География туристского спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:41, реферат

Описание работы

Важная особенность туризма с целью отдыха и развлечений состоит в том, что внутрирегиональные поездки, главным образом в соседние страны, преобладают над межрегиональными. На протяжении 1990-х гг. их соотношение в выездном туристском потоке не менялось и составляло 82:18. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90% всех отбытий, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе до 75%. Лишь в Южной Азии в структуре туризма доминируют межрегиональные поездки.

Работа содержит 1 файл

География туристического спроса.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Неравномерное развитие рынка международного туризма  в Азиатско-Тихоокеанском регионе затрудняет прогноз его состояния. Тем не менее эксперты ВТО возлагают надежды на оживление внутри- и межрегиональных обменов туристами. Они считают, что в первых десятилетиях третьего тысячелетия Восточная и Юго-Восточная Азия и Океания сохранят свои позиции как один из самых быстро растущих туристских регионов мира.

3. Туризм с целью отдыха и развлечений в Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Самые серьезные изменения в структуре международного туризма в последние 10 лет произошли на африканском континенте. В конце 80-х годов доля прибытий из регионов, с которыми сложились тесные связи, прежде всего из Европы, была выше, чем доля внутрирегиональных поездок. Однако уже в начале 90-х годов в Африке внутрирегиональный обмен стал преобладать при сохранении прочных контактов с Европой. Количество прибытий в Африку в 1999 г составило 25 млн, в том числе 10,5 млн из самой Африки, 9 млн из Европы и 5,5 млн из других регионов мира.

Наиболее  продвинуты на рынке международного туризма страны Северной, Восточной и Южной Африки – Египет, Тунис и Марокко, специализирующиеся на купально-пляжном и познавательном туризме, Зимбабве и Кения, организующие сафари в многочисленных национальных парках, охотничьих резерватах и заказниках, и Южно-Африканская Республика. Она менее известна среди российских туристов, но после падения режима апартеида стала одним из самых многообещающих туристских направлений на «черном» континенте. Ее отличают комфортные природно-климатические условия: мягкий тропический и субтропический климат, обилие солнца. По количеству солнечных дней в году она занимает первое место в мире. Изумительные по красоте пейзажи не могут оставить равнодушным никого. По некоторым оценкам, с истощением золотых запасов ЮАР туризм заменит золотодобывающую промышленность по притоку иностранной валюты в страну.

Африка, обладающая богатым природным и культурным потенциалом, имеет необходимые предпосылки для дальнейшего развития международного туризма. Однако чтобы расширить свое участие в мировом туристском обмене, большинство стран этого региона должны преодолеть хроническое отставание в инфраструктуре, повысить качество туристского обслуживания, ликвидировать угрозу террористических актов и предпринять меры по снижению общего уровня преступности.

Ближний Восток играет второстепенную роль на рынке  отдыха и развлекательного туризма. Перспективы его развития, несмотря на быстрый рост туристских прибытий в последнее время, остаются неопределенными. Они зависят от процесса мирного урегулирования арабо-израильского конфликта и достижения политической стабильности в регионе.

Для Южной  Африки прогноз также нельзя назвать  оптимистичным. До 2002 г. ей не удалось преодолеть существующее отставание, и разрыв с другими регионами увеличивается. Эксперты ВТО рекомендуют странам Южной Азии обратить внимание на межрегиональный туризм, дальние и сверхдальние поездки, и сосредоточить маркетинговые усилия на освоении самых крупных рынков выездного туризма Европы, Северной Америки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.

II. География делового туризма

1. География бизнес-поездок. Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн бизнес-поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив-туры для служащих фирм.

Занимая первое место в мире по количеству прибытий и расходам на деловой туризм, Европа постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 90-х годов. В условиях экономического спада компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от европейских, американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличивали расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.

Типичный  турист, путешествующий со служебными целями, – это мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком. Основной «поставщик» деловых туристов в Европе – Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3% выезжают за рубеж, 21% путешествуют за границу и внутри своей страны, 76% совершают служебные поездки по Германии. Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона – 5-6 дней, а по всей стране – 3-4 дня.

Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, а в Великобритании – каждое третье.

Заметную роль на рынке  бизнес-туризма играют страны Центральной  и Восточной Европы. С началом перестройки в общественной и экономической жизни они стали представлять интерес для деловых кругов Запада. В первой половине 90-х годов на постсоциалистическом пространстве этот сегмент туристского рынка развивался особенно динамично. Если общее количество туристских прибытий в страны Центральной и Восточной Европы увеличилось с 1992 по 1995 г. на треть, то со служебными целями – на 60%. В результате доля бизнес-поездок в туристском потоке в регион была самой высокой в мире – около 30% в 1995 г. Исключение составляли две страны: Румыния, где падение объемов делового туризма в середине 90-х годов происходило вследствие роста темпов инфляции, и Болгария, которая не могла преодолеть затяжной кризис в финансовом секторе экономики и сокращение национального производства.

Стремительно  развивается бизнес-туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, лидирующие на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. В этих странах в первой половине 90-х годов количество бизнес-поездок неуклонно росло, но разными темпами. В США динамика служебных поездок вписывалась в общую картину развития международного туризма. В Канаде объемы делового туризма увеличивались медленнее, чем число прибытий на отдых. В Мексике темпы роста бизнес-поездок превышали аналогичный показатель туристских прибытий в целом.

Поток деловых  туристов набирает силу в Латинской  Америке. С подъемом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается количество прибытий со служебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику. В Перу в первой половине 90-х годов прибытия росли особенно быстро, но с очень низкого стартового уровня, поэтому их число по-прежнему остается незначительным.

В Юго-Восточной  Азии первая половина 90-х годов характеризовалась ростом количества служебных поездок, определявшим общую динамику туристских прибытий. В 1995 г. каждая пятая поездка в регионе была деловой. Треть прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тайвань.

Подлинный бум  делового туризма в середине 90-х  годов переживала Индонезия. Новая  индустриальная страна второй волны, она  показывала самые высокие темпы роста прибытий деловых людей в регионе и к 1995 г. по числу бизнес-поездок обогнала Тайвань и Сингапур. Конец «индонезийскому чуду» положил финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии. Он особенно сильно ударил по Индонезии.

В Африке и  на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Подъемы и спады в динамике прибытий зависят главным образом от политической ситуации в регионе. Начало 90-х годов было относительно спокойным как на африканском континенте, так и на Ближнем Востоке, где набирало силу движение за мир. По мере стабилизации положения разворачивалась деловая активность.

В Африке высокие  темпы роста делового туризма  показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выражении лидировали Египет, Южно-Африканская Республика и Марокко. На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия и др.), а также в Израиль и Иорданию.

Во второй половине 90-х годов политическая ситуация обострилась. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, серия террористических актов в Африке (гибель туристов от рук исламских фундаменталистов в Египте, взрывы у американских посольств в Кении и Танзании) привели к спаду в деловом туризме. Перспективы его развития в обоих регионах неясны.

География конгрессно-выставочного туризма. Наиболее динамичный сегмент  рынка деловых путешествий – конгрессно-выставочный туризм. В мире растет интерес к симпозиумам, конференциям, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Бизнесмены и ученые принимают участие в форумах, чтобы получить последнюю информацию, увидеться с коллегами и обменяться с ними мнениями, провести переговоры, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе.

Если в 30-е  годы XX в. ежегодно проводилось около 200 международных конференций, то в 90-е годы число конгрессных мероприятий перевалило за 8000 в год. Основная их часть, около 80%, приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Первые три позиции по числу международных симпозиумов и совещаний прочно удерживают США, Франция и Великобритания. Германия, занимающая четвертое место, известна своими выставками и ярмарками. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой.

Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Эти города имеют соответствующую материально-техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Конференции проходят в конгресс-центрах, отелях, театрах и концертных залах, университетах и других учебных заведениях. В 80-е годы, когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила распространение американская модель центра съездов. Эти специально возводимые здания состоят из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно рассчитаны на прием участников конференций. В последние годы международные мероприятия все чаше проводятся в зданиях, имеющих историческое значение, в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью конгрессы на борту судов.

Отдельного  рассмотрения заслуживают специализированные туристские выставки и биржи. Они проводятся уже 30 лет и имеют особое значение для продвижения туристского продукта. Их число неуклонно увеличивается. Только в Европе ежегодно организуется свыше 200. международных туристских выставок и бирж. Самой крупной является Международная туристская биржа (International Tourisms Burse, ITB), которая проходит в Берлине.

Выставочное движение набирает силу во всем мире. Увеличивается  число выставок и ярмарок, расширяются их география и круг участников, становится более разнообразной направленность. В настоящее время проводятся специализированные выставки гостиничного и ресторанного хозяйства, спортивного, экологического и спортивного инвентаря и т.д. За короткий срок этот сегмент туристского рынка стал одним из самых крупных и стабильных.

2. География инсентив-туризма. Наряду с поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив-туры. Начало использования поездок в виде поощрения за успехи в работе было положено в 60-е годы XX в. в США. В отличие от других видов туризма, которые, не успев сформироваться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентии довольно долго «не покидал» Новый Свет. Лишь в 70-80-е годы, с расширением потока премированных туристов из Америки на старый континент, он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией.

География инсентив-туризма  с тех пор практически не изменялась. США по-прежнему являются основным «поставщиком» премированных туристов. На их долю приходится 60% групп, прибывающих в Европу по линии инсентива. О популярности инсентив-туров в США говорит опережающий рост расходов американских компаний на поощрительный туризм по сравнению с затратами на материальное стимулирование труда работников. Увеличивается продолжительность инсентив-туров. Предпочтительными направлениями поощрительных туров в США считаются Мексика, Великобритания, страны Азии и Тихоокеанского бассейна.

Информация о работе География туристского спроса