Лекции по "Водному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:04, курс лекций

Описание работы

Понятие и сущность водного права
Понятие и система источников водного права
Особенности правовой охраны вод и субъективных водных прав
Основные проблемы реализации и охраны субъективных водных прав
Проблемы ответственности за нарушения водного законодательства Республики Казахстан

Работа содержит 1 файл

водный кодексWord.docx

— 30.30 Кб (Скачать)
  1. Понятие и сущность водного  права
  2. Понятие и система источников водного права
  3. Особенности правовой охраны вод и субъективных водных прав
  4. Основные проблемы реализации и охраны субъективных водных прав
  5. Проблемы ответственности за нарушения водного законодательства Республики Казахстан
 
 
  1. Понятие и сущность водного  права.

    В условиях перехода к устойчивому  развитию особое значение обретает охрана субъективных водных прав, так как  на первое место в настоящее время  ставятся жизнь и здоровье человека как общесоциальные ценности. Следовательно, в предмет водного права необходимо включить отношения по охране субъективных водных прав.

    Таким образом, можно выделить четыре группы отношений, которые на сегодняшний  день регулируются нормами водного  права.

    а) отношения собственности на водные ресурсы;

    б) отношения рационального использования  водных ресурсов;

    в) отношения по охране водных ресурсов;

    г) отношения по охране субъективных водных прав.

    Понимание предмета водного права позволяет  сконструировать определение водного  права как отрасли права. При  этом автор полагает, что наличие  специфических методов правового  регулирования в настоящее время  необязательно. Эволюционирование  системы права приводит к выделению  ряда новых производных комплексных  отраслей права (в том числе и  водного права), которые   в  отличие от первичных разграничиваются не по традиционной схеме «предмет-метод», которые присущи гражданскому, уголовному, административному праву, а дихотомии  «объект-предмет».

    В качестве дополнительных факторов разграничения  производных отраслей права может  служить наличие специфических  источников права, обособленных в единую правовую общность. Специфическим источником водного права являются Водный кодекс Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

    В подразделе автором констатируется, что водное право представляет собой  систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на водные ресурсы, отношения по охране водных ресурсов и водных прав физических, юридических лиц и государства, по рациональному водопользованию. Отмечается, что переход к рыночным отношениям, а в настоящее время  – к устойчивому развитию, трансформирует водное право из категории публично-правовых отраслей в отрасль частно-публичную.

    Сделан  вывод о том, что в настоящее  время существует потребность в  определении условного понятия  «водный участок», который является частью водного объекта, и имеет  количественно-качественные и функционально-целевые  характеристики. Предлагается следующее  определение:  водный участок –  это часть водного объекта, границы  которого описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Данное определение  следует включить в понятийный аппарат  ст.1 Водного кодекса Республики Казахстан. Также необходимо внести изменения в ст. 11 Водного кодекса где следует указать в качестве объектов водных отношений - водные объекты либо часть водных объектов. 

  1. Понятие  и система источников водного права

    В своем развитии водное законодательство прошло три главных этапа. Первый этап охватывает период от победы Великой Октябрьской революции и установления Советской власти до победы социализма, преобразования Казахской АССР в союзную республику и принятия Конституции Казахской ССР, а также период развития водного законодательства после приобретения Республики Казахстан независимости.

    Первые  два этапа имели свое освещение  в литературе, в частности, достаточно подробно данный вопрос был рассмотрен известным ученым в области экологического права С.Б. Байсаловым. Поэтому основанное внимание автор сосредоточил на освещении  третьего этапа развития водного  законодательства после приобретения Республики Казахстан независимости.

    Анализ  водного законодательства Республики Казахстан позволил выявить недостатки и пробелы действующего законодательства и сформулировать ряд предложений и рекомендаций следующего порядка:

    – необходимо внести ряд поправок в  Бюджетный, Налоговый, Водный кодексы, следует законодательно закрепить  меры по разработке и введению нового порядка субсидирования, направления  субсидий из республиканского бюджета  для технического оснащения сельских водоснабжающих предприятий и их освобождения от налога на имущество  и землю;

    –  Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года следует дополнить нормами,  регулирующими вопросы прав человека на экологически чистые воды;

    – необходимо привести действующее водное законодательство в соответствие с  современными международными стандартами  о регулировании экологических  прав граждан. 
 
 

  1. Особенности правовой охраны вод  и субъективных водных прав

    Следует обратить внимание на дуализм правовой охраны вод. В ее содержании можно  выделить непосредственную охрану вод  и охрану земель водного фонда. Ввиду  того, что по сути своей водные объекты  составляют согласно ст.5 Водного кодекса  РК  сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим, они тесно взаимосвязаны  с землями.

    Далее в подразделе рассмотрены  некоторые  меры правового обеспечения охраны вод. В частности, рассмотрено нормирование, положения о котором  закреплены в Главе 15 «Государственное нормирование в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения» Водного кодекса  Республики Казахстан.

    Нормирование  в области использования и  охраны водного фонда, водоснабжения  и водоотведения представляет собой  единую систему нормативно-технического, санитарно-эпидемиологического и  метрологического обеспечения в  области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и  водоотведения. Эта система устанавливается  в целях регламентации требований к количеству и качеству вод, нормам точности измерений их показателей  и регулирует пределы воздействия  производственной и иной деятельности на водные объекты.

    Анализ  Главы 15 показал неуместность расположения в ней статьи  82 «Лимиты водопользования», так как лимитирование относится  к функции распределения и  перераспределения вод, а нормирование ближе к нормотворческой деятельности. 

    Следующая мера правового обеспечения охраны вод – это установление водоохранных зон и полос. Водоохранные зоны и полосы, а также санитарные зоны играют важную роль в охране водных ресурсов. Это своего рода буферная, защитная территория, без которой существовала бы реальная угроза прямого загрязнения и засорения водных ресурсов.

    В Водном кодексе Республики Казахстан даются понятия «водоохранная полоса» и «водоохранная зона». Разграничение между ними проводится по пространственно-количественному и режимному критериям. Так, указанные территории соотносятся как часть и целое, т.е. водоохранная полоса является частью водоохранной зоны. Детально правовой режим водоохранных зон и полос регулируется Правилами установления водоохранных зон и полос от 16 января 2004 года, однако есть необходимость урегулирования данного вопроса на законодательном уровне, ведь в подзаконных нормативных правовых актах нет описания специфики того или иного режима.

    Также рассмотрено соотношение водоохранных зон и санитарных зон. Основное отличие  последних заключается в том, что они устанавливаются не на всех водных объектах, а только имеющих  значение для питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и иных оздоровительных  нужд населения.

    Еще одной проблемой, рассмотренной  в данном подразделе, является правовое регулирование сброса сточных вод. Автором сделан вывод, о том, что  определение сточных вод, закрепленное в п.21 ст.1 Водного кодекса РК, не выполняет своего функционального  предназначения. Предназначение каждого  термина понятийно-категориального  аппарата нормативного правового акта заключается в доступном объяснении того или иного правового явления. Автор полагает, что понятие сточные  воды следует подкорректировать  и указать, что под ними понимается вода, образующаяся в результате антропогенной  деятельности, либо загрязненная естественным путем, сбрасываемая после ее использования  в естественные или искусственные  водные объекты, недра или на земную поверхность.

    Таким образом, в Водном кодексе Республики Казахстан следует закрепить новое определение сточных вод: сточные воды – это воды, использованные на бытовые, производственные либо остальные нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их начальный химический состав и физические характеристики, а также воды, попавшие и загрязнившиеся в населенных пунктах, на объектах промышленности, транспорта в результате выпадения атмосферных осадков.

    Проведенное исследование позволило установить особую природу сброса сточных вод  в водные объекты. Он закреплен в  законодательстве Республики Казахстан  как вид пользования водами, но при этом может причинить существенный экологический вред. Данный факт предопределяет особенности регулирования сброса сточных вод – его двойственную правовую природу: сброс сточных вод, с одной стороны, является видом целевого использования водных объектов и, соответственно, требования к сбросу сточных вод предусматриваются водным законодательством; с другой стороны, это деятельность, в процессе которой осуществляется негативное воздействие на окружающую среду - сброс загрязняющих веществ в водные объекты, поэтому сброс сточных вод является объектом регулирования и экологического законодательства. Двойственность приводит к тому, что для его осуществления требуется двойной комплект документов: разрешение на право водопользования и экологическое разрешение, соответственно  водопользователь должен пройти две процедуры, которые могут занять много времени. В такой ситуации целесообразным является объединение двух процедур в одну и выдача одного разрешения, предусматривающего как водопользование, так и выполнение экологических требований. Соответствующие изменения следует внести в Водный кодекс Республики Казахстан и Экологический кодекс Республики Казахстан. 
 
 

  1. Основные  проблемы реализации и охраны субъективных водных прав

      Рассматриваются понятие и содержание субъективных водных прав, в частности, понятие и содержание права человека на пользование экологически чистой водой, не нашедшее  в настоящее время своего конкретного отражения в законодательстве.

    Право человека на чистую воду вытекает из права  человека на благоприятную окружающую среду, так как водные ресурсы  Республики Казахстан являются частью окружающей нас природы.

    Право граждан на экологически чистые воды включает в себя:

    право на потребление качественной питьевой воды;

    право на экологически чистые водоемы, используемые для общего водопользования, в частности, для купания, водопоя скота, стирки белья и т.д.;

    право граждан на достоверную и объективную  информацию о состоянии водных ресурсов Казахстана.

Действующий Водный кодекс, принятый 9 июля 2003 года, не содержит норм, регулирующих вопросы  прав человека на экологически чистые воды. Имеются все основания полагать, что Водный кодекс требует значительных корректировок. Необходимо привести действующее  водное законодательство в соответствие с современными международными стандартами  о регулировании экологических  прав граждан. Учитывая мировой опыт охраны питьевой воды (в США имеется  отдельный Закон о безопасности питьевой воды), в Республике Казахстан  на данном этапе развития законодательства также необходимо принятие аналогичного закона.

  1. Основные виды ответственности за нарушение водного законодательства Республики Казахстан» рассмотрены основные виды юридической ответственности за водные правонарушения.

    Анализ  теории и практики водного права  позволяет выделить ряд ключевых моментов, характеризующих административную ответственность  за нарушение водного  законодательства:

    1) Основанием является водное административное  правонарушение, под которым понимается  виновное, противоправное деяние, нарушающее  нормы водного и административного  законодательства Республики Казахстан,  посягающее на правопорядок в  области использования и охраны  вод, причиняющее либо создающее  реальную угрозу причинения вреда  водному объекту либо правам  и интересам физических и юридических  лиц в области использования  и охраны вод. 

Информация о работе Лекции по "Водному праву"