Дрессировка собак

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Общие представления о поведении собак
Поведение — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.
Оно направлено на удовлетворение возникающих потребностей.
Это система победивших реакций, в которых большую роль играют господствующая мотивация, прошлый опыт и внешние раздражители.

Содержание

Общие представления о поведении собак
Дрессировка собак
Роль нервной системы в поведении животных
Раздражители и их роль в дрессировке собак
Методы дрессировки
Навыки и правила их выработки у собак

Работа содержит 1 файл

Дрессировка собак.docx

— 31.36 Кб (Скачать)

Дрессировка собак

 

  1. Общие представления о поведении собак 
  2. Дрессировка собак 
  3. Роль нервной системы в поведении животных 
  4. Раздражители и их роль в дрессировке собак 
  5. Методы дрессировки
  6. Навыки и правила их выработки у собак 

 

 

Общие представления  о поведении собак  

Поведение — способность  животных изменять свои действия, реагировать  на воздействие внутренних и внешних  факторов.

Оно направлено на удовлетворение возникающих потребностей.

Это система победивших реакций, в которых большую роль играют господствующая мотивация, прошлый  опыт и внешние раздражители.

Под реакциями понимаются ответные действия организма на внутренние и внешние раздражители.

Под потребностью — нужда, которую испытывает организм и стремится  удовлетворить ее через поведение (поиск пищи, воды, особи противоположного пола и т. п.).

Это обеспечивает его самосохранение, саморазвитие и существование вида.

К наиболее насущным биологическим  потребностям животных следует отнести  потребности в различных питательных  веществах, воде, защите от неблагоприятных  факторов, продолжении рода, в получении  новой информации (ориентировочно-исследовательская  потребность), в игре, подражании, движениях, экономии сил (потребность в отдыхе) и другие.

Потребности у собаки сопровождаются переживаниями голода, жажды, полового влечения, страха, гнева (злобы), дружелюбного отношения к человеку (хозяину) и  т. п.

Эмоции относятся к  процессам внутренней регуляции  поведения.

Они являются субъективной формой выражения потребностей и  предшествуют той деятельности, которая  направлена на их удовлетворение, побуждая и направляя ее к достижению цели (мотивация).

Они выражают отношение животного  к тому или иному раздражителю, который может способствовать или  препятствовать осуществлению какой-либо деятельности.

 Например, отношение собаки  к своему хозяину и постороннему  человеку будет разным.

Академик И. П. Павлов писал: «Животное так должно реагировать  на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование».

У каждого животного проявляются  унаследованные элементы поведения, характерные  для данного вида в определенный период жизни без предварительного обучения.

Наряду с этим к врожденным программам поведения добавляются  выученные, основанные на собственном  жизненном опыте, индивидуальные для  каждой собаки формы поведения.

Дрессировка собак 

Дрессировка — это методическое, последовательное, направленное воздействие  на собаку для выработки и закрепления  у нее определенных условных рефлексов  и навыков (привычек), необходимых  для управления ее поведением и применения ее на какой-либо работе.

Собаки сравнительно легко  поддаются разнообразной дрессировке  благодаря их высокоразвитой нервной  системе и хорошо развитым органам  чувств (обоняния, слуха, зрения и др.).

Собаку можно приучить к определенному поведению и  в заданной обстановке. С помощью  целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, нередко довольно сложной работе.

Например, ее можно научить  охранять имущество и жилье, спасать  утопающих, защищать своего хозяина, разыскивать  отставших от стада животных, переносить и перевозить легкие грузы, разыскивать  вещи и человека по запаховым следам, помогать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, выполнять роль проводника слепых, обнаруживать утечку газа, разыскивать полезные ископаемые и даже искать грибы.

Способность к обучению может  варьировать не только у представителей разных пород, но и у особей одной  и той же породы. Да и у отдельной  собаки она может меняться в различные  периоды ее жизни. Легче поддаются  дрессировке более молодые животные.

Собака — по-своему умное  животное, обладающее элементарной рассудочной  деятельностью, возникшей в процессе длительного развития в ответ  на необходимость биологически приспосабливаться  к меняющимся условиям жизни, а также  в результате Длительной совместной жизни с человеком.

Возможности психической  деятельности животных возрастают по мере усложнения строения их мозга. Чем  выше организация животного, тем  инстинкт слабее, но зато все большее  значение приобретает опыт, накапливающийся  в процессе общения с окружающей средой, с родителями, с особями  того же вида.

Инстинктивным бывает лишь побуждение к той или иной деятельности, а все дальнейшее поведение определяет опыт. Своеобразный ум собаки проявляется  в способности использовать прежний  опыт в самой различной обстановке, быстро перестраивать и приспосабливать  свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по сигналам дрессировщика.

Собаки в повседневном свободном поведении, стремясь к  достижению конечного результата, производят различные поисковые действия, пользуясь  методом проб и ошибок, что характерно для типичного проявления формы  их практического мышления.

Под влиянием условий жизни  и процесса обучения закрепляются тс действия, которые способствовали достижению цели, остальные отсеиваются. То, что  высокоорганизованные животные могут  приобретать навыки и знания и  способны принимать самостоятельные  решения, было доказано в работах  Л. А. Крушинского и его учеников.

 Базой психики являются  физиологические процессы, обусловливающие  высшую нервную деятельность. Психика  — свойства и функция мозга.  В психике животного упорядочены  события прошлого (память), настоящего (переживае-мость) и будущего (побуждения, мотивация).

 

Потребности и вызываемые ими мотивации выступают как  цели деятельности организма. Однако при  дрессировке собак не следует  забывать, что их мышление качественно  отличается от мыслительной деятельности человека, способного к понятийному  мышлению, отвлеченному, абстрактно-логическому.

Мышление собаки резко  ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может  увидеть, понюхать, услышать. Только это  позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочему  устанавливать связь между предметами и явлениями во времени и пространстве.

Выработка условных рефлексов, приобретение навыков путем подражания, усвоение новой информации любыми способами  — все это уже познание, и  оно играет важную роль в жизни  животного.

Рассудочная деятельность —  это способность в новой ситуации на основе опыта улавливать законы окружающей среды. Организм сразу строит программу приспособительного поведения  в новых, внезапно сложившихся ситуациях, производит активный выбор наиболее соответствующей формы поведения  в новой обстановке.

Предвидение элементарных событий  будущего заложено в самой характеристике условного рефлекса.

Он и есть следствие  того, что животное по сигналам предусматривает  будущее, прогнозирует результаты своих  действий, оно способно улавливать и предвидеть благоприятные и  неблагоприятные обстоятельства и  соответственно подготовиться к  встрече с ними. Условный рефлекс  есть элементарное психическое явление, оно же в основе своей и физиологическое.

Для образования следа  памяти требуется повторение одной  и той же информации. Собака, накапливая в памяти образы окружающей среды, схватывая  важные для жизни соотношения  между объектами во времени и  пространстве, формирует в своем  мозгу конкретно-наглядные чувственные  ориентиры для последующего поведения.

Распознавание — это основное свойство животных, обеспечивающее их целесообразное поведение. Мышление у  животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, ограничивается биологическими закономерностями.

Техника (мастерство) дрессировки  включает в себя методические приемы воздействия на собаку определенными  раздражителями для выработки у  нее нужных навыков с учетом взаимовлияния  одних навыков на другие, их взаимозависимости  и сочетаемости между собой.

Кроме того, техника дрессировки  определяет режим работы с собакой, последовательность выработки у  нее всех необходимых навыков  к определенной службе и праща  применения собак.

Принято различать дрессировку  общую и специальную, а также  тренировку служебных собак.

Цель общей дрессировки  — выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки на их основе специальных навыков.

Специальная дрессировка  готовит собак к определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, полурозыскной, поисково-спасательной и др.

Тренировка собак представляет собой периодическое повторение определенных упражнений для того, чтобы сохранить в ее памяти ранее выработанные навыки и совершенствовать их.

Память и научение имеют  общую особенность — необходимость  повторения. Тренировку следует проводить  в тех условиях, в которых собака применяется на службе.

 

Роль нервной  системы в поведении животных 

Нервная система специально приспособлена для восприятия, хранения и обработки информации, обеспечения  поведения животного и его  самосохранения.

Она приспосабливает функции  организма к изменяющимся условиям жизни, регулирует работу внутренних органов  и поддерживает постоянство внутренней среды.

Нервная система состоит  из головного и спинного мозга  и отходящих от них нервов.

Академик И. П. Павлов и  его ученики доказали, что поведением животных управляют большие полушария  головного мозга.

Эту работу головного мозга  И. П. Павлов назвал высшей нервной (психической) деятельностью (ВНД).

В основе ВНД лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых  в процессе жизни условных рефлексов.

 Индивидуальный опыт  животного определяется многообразием  выработанных условных рефлексов. 

Они расширяют возможности  организма реагировать любым  видом деятельности на все многообразие внешней среды. Под окружающей средой следует понимать совокупность различных  раздражителей.

Одни из них могут быть полезными для животного, другие — вредными, третьи — нейтральными. Правильная ответная реакция организма  на раздражители обеспечивает его нормальную жизнедеятельность.

Так, например, голод и  жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду.

Собака, страдающая от глистов, начинает есть чернобыльник, к которому обычно не прикасается.

Чернобыльник является в  данном случае ключевым раздражителем  инстинктивной реакции собаки, он подходит потребностям организма как  ключ к замку.

Живой организм находится  в состоянии подвижного равновесия с внешней средой.

 Организм собаки не  может существовать, не получая  информации о состоянии и происходящих  изменениях во внешней и внутренней  среде организма, во всех частях  тела.

Прежде чем выяснить, каким  образом организм отвечает на раздражители внешней среды, рассмотрим, как он их воспринимает.

 

Раздражители  и их роль в дрессировке собак 

Все, что воздействует на органы чувств (рецепторы) собаки и  вызывает ощущения, называется раздражителями.

В дрессировке используются разные раздражители.

1. Звуковые: словесные команды,  свист, звук выстрела и др.

 

2. Световые или зрительные: жесты рукой, поза дрессировщика,  форма и размер предметов, форма  одежды и т. д. 

3. Пищевые: мясо, сахар, хлеб и др.

4. Механические: давление рукой, воздействие поводком, удар хлыстом и т. п.

5. Запаховые или обонятельные: запах человека, вещей, пищи и т. п.

Наряду с этим на собаку действуют сложные комплексы  раздражителей, такие как дрессировщик и его помощник, условия окружающей среды. Разделяются раздражители на условные и безусловные.

Безусловные — это раздражители, вызывающие проявление безусловного рефлекса. Чаще всего применяют пищевые и механические.

Чтобы пищевой раздражитель (например, кусочки мяса) действовал эффективно, дрессировку проводят до кормления собак, либо через 4—5 часов  после него.

Применение механических раздражителей вызывает у собаки нужные движения, подчиняет ее поведение  определенным целям.

При этом следует учитывать  силу раздражителя и особенности  собаки. Механические (оборонительные) раздражители следует применять  реже, чем пищевые.

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. При дрессировке собак применяют звуковые (команды), зрительные (жесты рукой и др.), паховые.

Условным раздражителем  может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т.п.

Вместе с тем раздражителями могут стать мимика лица, интонация  голоса, форма одежды, поза и характер движений дрессировщика.

 Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса  приводят собаку в смятение, так  как эти сигналы связаны у  нее с болевыми воздействиями. 

Самым важным раздражителем  для собаки является непосредственно  дрессировщик. Сильнее всего воздействуют собаку его голос, движения, индивидуальный запах.

Методы дрессировки

Под методом дрессировки  понимают совокупность методических приемов, при помощи которых у собаки вырабатывают различные навыки.

Применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

При механическом методе условный сигнал подкрепляется механическим воздействием — нажим рукой, рывок  за поводок, удар прутом и т. п. Например, команда «Сидеть» сопровождается нажимом  руки в области поясницы собаки и  легким натягиванием поводка вверх  и назад.

Информация о работе Дрессировка собак