Обзорная экскурсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

Содержание

Введение
1. Особенности организации и проведения обзорных экскурсий
1.1 Особенности проведения обзорных экскурсий…………………………
2. Разработка и составление индивидуального текста экскурсовода на примере экскурсии по городу Бишкек (сити-тур)
2.1 Составление индивидуального текста экскурсовода ……………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Обзорная экскурсия Содержание.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

1. Особенности организации и проведения обзорных экскурсий

1.1 Особенности проведения обзорных экскурсий…………………………

2. Разработка и составление индивидуального текста экскурсовода на примере экскурсии по городу Бишкек (сити-тур)

2.1 Составление индивидуального текста экскурсовода ……………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………………………....

Приложение 1. Маршрут экскурсии

Приложение 2. Технологическая карта экскурсии

Приложение 3. Паспорт экскурсионного объекта


Введение

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

Экскурсионной деятельности свыше ста лет, но наиболее интенсивным было ее развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Экскурсия имеет несколько элементов, как показано на схеме 1.

 

 

Схема 1.Элементы экскурсии

 

Экскурсии подразделяются на несколько различных видов, одним  из которых является – обзорная  экскурсия.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при обзорных экскурсиях излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Обзорные экскурсии на сегодняшний день являются актуальными в связи с тем, что в течение одной  экскурсии экскурсанты имеют возможность получить большой объем информации об истории, культуре, великих деятелей государства, а также обычаях, традициях народа, проживающего на данной территории.

Цель:  Проанализировать особенности обзорных экскурсий и разработать индивидуальный текст экскурсовода на примере обзорной экскурсии по городу Бишкек.

Из  цели нашей курсовой работы выделяются  следующие задачи:

Дать определение обзорным  экскурсиям;

Выявить особенности организации обзорных  экскурсий;

Разработать обзорную экскурсию на примере города  Бишкек.

 


1. Особенности организации и проведения обзорных экскурсий

1.1 Особенности проведения обзорных экскурсий

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Экскурсия имеет свои признаки:

протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Все это необходимо учитывать для того чтобы экскурсия была грамотно составленной и интересной для группы.

 

 

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам пройти четыре этапа:

1.                 увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема;

2.                 услышать об этих объектах необходимую информацию;

3.                 ощутить величие подвига, значение исторического события;

4.                 овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.  решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

 

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия имеет ряд классификаций, но мы выделим классификацию экскурсий по содержанию, см.схему 2.

 

 

 

 

 

 

           Обзорные                                        Тематические

 

Схема 2. Классификация экскурсий по содержанию

Как мы увидели обзорные экскурсии по содержанию делятся на: обзорные и тематические.

Коротко опишем эти два вида экскурсий и выделим наиболее главные отличия друг от друга.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом.

А тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

После того как мы знаем в чем особенность  и отличие этих двух экскурсий, подробнее остановимся на обзорных экскурсиях.

         Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан. Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. И это понятно. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев.

Каждый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзорную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышенной трудности. Выделим некоторые черты, ее характеризующие.

Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки.

Все в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и др.

Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые бы выгодно его окрашивали, подчеркивали его уникальность. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрываются различные стороны жизни города. Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки — одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений.

Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны. Для Бреста — это тема борьбы с фашизмом, показанная на примере сохранившихся со времен Великой Отечественной войны оборонительных сооружений и памятников воинской славы, для Таганрога — все, что связано с жизнью в нем А.П. Чехова, в Магнитогорске главное место займет тема индустриализации страны в годы первых пятилеток и т.д.

В содержании обзорной экскурсии следует верно соблюсти соотношение местного и общероссийского материалов. История города, достижения края должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. К примеру, рассказывая о военных действиях во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. на Дону, первом контрнаступлении советских войск под Ростовом-на-Дону, нельзя не подчеркнуть, какое значение они имели для победы Красной армии над фашистами в битве под Москвой и в длительной обороне Севастополя.

Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречайся ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод за небольшой отрезок времени должен показать руины древней крепости, современное здание недавно построенного театра, Железнодорожный мост как уникальное инженерное сооружение XIX в., памятник выдающемуся уроженцу города, отреставрированное храмовое строение, набережную и речной вокзал, новый стадион и многое другое.

Все это обилие разноплановых экскурсионных объектов и подтем налагает на экскурсовода большую ответственность как на посла своего города, от которого экскурсанты должны получать исчерпывающую, правдивую, современную информацию, поданную с верной эмоциональной окраской. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текстом экскурсии и всем арсеналом методических приемов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том, или ином месте экскурсии.

При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый ее характер, включающий различные, зачастую далекие друг от друга подтемы, определяет сложныые логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью: которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Эта одна из наиболее сложных задач в городских обзорных курсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.

Информация о работе Обзорная экскурсия