Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:34, реферат
Разработка газотурбинных двигателей в качестве силовой установки самолета была настолько стремительной, что трудно поверить, что до 50-х годов немногие люди слышали о таком методе создания тяги самолета.Возможность использования реактивной струи интересовала авиационных конструкторов длительное время, но вначале малые скорости первых самолетов и неприспособленность обычного поршневого двигателя для создания обширного воздушного потока высокой скорости, необходимого для «реактивной струи» вызывало немало препятствий
Введение 3
Принципы реактивной тяги. 5
Общее устройство газотурбинных двигателей. 8
Рабочий цикл. 9
Характеристики камеры сгорания 12
Недостатки и преимущества газотурбинных двигателей по сравнению с поршневыми ДВС. 16
Перспективы применения газотурбинных двигателей на автомобильном транспорте. 18
Список литературы. 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный Технический Университет
Кафедра автомобильного транспорта
Семестровая работа
Газотурбинные двигатели.
Выполнил: студент гр. АТ-217
Щукин А.П.
Проверил: Липатов Е.Ю.
Волгоград 2012
Оглавление
Введение 3
Принципы реактивной тяги. 5
Общее устройство газотурбинных двигателей. 8
Рабочий цикл. 9
Характеристики камеры сгорания 12
Недостатки и преимущества газотурбинных двигателей по сравнению с поршневыми ДВС. 16
Перспективы применения газотурбинных двигателей на автомобильном транспорте. 18
Список литературы. 19
Разработка газотурбинных
двигателей в качестве силовой установки
самолета была настолько стремительной,
что трудно поверить, что до 50-х
годов немногие люди слышали о
таком методе создания тяги самолета.Возможность
использования реактивной струи
интересовала авиационных конструкторов
длительное время, но вначале малые
скорости первых самолетов и
В 1930 году Фрэнк Уитлл посвятил свой первый патент использованию газовой турбины для создания реактивной тяги, но прошло еще 11 лет до того, как его первый двигатель совершил первый полет. Двигатель Уитлла создал основу для современных газотурбинных двигателей и с этого момента началась разработка Роллс-ройсом двигателей Уилланд, Дервент, Нини и Дарт. Турбореактивные двигатели Дервент и Нини имели всемирное применение для военных целей; Дарт стал наиболее известным турбовинтовым двигателем как силовая установка самолета Викерс Висконт. Также другие самолеты могли быть оснащены; более поздними двигателями называемыми двухкаскадными, трехкаскадными, двухконтурными, с проходным вентилятором, непроходным вентилятором и турбовентиляторными, они являются неизбежным следствием развития их предшественника двигателя Уитлл. Реактивный двигатель (рис. 1-2) также выглядит непохожим на сочетание поршневых двигателей с пропеллером, использующих некоторые одинаковые базовые принципы для получения тяги. Как показано на рис. 1-3, оба двигают свои самолеты исключительно за счет отбрасывания больших масс воздуха назад.
Хотя сегодня известность
реактивной тяги связана с газотурбинными
двигателями, существуют и другие типы
двигателей с реактивной тягой, такие
как прямоточные воздушно-
Принципы реактивной тяги.Реактивная тяга является
практическим применением третьего
закона Ньютона о движении, который
заключается в том, что «всякое
действие на тело равно реакции противодействия» Сила, требуемая для придания такого ускорения, имеет равное влияние в обратном направлении, вызывая ускорение аппарата. Реактивный двигатель создает тягу аналогичным путем, как и сочетание, двигатель – пропеллер. Оба вида двигателей аналогичны, и пропеллер самолета путем отбрасывания больших масс воздуха в обратном направлении движению самолета (рис. 1-3): одна из форм проталкивания больших масс воздуха с относительно малой скоростью и вторая форма выбрасывание реактивных газов с высокой скоростью.
Один и тот же принцип реакции создается во всех формах перемещения и используется разными путями. Первые известные примеры реактивной реакции представлены двигателем Герона (рис. 1-4), созданного в виде игрушки в 120 году до нашей эры. Эта игрушка показывает, как моменты струй пара из нескольких сопел могут создавать равновеликую и противодействующую реакцию относительно самой струи, которая создает вращение самого двигателя.
Знакомые с разбрызгивателем воды в саду (рис. 1-5) могут убедиться в большей практичности использования этого принципа, для вращающегося механизма используется сила струи воды. Струя высокого давления пожарного оборудования может управляться пожарным за счет реактивной реакции. Аналогичный пример этого принципа используется в воздушных шариках, которые при освобождении сжатого воздуха летят в направлении обратном выходящей струе.
Реактивная реакция |
Все большее распространение
в современном транспорте
Процесс сжатия протикае адиабатно, поэтому температура воздуха повышается до температуры 200`с и более. Сжатый воздух поступает в камеру сгорания. Одновременно через форсунку в нее впрыскивается под большим давлени-ем жидкое топливо - керосин, мазут. При горении топлива воздух, служащий рабочим телом, получает некоторое количество тепла и нагревается до температуры 1500 - 2200 `с. N Нагревание воздуха происходит при постоянном давлении, поэтому воздух расширяется и скорость его движения увеличивается. Движущийся с огромной скоростью воздух и продукты горения направляются в турбину. Переходя от ступени к ступени, они отдают свою кинетическую энергию лопаткам турбины. Часть полученной турбиной энергии расходуется на вращение компрессора, а остальная часть используется для вращения винта самолета, винта морского корабля или колес автомобиля. Вместо вращения винта самолета, теплохода или ротора электрогенератора газовая турбина может быть использована как реактивный двигатель.Воздух и продукты горения выбрасываются из газовой турбины с большой скоростью. Реактивная сила тяжести, возникшая при этом, может быть использована для движения самолета, теплохода или железнодорожного транспорта.
Турбореактивными двигателями оборудованы известные всему миру самолеты ИЛ - 62, ТУ - 154.
Рабочий цикл газотурбинного двигателя аналогичен тому, что и в четырехтактном поршневом двигателе. Однако, в газотурбинном двигателе, горение происходит при постоянном давлении, в то время как в поршневом, это происходит при постоянном объеме. Оба цикла двигателей (рис. 2-1) показывают, что в каждом случае есть впрыск, сжатие, горение и выброс. Эти процессы разделены в случае поршневого двигателя, в то время, как в газотурбинном двигателе происходят непрерывно.
В поршневом двигателе
используется только один ход для
создания мощности, остальные используются
для заполнения, сжатия и сгорания
рабочего тела. В отличие от этого,
турбинный двигатель устраняет
три «холостых» хода, обеспечивая, таким
образом, использование большего количества
топлива в процессе сгорания и
за более короткое время; поэтому
он создает большую выходную мощность
для данного размера двигателя
Из-за непрерывного действия
турбинного двигателя, и ввиду того,
что камера сгорания не является замкнутым
пространством, давление воздуха не
растет так, как это происходит в
поршневом двигателе при
Рабочий цикл, в котором
работает турбинный двигатель, представляет
в простейшей форме диаграмму, изображенную
на (рис. 2-2). Точка А представляет
атмосферное давление, которое нарастает
по линии АВ. От В к С добавляется
тепло к воздуху путем впрыска
и сжигания топлива при постоянном
давлении, тем самым предполагая
увеличение объема воздуха. Потери давления
в камере сгорания (раздел 4) показаны
падением наклона линии между
точками В и С. От точки С
к D газ за счет расширения при горении
проходит через турбину и реактивную
трубу обратно в атмосферу. В
этой части цикла часть энергии
расширяющихся газов
Поскольку турбореактивный
двигатель является тепловым, то при
повышении температуры горения
газы расширяются сильнее. Температура
горения, однако, не должна превышать
величин, которые создают температуру
газа на входе в турбину, соответствующую
конструкции и материалу узла
турбины.
Использование охлаждаемых рабочих лопаток
в узле турбины позволяет создавать большие
температуры газа на турбине и, соответственно,
больший термический КПД.
Камера сгорания должна обеспечивать
эффективное сгорание топлива в
широком диапазоне условий
Стабильность
горения
|
Газотурбинные двигатели (ГТД) обладают целым рядом преимуществ перед обычными ДВС: малыми габаритами (если принять при равной мощности габаритный объем карбюраторного ДВС за 100%, то у дизеля этот показатель будет составлять 144%, а у ГТД — лишь 28%); малой массой (около 0,5 кг на одну лошадиную силу, что в 2 раза меньше, чем у лучших образцов карбюраторных ДВС); высокой плавностью хода (нет частей, совершающих возвратно-поступательное движение, как у обычных ДВС); простотой конструкции (общее число деталей ГТД составляет около 200, а карбюраторного двигателя — около 900); надежностью пуска при низких температурах; меньшей токсичностью отработавших газов; более благоприятной тяговой характеристикой (практически не требуется коробка передач) и т.д.
Наряду с немалыми достоинствами
газотурбинные двигатели имеют
ряд существенных недостатков, которые
обусловливают отсутствие серийного
выпуска газотурбинных
Применение теплообменников,
использующих тепло отработавших газов
для подогрева воздуха, идущего
из компрессора в камеру сгорания,
несколько увеличивает
При работе двигателя на
режиме максимальной мощности ухудшение
экономичности газотурбинного автомобиля
по сравнению с обычным
Если бы автомобили работали без коробок
передач, то этот выигрыш в экономичности
был бы принципиальным и мог бы оказаться
решающим в общем сравнении расходов топлива,
однако при работе в обычных условиях
это обстоятельство лишь несколько уменьшает
снижение экономичности.
Газотурбинные двигатели
имеют меньший срок службы, чем
поршневые двигатели, так как
при высокой температуре и
высоких скоростях газа происходит
износ и изменение формы
Внедрению в промышленность
газотурбинных автомобилей
Если вес ГТУ удается снизить по сравнению
с поршневым двигателем той же мощности,
то выигрыш в объеме почти отсутствует,
так как расход воздуха, больший в 3—4 раза,
вызывает необходимость в размещении
объемистых газопроводов. Значительно
больший расход воздуха обусловливает
и значительно больший шум газотурбинной
установки на впуске и выпуске.
Возможно, что перспективной
силовой установкой на ряде типов
автомобилей является газотурбинная.
Выпуск их еще не начался и пока
не продано ни одного газотурбинного
автомобиля. Это можно объяснить
прежде всего тем, что, произведя
громадные затраты на пере-, оборудование
автомобильной промышленности в 50-х
годах, владельцы предприятий хотят
использовать обо рудование заводов
еще 5-10 лет, чтобы не нести затрат
на новое переоборудование промышленности
для выпуска газотурбинных