 году на Гусевском хрустальном заводе был выпущен первый советский граненый стакан. Он был 8-гранным, позднее - 10-гранным. Но архивные документы говорят нам о том, что стаканы на Гусевском хрустальном заводе изготавливались методом ручного пресса с 1927 по 1940-е годы, когда стали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. Изделия стали более тонкостенными и выпускались до конца 1950-х годов. Размеры классического советского граненого стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан мог иметь от 8 до 16 граней, но всегда вмещал 200 мл жидкости (или 250, если наполнить его до краев). На дне стакана оттиснуты завод-изготовитель и его цена (как правило, 7 копеек). Они производятся и сегодня. Например, на Опытном заводе в Гусь-Хрустальном до недавнего времени выпускали 20-гранные стаканы. Но выпускающиеся стекольными заводами мира стаканы различных современных форм, с разнообразным оригинальным дизайном, выступают весомыми конкурентами пресловутому граненому стакану, постепенно полностью вытесняя его из нашего быта.
В Музее Хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся образцы стаканов, начиная со второй половины XVIII века до современности. В начале XIX века становится модной посуда из свинцового хрусталя. Тогда стаканы стали украшать алмазной гранью. Но это была дорогая посуда. Для широкого пользования делали стаканы из простого стекла с росписью в виде двуглавых орлов на тулове, так называемые «кабацкие» стаканы. Они были непременными атрибутами трактиров царской России.
Интересно, что именно стакан в XIX веке часто представал в роли сувенира – памятного подарка. Мастера украшали его дарственными и памятными надписями. Делали такие стаканы обычно в так называемые «поделошные» дни, когда рабочим дозволялось изготовлять стеклянные изделия для себя и по-своему. В Гусь-Хрустальном музее хранятся поистине уникальные стаканы. Изготовленные в единственном экземпляре, они представляют собой самобытное творчество гусевских стеклоделов. Наиболее часто на стаканах гравировались надписи «На память», «День ангела» и «Дарю любя».
Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпохуПетра I в городе Гусь-Хрустальный. Гранёный стакан не скатывался со стола, если опрокидывался во время корабельной качки. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до революции стаканы и стопки с гранями в России уже изготавливались[1].
Дизайн гранёного стакана
Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 1940-х, в это время нужно было разработать форму стакана для общепита (удобного для применения в посудомоечных машинах, а заодно и более прочного). «Мухинский» стакан создан с учётом этих требований — гладкое кольцо, идущее по окружности края, и отличает его от традиционной формы «простого гранёного».
Днём рождения гранёного
стакана считается 11 сентября, а
первый советский гранёный стакан был
выпущен в 1943 году старейшим в
России стекольным заводом в городе Гусь-
Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР:
Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.
Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).
В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова.
11 сентября - день граненого стакана
История граненого стакана
гласит, что эта посуда "рождалась"
дважды. Правда, славу обрела во время
второго "пришествия". |
Источник:
Другие ссылаются на мелкобуржуазную
ардекошную сущность стакана, все его
грани и пояски, чуждые простому пролетарскому
искусству. Могло ли такое, с позволения
сказать, изделие родиться в недрах социалистической
культуры, спрашивают они и сами себе отвечают
- граненый стакан Мухина не придумала, стакан
завезен к нам из-за рубежа, как колорадский
жук. Третьи считают, что родина
стакана - древняя Русь. Грани,
по их мнению, произошли от дощечек, скрепленных
обручем, как это делается в бочонке. От
обруча произошел якобы и стеклянный поясок
наверху. Но едва ли в стеклянном несувенирном
изделии была рабски повторена деревянная
форма. Ободок придуман исключительно
для того, чтобы было удобно губам и чтобы
холодная водка или горячий чай с лимоном
текли в рот в одной точке, а не со всех
граней сразу. Кроме того, ободок в двухсотпятидесятиграммовом
стакане вмещает ровно пятьдесят граммов,
в отличие от лежащих ниже двухсот. Так
вот. Вера Мухина, разумеется, не изобрела
граненый стакан как таковой. Зато она
создала, что называется, стаканный ГОСТ,
прозрачное изделие с двенадцатью гранями,
возведя народное творчество в непререкаемый
профессиональный канон.
Наш классический граненый стакан сделал бы честь любой дизайнерской школе, озабоченной социальной миссией дизайна, экологической чистотой и совершенством формы. Недаром в год шестидесятилетия стакана, когда печать славила юбиляра, писали даже, что к рождению знаменитой формы причастен отец супрематизма Казимир Малевич. Да и могло ли быть иначе? Правда, создатель "Черного квадрата" скончался еще в 1935-м, но кого это смущало…