Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Концепции медиаобразования, возникшие в различных странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной

Содержание

Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая
революция в образовании
Исторические сведения о последовательности
изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10
1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств
и их характеристика…………………………………….......11-18
Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств
на уроках технологии
Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
План-конспект современного урока с использованием
аудиовизуальных средств обучения………………………26-34
Эффективное использование аудиовизуальных
средств на уроках технологии (на примере
слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38
Заключение…………………………………………………..........39
Список литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Использов. аудиовизуальных средств при подг. учит. Т и Пр. 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)
 

       ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Общетехнических дисциплин» 
 

      По  курсу:  «Теория  и методика преподавания Т и Пр.

   На тему:  «Использование аудиовизуальных средств при

                               подготовке  учителя технологии и

                               предпринимательства» 
 
 

Выполнил: ст-ка 5 курса Т и П, группы «А»

                Идрисова Зарема Нуридовна 
 

Проверил: доцент, к.п.н.

              Домбиев Хасан Вахидович 
 

г. Грозный – 2006г. 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 

 
 

    Введение…………………………………………………………....3

     Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая

                   революция в образовании

    1. Исторические сведения о последовательности 

             изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10

    1.2.  Характер предъявления аудиовизуальных средств

           и их характеристика…………………………………….......11-18

     Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств

                   на уроках технологии

    1. Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
    2. План-конспект современного урока с использованием  

            аудиовизуальных средств обучения………………………26-34

    1. Эффективное использование аудиовизуальных

             средств на уроках технологии (на примере

             слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38

    Заключение…………………………………………………..........39

    Список литературы………………………………………………40 
 
 
 
 
 

    В В Е Д Е Н  И Е 

     

     Концепции медиаобразования, возникшие в различных  странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной защиты», а основными фор-мами работы с детьми являлись анализ аудиовизуальных материалов и вербализация впечатлений.

    Начиная с 70-х  гг. ХХ века, мировое педагогическое сообщество

стало уделять  повышенное внимание коммуникативным  проблемам в образовании, что  и определило взгляды на медиаобразование.

    Программы социально-культурного образования, разработанные

во Франции  в 70-е гг. ХХ века ставили цель научить школьников вы-ражать себя и творчески применять в процессе коммуникации все не-вербальные средства (звуковые, визуальные, аудиовизуальные, плас-тические, мимические, жестовые); осваивать и совершенствовать ме-тодику и технику проведения детьми социальных обследований, ис-пользовать в той или иной деятельности результаты практических занятий, экскурсий и т.п.

      Большую роль в развитии медиаобразования сыграли  идеи вы-дающегося французского педагога Селестена Френе. Исходя из его утверждения о том, что мышление ребенка отличается от мышления  

взрослого и  определяется формулой: мыслить –  значит делать, многие сторонники приобщения школьников к аудиовизуальной культуре считают необходимым участие  их самих в создании аудиовизуальных  материалов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Исторические  сведения о последовательности изобретения   

             аудиовизуальных средств.

     

         Технические средства обучения уже давно вошли в образова-тельные учреждения и в течение второй половины ХХ века полу-чили широкое распространение. Накоплен интересный практичес-кий опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появлением ЭВМ и постепенным использованием их в образова-нии, особенно в последние 25 лет, стоит проблема технического переоснащения школ, детских садов, вузов и так далее.

             Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащих-ся, объема практических и лабораторных работ поискового харак-тера, более широкого проведения аудиторных занятий. Эти тенденции усиливают также отчетливо осознаваемые как общест-вом, так и педагогом потребности в смене образовательных пара-дигм. Учащиеся должны перестать воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуа-ции самостоятельного решения проблемных задач, то есть начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистс-кий подходы к обучению. Первый предполагает значительное рас-ширение самостоятельной деятельности учащихся, а второй - поиск  

    обучаемыми  связей между понятиями и явлениями, представляю-щимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функ-ций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычным, повседнев-ным средством, используемым массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные тех-нологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

             Введение технических средств в процесс обучения, которое многими исследователями определяется как технологическая рево-люция в образовании, началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-е гг. в США. В школе эти средства появляются в 40-е гг. С середины 50-х гг. намечается технологичес-кий подход к их использованию, теоретической базой которого ста-новится идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные  средства специального назначения, такие как средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и так далее. В 70-е гг. усили-вается теоретическая разработки использования технических средств в процессе обучения и появляются новейшие средства, та-кие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, поли-экран, электронная доска и так далее. В 80-е гг. стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагоги-ческих программных средств, применение систем интерактивного  

    видео. В 90-е  гг. в образовательных учреждениях  стала использо-ваться мультимедийная аппаратура, создается язык моделирования виртуальной реальности [1, стр. 3].

         Во второй половине ХIХ в. в просветительных целях начали применять диапозитивы. Демонстрировали их проекционным фо-нарем, изобретенным еще в 1640 г. физиком А. Кирхером. В книге Н.И. Борисова «Волшебный фонарь в народной школе», опублико-ванный в 1869 г., указывалось, что стеклянные диапозитивы, кото-рые демонстрировались при помощи проекционного фонаря, ис-пользовались не только в высших учебных заведениях, но также в полковых учебных командах и народных школах.

             Виднейшие профессора Московского университета сопровож-дали свои лекции показом диапозитивов. Учителя и земские Дея-тели использовали «волшебный фонарь» Кирхера для публичных лекций в самых глухих деревнях России. Такие сеансы «туманных картин» обычно собирали столько народа, что тесные классы шко-лы не могли вместить всех желающих.

            В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В 1904-1905 гг. появились первые диафиль-мы на целлулоидной пленке. Широкое применение они нашли в советской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоятельную, так и вспомогательную роль в качестве средства, уточняющего понятия, полученные с помощью других технических средств кино–и видео–фильмов, тем–и радиопередач.

             В 1895-1898 гг. русский изобретатель Е.А. Малиновский  
     

    совместно с  другим изобретателем разработали  и изготовили, а затем усовершенствовали  первые эпипроекционные аппараты. Их использовали в массовых аудиториях или для индивидуальной ра-боты, так как создаваемое ими изображение на экране не превы-шало 70+70 мм.

             В 1877 г. выдающийся американский изобретатель Томас

    Эдисон впервые осуществил запись и воспроизведение звука. Он изобрел фонограф – восковой валик, на котором игла фонографа при вращении валика оставляла звуковую дорожку. Звуковые коле-бания передавались на иглу мембраны, находящейся в рупоре. Так осуществлялась запись звука. Для воспроизведения звука исполь-зовался тот же валик, покрытый путем электролиза металлом. Игла фонографа, двигаясь по канавке, передавала колебательные дви-жения на мембрану и рупор. Так воспроизводился звук. Этот спо-соб записи звука называется механическим. В дальнейшем он был значительно усовершенствован.

             В 1888 г. была изобретена грампластинка и на смену фоногра-фу пришел граммофон. Его изобрел немецкий инженер Эмиль Берлинер. Ему удалось устранить такой недостаток фонографа, как невозможность тиражирования записей. Он отделял запись звука от воспроизведения и создал матрицу штампования грампластинок.

             В это же время французский инженер Шарль Кро предложил портативный вариант граммофона – патефон.  Его выпускала в Париже фирма «Пате».  

             К концу ХIХ столетия начался век электричества, и в связи с этим изобретатели вели активные поиски новых способов записи звука в мире фотоэлемент. Это открытие позволило русскому  

    ученому А.Ф.Викшемскому  разработать в 1889 г. аппарат для  опти-ческой записи звука на светочувствительной ленте. Суть изобрете-ния – в преобразовании звуковых колебаний в электрические и затем – в переменные световые. При освещении таким модулиро-ванным светом фотобумаги получается фотографическая фонограм-ма. Затем был найден способ воспроизведения звука с фотографии-ческой фонограммы. Его предложил в 1900 г. русский инженер И.Л.Поляков.

             В 1928 г. русские ученые П.Г.Тагер и А.Ф.Шорин разработали фотографический способ записи звука на кинопленке. Это изобре-тение способствовало созданию и развитию звукового кино.

          Третий  способ записи и воспроизведения  звука – магнитный. Его изобрел  датский физик В. Паульсен в 1898 г. Он предложил записы-вать звук на стальную проволоку. Магнитный способ основан на свойстве ферромагнитных материалов намагничивается под воз-действием магнитного поля и сохранять состояние намагничен-

    ности при  снятии магнитного поля.

         В 1928 г. было предложено вместо проволоки использовать бумажную ленту, на которую наносили порошок окиси железа. В дальнейшем бумагу заменили лентой с хлопчатобумажной или лавсановой основой. Такая лента применяется и в современных магнитофонах.

         Четвертый способ записи и воспроизведения звука основан на лазерной технологии, реализующей цифровую систему записи и воспроизведения звука. Возможность создания лазера обосновали  в 1958 г. американские физики – лауреаты Нобелевской премии Чарльз Таунс и Артур Шавлов.  

             Новый вид грампластинки – оптический компакт-диск для ла-зерного проигрывателя появился в США в 1983 г. Вначале это были диски для воспроизведения звука (аудиодиски), а затем, через год, появились видеодиски новой конструкции.

Информация о работе Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства