Влияние традиций русского гостеприимства на развитие гостиничной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - исследование индустрии гостеприимства в России и является ли применение народных традиций гостеприимства важным аспектом для успешного развития отрасли гостиничного бизнеса. Я считаю эту тему актуальной, потому что многие иностранцы думают, что русские люди – это очень наглые, эгоистичные, не воспитанные люди… Но я так не считаю! У русского человека – богатая душа. В нас заложена особенная черта, которая мало наблюдается на сегодняшний день во многих развитых странах. Это гостеприимство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: Что представляет собой понятие гостеприимство?.....................4
Определение значения слова: «гостеприимство»…………….4
У истоков системы гостеприимства…………………………...5
ГЛАВА 2: Исследование традиций гостеприимства русского народа………7
2.1 Гостеприимство в древней Руси……………………………….7
2.2 Начало трапезы …………………………………………………7
2.3 Появление трактиров……………………………………………8
ГЛАВА 3: Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства……….10
ГЛАВА 4: Развитие индустрии гостеприимства в России…………………...12
4.1 Появление первых прообразов гостиниц……………………...12
4.2. Этапы развития гостиничного дела…………………………...13
4.3.Появление бюро путешествий………………..……………..…13
4.4. Гостеприимство в XX веке…………………………………….14
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 294.85 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Университетский комплекс «Гимназия  – колледж» ДВФУ

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Исследование традиций русского гостеприимства.»

 

Студентки 3 курса

 Шулаковой Елизаветы Владимировной

 

Научный руководитель:

Матвейчук С.А. 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1:   Что представляет собой понятие гостеприимство?.....................4

      1. Определение значения слова: «гостеприимство»…………….4
      2. У истоков системы гостеприимства…………………………...5

ГЛАВА 2:  Исследование традиций гостеприимства русского народа………7

2.1 Гостеприимство в древней  Руси……………………………….7

2.2 Начало трапезы …………………………………………………7

2.3 Появление трактиров……………………………………………8

ГЛАВА 3:   Отражение  традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий  индустрии гостеприимства……….10

ГЛАВА 4:  Развитие индустрии  гостеприимства в России…………………...12

         4.1 Появление  первых прообразов гостиниц……………………...12

         4.2. Этапы  развития гостиничного дела…………………………...13

         4.3.Появление бюро путешествий………………..……………..…13

                  4.4. Гостеприимство в XX веке…………………………………….14

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…......18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Цель моей курсовой работы - исследование индустрии гостеприимства в России и является ли применение народных традиций гостеприимства важным аспектом для успешного развития отрасли гостиничного бизнеса.

 Я считаю эту тему  актуальной, потому что многие иностранцы думают, что русские люди – это очень наглые, эгоистичные, не воспитанные люди… Но я так не считаю! У русского человека – богатая душа. В нас заложена особенная черта, которая мало наблюдается на сегодняшний день во многих развитых странах. Это гостеприимство.

 

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…»

Н.М.Карамзин 

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека (приложение 1).   Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и  слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это  тем, что селения и поместья располагались  вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был  всегда в радость. С тех пор  гостеприимство в России неизменно  стоит на первом месте, а память о  славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.   

 

 

ГЛАВА 1:   Что представляет собой понятие гостеприимство?  

 

«Оказывать гостеприимство – значит нести ответственность за благополучие гостя в течение всего времени, пока он находиться под вашим кровом.»

А. Брийя-Саварэн

1.1 Определение  значения слова: «гостеприимство»  

На мой взгляд, самое  развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему:

Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы   они ни были и в какое бы время не пришли.

– это щедрость души человека.

– это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

– Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок. 

 

В других словарях даются менее развернутые, но похожие по смыслу определения. Например,  в словаре В.И. Даля  дается такая трактовка:

Гостеприимство – это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников.

Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. 
(Российский гуманитарный энциклопедический словарь)

Гостеприимство – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами. 
(Библейская энциклопедия)

  • Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.
  • Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей.
  • Гостеприимство – это не только щедрость в материальном, но и щедрость души человека.
  • Гостеприимство – это тот свет, на который люди слетаются, как мотыльки. Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок.
  • Гостеприимство – это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

1.2 У истоков системы гостеприимства

Одним из важнейших понятий, которые  используется истории туризма и  гостеприимства, является гостеприимство. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановится на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традициипреломлять хлеб со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.

            Термин гостеприимство происходит от старофранцузского слова hospice(хоспис), что означает странноприимный дом. В бытовом смысле гостеприимство - это свойство характера человека, отличающегося радушием и хлебосольством, а также традиции встречи гостей в разных культурах. В контексте изучения туризма как раздела культуры - это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе вдали от своего дома. Гостеприимство включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных, проведение конференций, организация экскурсий.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано  с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности  и традиции бытовой культуры народов  Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое  выступало формой защиты их личности и имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2:  Исследование традиций гостеприимства русского народа.

2.1. Гостеприимство  в древней Руси

Русский человек всегда принимал гостей по-особому. К приходу гостей начинали готовиться за несколько дней, стол буквально ломился от большого количества еды(приложение 2), а хозяева все равно суетятся: не забыли ли чего?

Великий князь Владимир Мономах  в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с  уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал  и много видел. А если он будет  хорошо принят в гостях, то хорошая  репутация о хозяине дома, а  по нему и о всей стране, распространится далеко за ее пределы. 

И действительно, гостя встречали  с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что  хозяин дома, желает гостю, чтобы его  дорога была такая же гладкая, как  скатерть.

2.2. Начало  трапезы 

В старые времена трапеза  начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому  приглашённому гостю ломоть хлеба  с солью, что символизировало  гостеприимство и хлебосольство  этого дома. Так как соль тогда  была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки  на столе стояли ближе к царю и  важным гостям. Поэтому соль стала  одной из мер гостеприимства. Еще  одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался  чай.  В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.  

 

Так, в XVII в. встреча гостей и сама трапеза представляли собой целую церемонию: 

К собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка  и приветствовала их, кланяясь в  пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. За тем следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить  хозяйку поцелуем.  

 Гости по очереди  подходили к хозяйке и целовали  её. После снова кланялись ей, принимая из её рук чарку  водки. Когда хозяйка направлялась  к специальному женскому столу,  это служило сигналом рассаживаться  и приступать к трапезе. Церемониальный  стол стоял в "красном углу", возле неподвижно приделанных  к стене лавок, сидеть на  которых тогда считалось более  почётным, чем на приставных, т.к.  считалось, что гость находится  под покровительством святых.   

 Кроме подношения во  время трапезы гостям хлеба  с солью, хозяин церемонии,  в знак особого уважения или  приязни к кому-нибудь из своих  гостей, мог сам положить какого-нибудь  кушанье с опричной тарелки.  Она  специально ставившейся с ним рядом. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое блюдо. Передавая это своеобразное послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Не только особым блюдом или местом, занятым за столом, можно  было показать значимость гостя для  хозяина дома. Например, считалось  большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и  подарит кому-либо из присутствующих.

2.3. Появление  трактиров

С появлением в XVII в. Трактиров (приложение 3), а позже, и ресторанов, традиции гостеприимства перекочевали и в них. Согласно Волковой В.И., к гостю относились с почтением и благоговением. Встречали с поклоном. Заботились о нем. Старались угодить малейшей прихоти гостя. Обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, предпочтения. На протяжении всего пребывания в гостинице (ресторане), гость чувствовал себя необходимым, важным.  

Как происходила встреча  гостя, его облуживание и прощание с ним, я покажу на примере отрывка  из книги Иванова  Е.П. «Деревенские ярмарки, базары и кабаки»:

Здесь тяжелую дубовую  дверь открывал швейцар, который  с почтением раскланивался. На его  лице было написано, что именно вас  он и ожидал увидеть. Он передавал  вас другим услужающим, которые вели вас в гардероб. Там занимались вашим разоблачением так ловко  и бережно, что вы не замечали, как  оказались без пальто – его  принял один человек, без шляпы –  ее взял другой, третий занялся тростью  и галошами (если время было осеннее). Далее вас встречал на пороге зала величественный метрдотель. С видом  серьезнейшим он сопровождал вас  по залу.

- Где вам будет удобно? Поближе к сцене, или  вам будет мешать шум? Наконец место выбрали. Сели.

Словно из-под земли  выросли два официанта. Они не смеют вступать в разговоры, а  только ожидают распоряжений метрдотеля, а тот воркующим голосом, употребляя французские названия вин и закусок, выясняет, что вы будете есть или  пить. Наконец, неслышно для вас он дает распоряжения официантам, которые  мгновенно вновь появляются  с дополнительной сервировкой и закуской. Метрдотель оставляет вас, чтобы через минуту вернуться и проверить, все ли в порядке. Два официанта стоят поодаль, неотступно следят за каждым вашим движением. Вы потянулись за солью, официант уже здесь с солонкой. Вы вынули портсигар, он около с зажженной спичкой. По знаку метрдотеля одни блюда сменяются другими.  Нас всегда поражала ловкость официантов и память метрдотеля, который не смел забыть или перепутать, что вы заказали. При уходе все с вами почтительно раскланивались, так же бережно одевали, провожали до дверей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3:   Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Шло время. Гостиницы и  рестораны развивались, а традиции гостеприимства стали неотрывной частью их деятельности. Стандарты сервиса  вобрали в себя различные  черты этих традиций. 

Сегодня мы можем повсюду  встретить отражение тех или  иных традиций в приеме гостей. Так, например:

Встречу гостей на пороге дома, можно сравнить со встречей важных гостей в ресторанах или гостиницах, когда сам директор заведения  приветствует прибывших (приложение 4).

 

 

 А вот  в чистом виде традицию подавать гостю хлеб-соль и стопку водки в современных условиях можно наблюдать разве что во время культурных фестивалей и стилизованных элементов официальных мероприятий, при встрече иностранных делегаций в аэропорту, обычай почтительного отношения к гостю в доме сохранился у русских буквально на уровне исторической памяти.

Информация о работе Влияние традиций русского гостеприимства на развитие гостиничной индустрии