Понятие отрасли права, характеристика основных отраслей права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Метод правового регулирования формируется  из специфического способа взаимосвязи  прав и обязанностей между участниками  урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

     Каждая  отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих  нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере  уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. [3 С. 112]

     При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия  на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений. законодателем или правоприменительными органами, а обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования. 
 
 
 

     Список  использованной литературы. 

1. Алексеев  С.С. Государство и право / Алексеев  С. С. – М.: Юридическая литература, 1996. – 257 с.

2. Кашанина  Т. В., Кашанин А. В. Основы  российского права:    Учебник  для      вузов / Кашанина  Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 784 с.

3. Марченко  М. Н., Дерябина Е. М. Основы  государства и права: Учебник  для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина  Е. М.   — М.: ТК Велби, Издательство  Проспект, 2007. – 360 с.

4. Основы  права: Учебн. пособие для высших  и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. — 448 с.

5.  Пиголкин  А.С. Общая Теория Права / Пиголкин  А.С. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г. – 317 с. 

6.  Хропанюк  Н.В. Теория Государства и Права / Хропанюк Н.В. – М.: ДДТ,  2004 г. – 423 с.  
 
 

Понятие право. Отрасли права.

Право- это совокупность признаваемых в данном обществе и  обеспеченных официальной защитой  нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права( конституционное, административное, гражданское, уголовное  и т.д. ) и институты права ( избирательное  право, институт собственности и  т.д. ) в зависимости от предмета и метода регулирования.

Отрасль права - это основное подразделение системы  права, его главный элемент, который  объединяет между собой институты  права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Отрасль права имеет специфическое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, обслуживающие почти все институты особенной части. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно - правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного Закона (ст. 16 п. 2 Конституции РФ). Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованьями, иные представляют собой компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли включают еще один компонент – под отрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является. Система права это совокупность норм права, объединенных  в институты, подотрасли и отрасли права.

II. Политические  права и свободы граждан по  Конституции РФ .     

 Эти права  и свободы могут быть реализованы  человеком как индивидуально,  так и через объединение с  другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например, право  обращаться в государственные органы или доступа к государственной службе. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или профсоюз из одного человека. В то же время не возброняется шествие и пекетирование в одиночку с транспорантом в руках.     

 В отличие  от личных прав, которые принадлежат  каждому человеку, многие политические  права и свободы принадлежат  только гражданам государства.     

 Свобода печати  и информации. Без свободы печати  нет ни гражданского общества, ни правового государства. Газеты, журналы и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.      

 Первоосновой  свободы печати является право  каждого человека искать и  получать информацию. Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, выступить с публичной лекцией.      

 Конституция  гарантирует свободу массовой  информации. Этот общий принцип  открывает дорогу для беспрепятственного  создания любым лицом газет  и других СМИ и распространения  в них любой информации, не  затрагивающей государственную  тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом.      

 Злоупотребления  свободой печати наносят большой  урон обществу и самой этой  свободе. Они ведут к дестабилизации  обстановки, нарушению общественного согласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественных реформ.     

20 февраля 1995г.  был принят Федеральный закон  об информации, информатизации и  защите информации. Этот закон  призван защищать право собственности  на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовой защиты информации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.     

 Право на  объединение. Для осуществления  жизненных целей и реализации  прав часто необходимо объединение  усилий, создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.      

 По своему  содержанию право на объединение  предусматривает возможность создания  общественных, т.е. негосударственных  , объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанных с реализацией этого права.    

 а) Право  на объединение принадлежит каждому  человеку. Следовательно, граждане  и неграждане, законно находящиеся на территории РФ, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, за исключением иностранцев. Военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Судьям запрещено принадлежать к политическим партиям.        

 Б) Государство  гарантирует свободу общественных  объединений.. За исключением ограничений,  предусмотренных ч.5 ст.13 Конституции,  государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно  и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественное объединениеможет быть ликвидировано только вдвух случаях (и только по решению суда): 1).нарушение ч.5 ст.13 Конституции, иных уголовнонаказуемых деяний, 2) повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач или нарушений закона.     

 в) Никто  не может быть принужден к  вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания, исключает какое- либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.      

 Запрещается  создание партийных организаций  в государственных структурах  – вооруженных силах, милиции,  органах прокуратуры, высших учебных  заведениях. Политические партии  и движения не в праве создавать свои структуры по производственному принципу, т.е. на заводах, в учереждениях и т.д.

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов. Государство  не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц. Специальным законом регламентируются благотворительная деятельность и благотворительные организации.      

 Право на  мирные собрания и публичные  манифестации. В РФ это право  принадлежит только ее гражданам:  собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.      

 Государство  гарантирует право на проведение  публичных мероприятий. Любые  неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публицные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.     

 Право участвовать  в управлении делами государства.  Это право принадлежит  только гражданам РФ , как непосредственно, так и через своих представителей. Конкретно устанавливается право граждан на участие в проведение референдумов и свободных выборов и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.     

 Право избирать  и быть избранным. Это право  граждан стоит в центре всех  процессов формирования органов  государства, т.е. носит властеобразующий характер. Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) реализуется небольшой частью граждан и наступает в разных возрастах  - в зависимости от характера того или иного органа власти. Так для избрания на пост президента РФ нужно достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Гос. Думы – 21 года. Как активное и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.     

Информация о работе Понятие отрасли права, характеристика основных отраслей права