Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:19, реферат
Сущность явления износа. Сущность явления трения. Виды и характер износа деталей. Признаки износа.
В
шпоночных соединениях
В подшипниках качения вследствие различных причин (рис. 2, а—г) износу подвержены рабочие поверхности — на них появляются оспинки, наблюдается шелушение поверхностей беговых дорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит их усталостное разрушение; под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате чего возможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия.
Различные поверхности скольжения также подвержены характерным видам износа (рис. 3). В процессе эксплуатации зубчатых передач вследствие контактной усталости материала рабочих поверхностей зубьев и под действием касательных напряжений возникает выкрашивание рабочих поверхностей.
Рис.3. Характерные виды износа поверхностей скольжения:
а — выкрашивание, б — отслаивание, в — коррозия, г — эрозия, д — царапины, е — задиры, ж — налипание, з — глубинный вырыв материала и перенос его с другой поверхности трения риала, приводящее к образованию ямок на поверхности трения (рис. 3, а). Разрушение рабочих поверхностей зубьев вследствие интенсивного выкрашивания (рис. 3, б) часто называют отслаиванием (происходит отделение от поверхности трения материала в форме чешуек).
На
рис. 3, в показана поверхность, разрушенная
коррозией. Поверхность чугунного порошкового
кольца (рис. 3, г) повреждена вследствие
эрозионного изнашивания, которое происходит
при движении поршня в цилиндре относительно
жидкости; находящиеся в жидкости пузырьки
газа лопаются вблизи поверхности поршня,
что создает местное повышение давления
или температуры и вызывает износ деталей.
На поверхности тормозного барабана (рис.
3, д) показаны риски, которые появляются
при воздействии на вращающийся барабан
твердого тела или твердых частиц. Задиры
(рис. 3, е) образуются в результате схватывания
поверхностей при трении вследствие действия
между ними молекулярных сил. На рис. 3,
ж показана рабочая поверхность детали
с налипшими на нее посторонними частицами,
а на рис. 3, з— поверхность детали с износом
при заедании в результате схватывания
— глубинного вырыва материала и переноса
его с другой поверхности трения.
4 Признаки износа
Об износе деталей машины или станка можно судить по характеру их работы. В машинах, имеющих коленчатые валы с шатунами (двигатели внутреннего сгорания и паровые, компрессоры, эксцентриковые прессы, насосы и др.), появление износа определяют по глухому стуку в местах сопряжений деталей (он тем сильнее, чем больше износ).
Шум в зубчатых передачах — признак износа профиля зубьев. Глухие и резкие толчки ощущаются каждый раз, когда меняется направление вращения или прямолинейного движения в случаях износа деталей шпоночных и шлицевых соединений.
Износ в сборочных единицах станка можно установить не только на слух, но и по виду поверхностей заготовок, обработанных, на этом станке. Если, например, при обработке заготовки на токарном станке на ее поверхности появляются через равные промежутки кольцевые выступы или впадины, то это означает, что в фартуке станка износились зубья реечного колеса и рейки; движение суппорта вместо плавного стало прерывистым. Этот дефект часто вызывается также износом направляющих станины и каретки суппорта, нарушающим соосность отверстий фартука и коробки подач, через которые проходит ходовой вал.
Следы дробления на обтачиваемом валике, установленном в коническом отверстии шпинделя, свидетельствует об увеличении зазора между шейками шпинделя и его подшипниками вследствие их износа. Если обрабатываемая на токарном станке заготовка получается конической, значит изношены подшипники шпинделя (главным образом передний) и направляющие станины, а если овальною— изношена шейка шпинделя, принявшая форму овала. Увеличение мертвого хода * укрепленных на винтах рукояток сверх допустимого — свидетельство износа резьбы винтов и гаек.
Об
износе деталей машин часто судят
по появившимся на них царапинам,
бороздкам и забоинам, а также
по изменению их формы. Детали машин,
работающие со значительными знакопеременными
нагрузками, осматривают через
О работе сборочных единиц с подшипниками качения можно судить по характеру издаваемого ими шума. Лучше всего выполнять такую проверку специальным прибором — стетоскопом. При его отсутствии пользуются металлическим прутком, который прикладывают закругленным концом к уху, а заостренным — к тому месту, где находится подшипник: при нормальной работе слышен слабый шум — равномерное тонкое жужжание; если работа подшипников нарушена, возникают сильные шумы. Свист или резкий (звенящий) шум указывает на отсутствие в подшипнике смазки либо на защемление шариков или роликов между беговыми дорожками внутреннего и наружного колец. Гремящий шум (частые звонкие стуки) означает, что на шариках, роликах или кольцах появились язвины либо в подшипник попала абразивная пыль или грязь. Глухие удары сигнализируют об ослаблении посадки подшипника на валу и в корпусе.
Под мертвым ходом подразумевают некоторый свободный угол поворота рукоятки, прежде чем она заставит двигаться соединенную с ней деталь. Для суппорта токарного станка допустимый мертвый ход рукоятки — */4о оборота винта. Работу подшипника можно проверять и по нагреву, определяемому на ощупь наружной стороной кисти руки, которая безболезненно выдерживает температуру до 60 °С. Так, например, определяют повышенный нагрев подшипников, который может быть следствием защемления шариков или роликов между беговыми дорожками в результате отклонения от соосности опор или возникать из-за отсутствия смазки (особенно в тех случаях, когда вал вращается с большой частотой). Перегрев подшипника может появиться при больших частотах вращения вала также в случае избытка смазочного масла или его повышенной вязкости, создающей дополнительное сопротивление вращению вала. Значительный нагрев вызывает ускоренный износ подшипников.
Тугое
проворачивание вала свидетельствует
об отсутствии соосности между ним и подшипником
или о чрезмерно тугой посадке подшипника
на валу или в корпусе. Дребезжащий стук
в цилиндре компрессора сигнализирует
о поломке или повышенном износе поршневых
колец, а глухой — об износе поршня и цилиндра.
Стук маховика может быть следствием нарушения
его посадки на валу. Недостаточное давление
в пневмосистеме является результатом
утечки сжатого воздуха из соединений
трубопроводов, пробуксовки приводных
ремней, износа цилиндра, поршня и других
деталей компрессора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 http://www.bibliofond.ru
2 http://www.BANKA referatov.ru
3 http://5ballov.qip.ru