Информационные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Применение информационных технологий в преподавании гуманитарных предметов имеет ряд особенностей. Во-первых, гуманитарное знание сложно поддаётся формализации. Однако нельзя забывать, что главная цель преподавания – передача студентам некоторой суммы знаний и человеческого опыта. При этом нужно учитывать, что сегодня повышается потребность в новых алгоритмах работы с накопленными человечеством знаниями, а также повышается необходимость навыка использования своего собственного «человеческого фактора» для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Применение информационных технологий в преподавании гуманита.doc

— 30.00 Кб (Скачать)

   Применение  информационных технологий в преподавании гуманитарных предметов имеет ряд  особенностей. Во-первых, гуманитарное знание сложно поддаётся формализации. Однако нельзя забывать, что главная  цель преподавания – передача студентам  некоторой суммы знаний и человеческого опыта. При этом нужно учитывать, что сегодня повышается потребность в новых алгоритмах работы с накопленными человечеством знаниями, а также повышается необходимость навыка использования своего собственного «человеческого фактора» для достижения успеха в профессиональной деятельности. Новые технические возможности, такие как использование электронных презентаций, а также курсов в электронном виде позволяют достигать и эти дополнительные цели.

   Тенденции, наблюдаемые последние десятилетия  в мире, достаточно хорошо известны. Это процессы информационной революции и её последствия, такие как формирование информационного общества в разных странах, процессы интенсификации жизни человека и общества, глобализации общепланетарной жизни, смещения экологического равновесия и необходимости принимать во внимание экологию. Поэтому создание электронных продуктов должно учитывать специфику человека. Отсутствие навыка мыслить, многостороннего видения проблемы у конструкторов и создателей технической среды обитания человека приводит к умножению проблем в мире, где мы живём. Нельзя не признать, что изменение современного мира идет с помощью техники и посредством техники. Образование просто не может оставаться вне общепланетарных процессов.

   Нами  разработан комплект учебно-методических материалов по курсу философии в соответствии с ГОС на основе гипертекстовых технологий.

   Основная  направленность курса – это студенты, имеющие сформированные навыки работы с компьютером, а также студенты, которые по разным причинам не могут посещать занятия по философии, с которыми приходится работать в индивидуальном режиме. Любой студент технического вуза найдет для себя здесь не просто необходимые материалы по курсу философии, но и много интересного.

   В электронном представлении появляется возможность донести до каждого студента больше материала, чем в аудитории, используя визуальное получение информации и с большой эффективностью развивая образное мышление. При этом каждый может двигаться в том темпе обучения, который ему естественен. Курс, построен с учетом специфики восприятия визуальной информации в электронном виде; направлен не только на образовательные цели, но и развивающий навыки мышления в процессе выполнения творческих заданий, безусловно является оригинальной разработкой, не имеющей аналогов. Курс даёт возможность индивидуализации процесса обучения, выравнивания уровня подготовки студентов и коррекции их уровня знаний с учётом индивидуальных особенностей восприятия, что обычно не удается при стандартном лекционно-семинарском подходе. Ещё один весьма важный момент — программируемый результат обучения.

   Для представления курса философии  в электронном виде была проработана  концепция представления гуманитарного  знания и выработана концепция его представления в учебнике. В учебнике философское знание представляется в иерархическом виде. Основным смысловым ядром являются лекции. Термины в лекциях через гиперссылки поясняются с помощью философского словаря. Следующий уровень – это философские тексты и рабочие тетради для углублёного понимания темы и последним является уровень творческих заданий. Такое свойство философского знания как целостность заставило задуматься о принципиальных вопросах: насколько гуманитарное знание поддаётся оценке посредством некоей формализации, в частности тестов? Можно ли вообще разбить целостные образы на отдельные "ключевые" понятия? Попыткой подойти к решению этой проблемы было создание гипертекстового учебника в комплекте со всеми остальными необходимыми материалами по курсу философии.

   Учебное пособие состоит из 6 частей:

  1. Учебник из 2-х частей: первая часть — история философии, а вторая — актуальные проблемы философии.
  2. Рабочая тетрадь, куда входят: вопросы по курсу, тесты, кроссворды и задания для самостоятельной работы.
  3. Хрестоматия, включающая в себя оригинальные философские тексты для анализа студентами.
  4. Дополнительные задания (кроссворды)
  5. Словарь с описанием необходимых понятий по курсу философии.
  6. Работы студентов

   С учётом характера восприятия текста на экране был выбран более тезисный характер изложения, изложение концентрируется вокруг более актуальных тем. Особое внимание уделяется темам природы, информационно-технического мира, сознанию и познанию, как особенно актуальным в наши дни.

   Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальных заданий студенту. Задания выбирает преподаватель на своё усмотрение, но появляется возможность разным студентам дать разные задания, при том что они уже сформулированы и заготовлены.

   В качестве дополнительных заданий используются кроссворды. Кроссворд может быть предложен группе студентов во время семинара или индивидуально для творческой работы с курсом.

   Безусловно, использование современной техники  в процессе преподавания делает курс особенно привлекательным для студентов  технического Вуза. Например, использование интернета для индивидуальной работы со студентами не только повышает оперативность выдачи и проверки индивидуальных домашних заданий, но и повышает интерес к предмету в целом, позволяя студентам параллельно с изучением философии совершенствовать профессиональные навыки работы с компьютером. Нам повезло, что наши студенты знают и любят технику, а компьютер является у многих будущей специальностью.

Информация о работе Информационные технологии