История светотехники

Автор: Мария Радченко, 18 Октября 2010 в 21:35, доклад

Описание работы

Полный обзор развития светотехники

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

История светотехники.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

Первые нити накаливания представляли собой  обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могла находиться в  раскаленном виде в течение 40 часов. Эдисон перепробовал все вещества, содержащие углерод: продукты питания, смолы, – всего шесть тысяч разновидностей растительного волокна. Лучший результат показал бамбук, особенно тот сорт бамбука, из которого был сделан футляр японского пальмового веера. 

Но планы Эдисона были значительно масштабнее, он хотел создать динамо-машину.

Динамо-машина была построена вопреки всем канонам  конструкторской науки того времени.

Эдисон сконструировал двухфазный генератор. Тем самым  он решил проблему, казавшуюся безнадежной  даже ведущим электрикам того времени, ведь потребители постоянно включают и выключают свет в доме или в разных домах на одной улице. 

Дальнейшее совершенствование  ламп происходило по двум направлениям: угольная нить была заменена в 1907 году на вольфрамовую, а с 1913 года лампы стали газонаполненными (сначала их заполняли азотом, потом перешли на аргон и криптон). Оба усовершенствования были сделаны в лабораториях компании General Electric, основанной Томасом Эдисоном. 

Лампа накаливания  дешева, широко используется в быту, однако нельзя сказать, что свет ее идеален: он смещен в сторону красной и ИК-областей спектра. Эффективность также оставляет желать лучшего: ее КПД составляет 1-4%. В этом смысле лампа накаливания – скорее отопительный, а не осветительный прибор. 

Однако электрическая  лампа, больше похожая на лабораторный сосуд, чем на источник горячего и  прекрасного света, плохо подходила  к убранству роскошных гостиных богатеющей Америки и процветающей Европы. Более того, ее вызывающая нагота скоро превратилась в символ унизительной нищеты. Стремление украсить электрическую лампочку со временем вылилось в целое направление дизайна. Одним из первых художников, работавших в этой области, был знаменитый американец Луис Тиффани, объединивший свет и цвет. 

Тиффани был  сыном американского «короля  ювелиров», но, несмотря на свое положение  наследника великой ювелирной империи, заинтересовался не драгоценными камнями, а… разноцветными стеклышками. Он стал брать уроки живописи, учился в  Париже, много путешествовал, изучая искусство Африки, Испании, Египта. 

Став художником, Тиффани решил заняться той областью художественного ремесла, которая  была куда менее развита, чем живопись, надеясь, что в новой специальности  он сможет гораздо ярче проявить свои таланты. Тиффани был пионером своего течения, ныне известного как «ар нуво» (фр. «art nouveau» - «новое искусство»), или модерн. Он хотел добиться того, чтобы, в отличие от современной технологии окраски готового стекла, не дающей необходимой прозрачности, само стекло передавало текстуру и цвет, и потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привели дизайнера к величайшему открытию – разработке нового вида стекла, который он назвал «favrile», что по-латыни означает «сделанный руками». 

Создание уникального  многоцветного «фаврильского» стекла с металлическим отливом привело  художника к созданию знаменитых во всем мире «ламп Тиффани» – потрясающих по красоте абажуров, с которыми сегодня его имя ассоциируется у большинства людей. Создавая эти светильники, Тиффани одновременно решал проблемы комбинирования элементов внутреннего дизайна помещения и его освещения, поиска утонченного баланса и органического единства между функциональным предназначением предмета и его красотой. Выстраивание орнамента на его витражных лампах напоминает выращивание редких цветов и создание экзотических ландшафтов. Главная тема – цветы и растения, окрашенные во множество цветов и оттенков. 

Художник брал в качестве моделей для своей  работы герань, мак, ломонос, молочай, пионы  и много еще различных и  экзотических растений, таких как  ананас. Кроме того, Тиффани создавал лампы, украшенные геометрическим орнаментом. Основание лампы чаще всего было металлическим, иногда его украшала мозаика. Очень редко оно конструировалось под конкретную модель абажура, обычно его можно было соединить с любым из абажуров. 

Число подражателей и имитаторов Тиффани непрерывно росло… В то же время начинается постепенное развитие различных направлений в интерьерном свете. Вслед за ар-нуво зарождается и обретает свое начало такой стиль как арт деко. Это стиль звезд, зародившийся в Париже в период между Первой и Второй мировыми войнами. В целом стиль арт деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Это смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства. В 20-е годы XX века эталоном арт деко стали роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогие отели. Светильники приобретали привлекательные строгие формы, отличаясь качеством и натуральными материалами, которые очень ценились. Такие светильники могли себе позволить только очень богатые люди. 

Но мода изменчива  и диктует свои правила. Все должно меняться, и этому закону подчиняется  развитие стилистики. В начале ХХ века рождается такой стиль как  конструктивизм. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные, мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового. 

Это новое направление  начисто было лишено таинственно-романтического ореола. Оно было сугубо рационалистично и подчинялось логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества. Характерные особенности конструктивизма в первую очередь были выражены в архитектуре, в фасадах зданий. Но внешняя оболочка неотъемлемо отражается в убранстве внутреннего обустройства. Убранство интерьеров тоже впитало в себя все черты конструктивизма. 

Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных  форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создаются  вещи простых, строгих, удобных форм. Функции, назначение каждого предмета предельно просты и понятны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения... Светильники тоже представляют собой простые строгие формы. В них можно прочитать рациональность и сдержанность. После окончания. Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов. 

В конце 1950-60-х  гг. возникает неоавангардистское направление  в американском и западноевропейском искусстве. Поп-арт возник как своеобразная реакция на засилье абстрактного искусства с его полным отрывом от реальности и как продолжение в условиях тотальной индустриальной цивилизации экстравагантных опытов дадаизма и сюрреализма 20-х гг.

(Поп-арт, англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство, термин объясняется также значением звукоподражательного английского "pop" - отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект.) 

Поп-арт получил  распространение, прежде всего, в искусстве  США. Своими целями представители поп-арта провозгласили "возвращение к реальности", раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). 

В этот необычный и яркий период начинается производство светильников. В их стилистике совершенно ясно прослеживаются черты поп-арта: сочные цвета, позитивные эмоции. Так как pop art – это еще и популярное искусство, то популярность и доступность проявилась и в создании и разработке новых материалов, которые позволяли создать новые формы. Несомненно, появление пластика и полимеров нашли свое отражение в производстве. Множество светильников стали производить из пластиковых материалов, из которых можно было легко создавать причудливые и необычные формы. Этот материал был доступен по цене и позволял создавать совершенно новую атмосферу. 

Однако, несмотря на большое количество образных ассоциаций, вызываемых у зрителя произведениями поп-арта, их кажущуюся злободневность, они отчуждены от подлинной реальности: яркие зрительные эффекты, достигаемые  с помощью новейших искусственных  материалов и сложных технических приёмов, заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в обществе "потребления ради потребления”. 

В 1960-70-е годы получает распространение, преимущественно  в США, новое направление в  живописи и скульптуре. Этим направлением стал минимализм.

Сама эстетика этого стиля пришла к нам с  Востока: буддийская ипостась пустоты  – как идеал, как совершенная  форма жизни. 

Как явствует из названия, искусство минимализма  сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. 

Живопись и  графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически  правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущение бытия. 

Предметы и  пространство теряют формы, границы, создается  иллюзия бесконечного пространства и невесомости. Минимализм – стиль  предельно лаконичных форм, который  характеризует полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ясность композиций, монохромность, подчеркивание естественности фактур. Работа большими плоскостями, графичность. 

Минимализм можно  рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве  на протяжении 1950-х годов. Наиболее известными минималистами являются: Андре, Джадд, Келли, Ле Витт, Мэнголд, Стелла, Флавин. 

Специалисты выделяют следующие характерные признаки минимализма: 

- минимальное  количество цветов;

- предельная  простота оформления;

- геометризм  фигур: круг, прямоугольник, прямая, может быть мягкий изгиб (никаких  спиралей). 

В интерьере  минимализму свойственны самые  современные материалы: сталь, матовое  стекло, натуральное дерево, алюминиевые  профили.

Несомненно, вид  светильников начинает быстро меняться для того, чтобы соответствовать стилистике интерьера. В формах осветительных приборов вы вряд ли найдете излишества или какое-либо смешение цветовой гаммы. Минимализму не присущи такие возможности использования цвета как в поп-арте. Все должно быть просто и лаконично. Учитывая, что минимализм был навеян простотой Востока, кроме обычных материалов, таких как стекло, алюминий, пластик, появляются новые для европейцев материалы для производства светильников. Это, конечно же, бамбук (бамбуковые палочки). Из них делают и основания для светильников, и даже абажуры. Чтобы отобразить стилистику минимализма, возникает идея использования просто ленты ткани. 

Здесь выразительность  достигается за счет контраста: черное и белое, лен и хлопок, бетон и натуральный камень; полированная древесина, ваза с одиноким цветком, одно яркое пятно живописи на стене, один всплеск в монохромной, выдержанной композиции, – все это "простота" одного из самых популярных стилей конца XX - начала XXI веков. 

В конце ХХ века появляется стиль хай-тек (hi-tech – высокая технология). Он родился в революционные 60-е прошлого века. Дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности, конструктивисты. 

Новый шаг в  развитии техники интерьерного освещения был сделан, когда в конце 70-х начали выпускаться галогенные лампы для диапроекторов, питавшиеся от 12-вольтового источника. К инертному газу, окружающему нить накаливания в обычной лампе, добавились химические элементы, известные в науке как галогены: фтор, йод, бром и так далее.

Эффект превзошел  все ожидания: благодаря экспериментам  с этими лампами галогенные светильники появились во многих домах. Возможности применения светильников с галогенными лампами очень велики и разнообразны. Эти лампы с легкостью заменяют обычные лампы накаливания. Они универсальны и используются в различных помещениях. Эти лампы чаще всего можно встретить в стиле хай-тек. Их компактные габариты нашли широкое применение в разнообразных формах светильников в частных и общественных интерьерах. 

Этот стиль  возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются  функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма. 

Основными чертами  этого стиля являются максимально  функциональное использование пространства и сдержанный декор. Для стиля характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. В этом стиле уместно использовать не задекорированные трубы и воздуховоды, выделять балки и крепежные элементы, оставлять незакрепленные кабели. Все технические и конструкторские элементы, которые было принято убирать и прятать, теперь можно спокойно выставить напоказ. И это будет являть не небрежностью, а модной характерной чертой стиля high-tech. 

Хай-тек можно  отнести к ультрасовременным  стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней. Широко используются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. 

Информация о работе История светотехники