Информационные технологии в преподавании

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:19, реферат

Описание работы

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………3

2) Возможности средств новых информационных технологий……………...4

-Понятие информационной технологии

3) Роль средств новых информационных технологий в образовании……….5

4) Педагогические цели использования СНИТ……………………………….7

- Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

-Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества

- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса

- Направления внедрения СНИТ в образование

5) Базы данных…………………………………………………………………..9

-Объектно-ориентированные базы данных.

6) Заключение…………………….……………………………………………..12

7) Литература…………………………………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 602.00 Кб (Скачать)

  Содержание: 

  1) Введение………………………………………………………………………3 

  2) Возможности средств новых информационных технологий……………...4

   
          -Понятие информационной технологии
 

  3) Роль средств новых информационных технологий в образовании……….5 

  4) Педагогические цели использования СНИТ……………………………….7 

         - Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни                                              в условиях информационного общества 

         -Реализация социального заказа, обусловленного  информатизацией современного общества 

       - Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса 

       - Направления внедрения СНИТ в образование 

  5) Базы данных…………………………………………………………………..9

        

          -Объектно-ориентированные базы данных. 

  6) Заключение…………………….……………………………………………..12 

  7) Литература…………………………………………………………………....14 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    
 

1.Введение. 

  Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

  Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

  • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

  • высокий уровень информационного  обслуживания, доступность любого члена  общества к источникам достоверной  информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

  Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы  управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования  автоматизированных банков данных научно—  педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии  и стратегии отбора содержания, методов  и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам  развития личности обучаемого в современных  условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик  контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

  Информатизация  образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств  новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия. 
 
 
 

  2.Возможности средств новых информационных технологий

Понятие информационной технологии

  Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

  К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты  терминального оборудования для  ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования  текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

                                                     
 

  3. Роль средств новых информационных технологий в образовании

  Ускорение научно—технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества — коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно — вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

  Повсеместное  использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной  части трудоспособного населения  общества, определяет необходимость  подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

  Не  менее важна задача обеспечения  психолого— педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

  Актуальность  вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

  Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых  создает предпосылки для небывалой  в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между  пользователем и СНИТ;

  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

  • архивное хранение достаточно больших  объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа  и обращения пользователя к центральному банку данных;

  • автоматизация процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов  учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента  или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

  Реализация  вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

  • интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно—аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

  • управление отображением на экране моделей  различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

  Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых  информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью. 
 

4. Педагогические цели использования СНИТ 

  Развитие  личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни  в условиях информационного  общества

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

  • развитие коммуникативных способностей

  • формирование умений принимать оптимальное  решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию  деятельности по принятию решения);

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

Информация о работе Информационные технологии в преподавании