Материнский капитал как мера государственной поддержкисемей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.
Задачи:

Содержание

1. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1. Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2. Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.3. Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
2. Государственная демографическая политика как механизм активизации рождаемости
2.1. Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
2.2.Анализ основных тенденций развития рождаемости в Курской области
2.3. Анализ ФЗ №256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
3. Эмпирическое исследование эффективности материнского капитала с целью стимулирования рождаемости по Курской области
3.1.Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
3.2. Анализ результатов проведенного исследования по Курской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

материнский капитал как мера государственной.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Эмпирическое исследование эффективности материнского капитала с целью стимулирования рождаемости  по Курской области

3.1.Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале

      Я  считаю, что закон о материнском капитале, безусловно, имеет свои «плюсы» и «минусы», но стоит заметить, что даже такую поддержку надо воспринимать позитивно, так как государство, наконец-то, оказывает помощь семье и понимает ее важность как социального института.

     Как известно, интерес общества к социальному прогнозирования известен давно и связан с попытками предвидеть развитие различных социальных процессов и, соответственно, наступление тех или иных событий.

Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета исследования. Социальное прогнозирование представляет собой прогнозирование всего общественного, связанного с обществом, в центре которого лежит человек. В современных условиях социальное прогнозирование необходимо как способ проследить тенденции, ход, динамику изменений в рамках интересующего нас социального процесса. В широком смысле, социальное прогнозирование – это разработка прогнозов в общественных науках и включает в себя социально-медицинские (здравоохранения, включая физическую культуру и спорт), экономические (перспективы развития народного хозяйства, экономических отношений), демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения), психологические (развития личности, ее поведения, деятельности), социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества) и др. прогнозы.

   Какие факторы влияют на демографическую ситуацию в Курской  области?

   Разделим их на несколько групп:

- социально-экономические (безработица, низкие доходы населения, рост цен на наиболее необходимые товары);

- правовые (несовершенство нормативно-правовой базы по социальному обеспечению, неэффективность принимаемых государственной властью решений по социальной политике);

- нравственно-этические (нежелание молодых людей тратить свои силы, время и средства на семью и детей).

   Во многих опросах общественного мнения семья среди ценностей жизни поставлена на третье – четвертое место.

   Естественно, что в подобной ситуации трудно рассчитывать на серьезное улучшение ситуации.

   Самое сложное то, что методов, способных повлиять на сознание и ценностные установки россиян не так много. Это делает демографическую проблему еще более тяжелой.

   В связи с этим необходимо уже сейчас начинать работу в рамках системы образования и молодежной политике. Всплеск рождаемости, который последовал после принятия закона о материнском капитале показал, что материальное стимулирование имеет свои плоды. С 2005 года отслеживается устойчивая динамика рождаемости — Курская область один из немногих регионов России, в котором на протяжении последних 3 лет наблюдается рост рождения первых детей в семьях. В 2009 году в области появилось 12,5 тысяч малышей, что на 1,8 тысячи больше, чем в 2001  году. При анализе рождаемости в разрезе территорий, наиболее высокая регистрировалась в городах Курске (11,7‰), Железногорске (11,9 ‰), Курчатове (12,6‰), Золотухинском (11,8‰) и Поныровском (12,3‰) районах. Низкая рождаемость отмечалась в Конышёвском (7,3 на 1000 населения), Горшеченском (7,6 на 1000 населения), Тимском (7,7 на 1000 населения), Льговском (8,1 на 1000 населения), Советском (8,5 на 1000 населения), Хомутовском (8,5 на 1000 населения), Рыльском (8,7 на 1000 населения), Касторенском (8,6 на 1000 населения), Большесолдатском (8,7 на 1000 населения) и Мантуровском (8,6 на 1000 населения) районах области. Областной показатель рождаемости в 2008 году составил 10,7‰. В целом по области за 2008г. уровень рождаемости по сравнению с 2007г. вырос на 5,9%, родилось живыми 12435 малышей, из них 30,5% - в сельской местности, 69,5% – в городской. В 2008г количество родившихся мальчиков превышает количество родившихся девочек в 1,7 раза. Число умерших жителей области в 2008 году превышает количество родившихся на 8805 человек. Областной показатель смертности в 2008 году составил 18,3‰, что на 5,7% ниже уровня 2004 года. В 2008г. умерло 21240 человек, из них 48,7% - в сельской местности и 51,3% - в городских поселениях. Среди умерших на долю лиц мужского и женского пола приходится 51,5% и 48,5% соответственно. Превалирование уровня смертности у мужского населения над женским подтверждается и возрастными коэффициентами смертности, составляющими соответственно у мужчин и женщин 20,9‰ и 16,3‰ и на протяжении многих лет превышающими Российские показатели. Приведем для наглядности сначала диаграмму численности родившихся.

 

Рисунок 1.1 - Численность родившихся человек

   В данном случае, хотелось бы обратить внимание на основные выводы, которые стоит сделать, резюмирую эту главу:

1. в современном мире большое значение приобретает человеческий потенциал, граждане любой страны являются его главным богатством;

2. Курская область пережила тяжелые социально-экономические и социально-политические потрясения, что негативно сказалось как на демографической ситуации в стране, так и на семье как социальном институте;

3. социальная политика в отношении семьи становится важнейшим направлением, ориентированным на дальнейшую перспективу, а не на сиюминутный момент;

4. социальная политика в отношении семьи, выраженная в разработке и принятии нормативно-правовых документов, их реализации на практике, совершенствования работы системы социальной защиты и здравоохранения должна иметь под собой определенную научно-теоретическую базу, основываться на системе принципов, четко поставленных целях и задачах;

5. законодательство Российской Федерации как социального государства включает в себя ряд нормативно правовых актов, которые регулируют семейные взаимоотношения и гарантируют определенный минимум социальной помощи, которая оказывается семьям в виде социальных трансфертов (ежемесячные и единовременные пособия), куда входит и материнский капитал, а также натуральную помощь (малообеспеченные семьи);

6. серьезной проблемой остаются вопросы индексации и формирование размеров социальных пособий семьям и гражданам, имеющим детей;

7. закон «О дополнительных мерах поддержки граждан, имеющих детей» - одно из последних нововведений в системе социальной защиты, которое имеет как свои «плюсы», которые заключаются в самом факте существования такой формы поддержки, а также возможности потратить дополнительные средства на нужды ребенка и семьи, как и свои «минусы» - небольшой размер материнского капитала в контексте тех потребностей, которые существуют у семей с детьми, ограниченность использования данных средств;

8. как положительный момент стоит отметить последние поправки в закон о материнском капитале, которые были сделаны в 2010 году и расширили возможность использования средств материнского капитала;

9. на рождаемость оказывают серьезное влияние морально-нравственные факторы – ценность семьи и детей, взаимоуважение супругов друг к другу.

    В подобной ситуации хочется обратиться к опыту зарубежных стран, в которых вопросами семейной политики занимаются дольше, чем у нас и имеют более богатый практический опыт, научно-методическую базу, систему нормативно-правового регулирования.

Это необходимо для сравнения тех принимаемых мер и того опыта который есть у нас и передового опыта США и Западной Европы, так как, возможно, какие-то модели социальной поддержки можно перенять и интегрировать в российскую систему социальной защиты.

Это важно и потому, что в сравнении видны и свои недостатки, что помогает сформулировать рекомендации по совершенствованию социальной политики в отношении семьи в нашей стране.

 

3.2. Анализ результатов проведенного исследования по Курской области

 

    Как уже было сказано выше всплеск рождаемости  последовал после принятия закона о материнском капитале. Численность родившихся в 2007 по сравнению с 2005 годом увеличилась на 379 человек, или на 3,6%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом она увеличилась на 30 человек, или на 0,2%. Таким образом, если сравнивать 2007 год с 2005 годом и 2006 год с 2005 годом, то наблюдается увеличение числа родившихся.

    Коэффициент суммарной рождаемости на одну женщину вырос почти на треть. Это демографическое достижение принято связывать с социальной программой "Материнский капитал". Действительно, динамика роста рождаемости заметно выросла, после начала материального стимулирования матерей.

   В настоящее время социальная политика в Курской области направлена на активное решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение достойного нравственного, духовного, культурного и физического развития детей.

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года целями демографического развития региона в настоящее время являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок для ее дальнейшего роста.

Проводимая демографическая политика в Курской области направлена на повышение рождаемости, развитие и укрепление института семьи; сохранение здоровья населения и снижение смертности; улучшение миграционной ситуации.

В рамках семейной политики реализуются следующие направления: государственная поддержка семей, имеющих детей, направленная на увеличение количества детей в семьях; поддержка молодой семьи; поддержка многодетной семьи; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; развитие инфраструктуры социальной сферы, здравоохранения и образования.

В Курской области создана нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию основных направлений семейной и демографической политики.

Государственная поддержка семей, имеющих детей, в настоящее время обеспечивается комплексом федеральных и региональных мер.

Вместе с тем, в регионе осуществляется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации.

В настоящее время в Курской области реализуются 45 областных и 14 федеральных социально ориентированных целевых программ.

Три года в регионе действует областная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Курской области» на 2006-2010 годы. Данная Программа была принята одной из первых в ЦФО и направлена на повышение уровня рождаемости и снижение смертности населения Курской области. Аналогичные территориальные программы разработаны и действуют во всех городах и районах области.

Результаты последних двух лет свидетельствуют о достижении определенной позитивной динамики в решении демографических проблем.

По итогам 2007 года:

                  рождаемость увеличилась на 12,2 %, при этом отмечен рост первых детей в семье на 1,0 %, вторых – на 22,0 %, третьих – на 47,0 %, четвертых и последующих - на 45,0 %; рост рождаемости наблюдался в 5 городах и 24 районах области;

                  общая смертность снизилась на 5,8 %;

                  естественная убыль сократилась на 21,8 %;

                  количество браков увеличилось на 22,1 %;

                  достигнуто снижение смертности по всем основным классам причин смерти;

миграционная убыль сменилась миграционным приростом, который компенсировал естественную убыль населения на 11,1 %

Следует отметить, что динамика демографических процессов, имеющаяся в Курской области в 2006 - 2007 годах, лучше, чем в РФ:

в 2006 году рост рождаемости в Курской области в составил 4,7 % (в России за тот же период – 2,0 %);

в 2007 году в Курской области отмечен наибольший рост рождаемости среди регионов ЦФО -  12,2 % (в России за тот же период – 8,7%, в ЦФО – на 7,8 %, Белгородская область – 9,5 %, Брянская область – 11,0 %, , Костромская – 7,0 %, Воронежская область – 7,1 %, Московская область – 5,5 %). По уровню рождаемости в 2007 году Курская область занимает 5 место.

По итогам 10 месяцев 2008 года отмечены следующие позитивные изменения в демографическом развитии региона (в сравнении с аналогичным периодом 2007 года):

                  показатель рождаемости  увеличился на 8,0 % (родилось на 704 ребенка больше) и составил 10,8 на 1000 чел. населения; рост рождаемости наблюдался в 20 районах и 3 городах области; при этом отмечен рост количества первых (на 2,0 %), вторых (на 15,5 %), третьих (на 22,2 %), четвертых и последующих (на 15,6 %) детей в семьях курян;

                  снизилась смертность населения от внешних причин на 9,5 %, в т.ч. от случайных отравлений алкоголем на 52,5 %, от болезней органов дыхания – на 8,1 %, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней – на 7,8 %;

    Таблица 1. Десять регионов- субъектов Российской Федерации с наиболее высокими и наиболее низкими показателями общего коэффициента рождаемости (ОКР) в 2008 году, родившихся на 1000 человек

Информация о работе Материнский капитал как мера государственной поддержкисемей в РФ