Монтаж на радио, раскрытие особенностей его использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение характеристик монтажа на радио, раскрытие особенностей его использования. Монтаж как инструмент работы на радио.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
Дать характеристику монтажу как стилеобразующему выразительному средству радиожурналистики.
Рассмотреть использование монтажа на современном радио.

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

Введение

 

Монтаж как стилеобразующее  выразительное средство является неотъемлемой частью радиожурналистики. Монтаж, как  и любой творческий процесс, отличается известной степенью самостоятельности. Радиовещание оперирует временным  материалом и поэтому естественно  использует прием «распоряжения» им – монтаж.

В данной работе рассматриваются  вопросы, связанные с творческими  составляющими монтажа, изучением  его видов, анализом монтажных соединений на радио, с примерами на «Радио NS».

 Решение данной проблемы  имеет теоретическое и практическое  значение. Работа состоит из двух  глав, в которых раскрываются  возможности использования различных  видов соединений, а также формулируется  суть монтажа как стилеобразующего  выразительного средства радиожурналистики.  Теория всегда непосредственно  связана с практикой: она то  опережает практику, то обобщает  ее достижения.

Актуальность тематики –  очевидна.

Главной задачей, стоящей  перед звукорежиссерами и специалистами  по монтажу на радио – является содержательное донесение до аудитории  сути определенного произведения их творчества.

Роль и значение монтажа  как основного способа корректировки  содержания предлагаемого материала  в этом отношении весьма сложно переоценить. Монтаж есть инструмент, без которого не может существовать радио.

Поэтому, считаем, что изучение особенностей и специфики монтажа  в высшей степени актуально, требует  дополнительного и пристального рассмотрения со стороны всех тех, кто  так или иначе задействован в  радиовещании.

Научная новизна: нами впервые  глубоко проанализированы особенности  монтажа и его применение на местных  радиостанциях.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что собранный нами материал может  использоваться как на занятиях по специальности «Журналистика», так  и в практической деятельности радиожурналистов.

Целью данной работы является изучение характеристик монтажа на радио, раскрытие особенностей его использования. Монтаж как инструмент работы на радио.

Нами была предпринята  попытка решить следующие задачи:

  1. Дать характеристику монтажу как стилеобразующему выразительному средству радиожурналистики.
  2. Рассмотреть использование монтажа на современном радио.

Объект исследования –  монтаж как научный раздел, изучаемый  рядом смежных журналистских  дисциплин: технологией радиовещания, журналистским творчеством, драматургией, технологией телевидения.

Предмет исследования –  совокупность видов и приемов, посредством  которых реализуется содержание процесса монтажа на радио.

Методы исследования: описание теории, анализ применения монтажа на радио, посещение радиостанций «Радио NS».

Цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена общим  вопросам и содержит краткий обзор  теории и истории монтажа. А вторая глава показывает применение монтажа  на современном радио.

 

 

1 Монтаж на  радио

 

    1. Понятие монтажа

 

Монтаж на радио занимает главное место. Он относится к группе стилеобразующих средств, в которую также входят голосовой грим, звуковая мизансцена и ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.). Эта группа мобильна, так как находится в полной зависимости от воли субъективных творческих потребностей автора радиосообщения.

В «Справочнике журналиста Казахстана» дается  определение  монтажа – подбор и объединение  отдельных элементов чего-либо в  целое для создания единого, законченного произведения. Радиовещание использует монтаж как способ компоновки в необходимой  последовательности отдельных передач, а также как соединение в каждый отдельный момент звучания речи, шумов  и музыки [1, 107].

А. А. Шерель отмечал, что, как технологическое средство, монтаж появился на радио в условиях предварительной записи передач. Но это не значит, что в живом вещании монтаж как выразительное средство не использовался. Это была своеобразная форма композиции, в которой отдельные части соединялись друг с другом не на пленке, а прямо в эфире [2, 161].

Существовала очень четко  разработанная режиссерская партитура, где было указано, на какой минуте журналист начнет интервьюировать  своего гостя, на какой секунде вступит  сидящий в этой же студии оркестр, и в какой момент для пущей  убедительности шумовики запустят имитатор полярного ветра... Все это репетировалось, иногда даже с участием главного героя, подлинного полярника, и шло в  эфир, создавая весьма эффектную звуковую картину очередного подвига советского человека и демонстрируя достижения отечественного радиовещания. Но это  была, скорее, имитация монтажа, а принципиально  новый период развития радиожурналистики  начался с массовым внедрением звукозаписи.

В учебном пособии «Радиожурналистика»  отмечается, что звукозапись как  техническое средство использовалась радиовещанием еще с конца 20-х  годов. Например, в 1929 году в эфире  звучала в записи на кинопленку речь заместителя Председателя СНК РСФСР  А.М. Лежавы о роли радио и кино в социалистическом строительстве. В 1931 году была организована по типу киностудии фабрика «Радиофильм» специально для  подготовки передач, фиксированных  предварительно на кинопленке. Название фабрики стало обозначением разновидности  радиосообщений, которые представляли собой «тот же звуковой кинофильм, но на ленте радиофильма отсутствовали  кинокадры. Это обыкновенная стандартная  кинопленка с нанесенной на ней сбоку  фонограммой – фотографией звука».

Регулярно оперативная звукозапись  стала использоваться при подготовке передач с 1936 года – с момента  внедрения аппарата механической записи звука конструкции инженера Шорина. (Кинопленка, склеенная в кольцо, перемещалась мимо резца, соединенного с рупором, – разновидность грамзаписи. С каждым оборотом пленочного кольца резец смещался ниже, пока не была использована вся ширина пленки. Воспроизведение – обратным образом. Монтаж был невозможен.) Вскоре открылись первые курсы звукооператоров, на которых занималось около 50 человек из всех местных радиокомитетов страны.

В 1940 году появились репортажные шоринофоны. Это были еще несовершенные аппараты, но они намного расширили возможность применения механической записи на радио. В конце 30-х годов началось использование звукозаписи для фиксации на пленке театральных спектаклей [2, 164].

По словам Наталии Утиловой,  монтаж - это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление.

Несколько составляющих этого  понятия:

- монтаж как технический  прием;

- монтаж как художественная  форма творческого мышления;

- монтажное восприятие  экранного произведения в целом  [3, 65].

Монтаж, по мнению Утиловой, выполняет две основные функций:

1. чисто техническую – подчиненную технологическому процессу, завершающему производство радиопродукции (окончательная сборка, соединение отдельных звуков и эпизодов в отдельное целое);

2. эстетическую, т.е. монтаж – наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ художественного мышления и образного воплощения темы [3, 71].

Монтаж (фр. montage) видео- или  аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих  студиях) — процесс переработки  или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал [4, 131].

Монтаж - это, прежде всего выражение идеологических и эстетических

позиций автора, метод его  художественного мышления, творческого  осмысления действительности.

В репортаже, фиксированном  на пленку, существует возможность  выключить слушателя из реального  течения времени монтажной сменой звуковых картин, прессуя время или  растягивая его в сознании слушателя. Точно так же монтажная смена  звуковых картин способна выключить  слушателя из реального пространства, ибо возможные при монтаже  радиосообщения, фиксированного на пленке, переброски места действия создают  в восприятии слушателя некое  условное пространство, не ограниченное рамками какой-либо конкретной территории. Подобные временные и пространственные сдвиги в восприятии информации углубляют  философское осмысление действительности, что в конечном результате и является одной из основных целей автора передачи.

 Чтобы донести до  слушателей замысел и идею  передачи, автору необходимо самому  владеть навыками компьютерной  программы «Звуковой редактор». Звукоредактор, или волновой редактор — программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют редактировать звуковые файлы на компьютере. Редактор позволяет работать со звуком в зависимости от набора инструментов и его возможностей. Наиболее известные: Sound Forge, Adobe Audition, Cubase, WaveLab, Audacity, Wavosaur, GoldWave, MhWaveEdit и др. Без профессионального звукового редактора трудно представить себе современную студию звукозаписи и монтажа. Программа Sound Forge долгое время являлась флагманским продуктом компании Sonic Foundry, а в мае 2003 года успешно перекочевала под другую торговую марку - Sony Pictures Digital. Sound Forge 6.0 позволяет работать с основными современными аудио/видео форматами файлов. При этом программа имеет ряд внутренних специфических форматов (PCA, W64), совместимых с другими программами от данного разработчика, наиболее близкой из которых является Vegas.

Сегодня каждый радиожурналист должен владеть навыками компьютерного  монтажа. Это позволит делать передачи более оперативно и позволит журналисту быть независимым от студии звукозаписи, режиссера и оператора. Освоив программу  звукового редактора, автор может  дома или в любом другом месте  записывать свою передачу и передавать ее в эфир. Если журналист не работает в прямом эфире, то такая форма создания рубрик или передач позволяет не приходить в редакцию, не иметь рабочего места и т.д., что весьма актуально для Интернета радиостанций, не имеющих собственного помещения. [10]

Радиовещание оперирует  временным материалом и поэтому  естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.

Слово «монтаж» в переводе с французского имеет два значения. Чисто техническое – «сборка и установка сооружений, конструкций, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе – «подбор и соединение отдельных частей чего-либо для создания единства, законченного произведения» [5, 322].

В нашем случае рассмотрим второе значение слова и  добавим, монтаж – не только сам по себе является творческим процессом в журналистике. Он обуславливает характер всего  процесса, определяет и создание структурных  форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов  будущего произведения и их места  в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное и может  меняться в процессе работы, но оно  существует в голове автора в первоначальном виде.

Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для  будущего интервью, беседы – тоже уже  первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор  материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.

Именно монтаж лежит в  основе создания звукового образа, который, по определению А. А. Шереля, представляет собой «совокупность  звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством  ассоциаций в обобщенном виде представление  о материальном объекте, явлении, характере  человека» [6, 212].

Формы назначения и использования  монтажа по В. В. Смирнову:

- сокращение текста;

- композиционное перемещение  фрагментов документальных записей  в их сочетаниях с авторским  тестом;

- уплотнение времени;

- использование звуковых  выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала;

- создание различных временных  и пространственных планов, характеристика  через них времени и места  действия, показа событий с разных  точек звуковой записи;

- использование контраста  разных выразительных средств,  как приема сталкивания различных  смысловых, психологических ситуаций, сцен, планов;

- использование ассоциативного, последовательного, параллельного  приемов при движений сюжета;

- создание целостной композиции  радиовещания. [7, 30-31].

Технические приемы осуществления  монтажа также разнообразны. В  числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда  формообразующие элементы звуковые выразительные средства друг за другом без пауз.

При монтаже используются в разных вариантах сила звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в  различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или  иного средства).

Набор различных способов монтажа позволяет добиться в  каждом конкретном случае наибольшей выразительности и правдивости  звукового изображения. Поэтому  при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью  с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного  текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты  воздействия на эмоции слушателей.

В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно  его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями  и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими.

Информация о работе Монтаж на радио, раскрытие особенностей его использования