Анализ и экономическая оценка технологий в нефтяной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: - Раскрыть теорию технологического процесса (Ответить на вопросы)
- Анализировать и дать оценку технологии в нефтяной промышленности

Задачи: - Выявить основные вопросы теории технологического процесса
- Сущность сырья и энергии в технологических процессах
- Дать характеристику нефти, найти технологию разработки нефтяных месторождений
- Значение нефтепродуктов
- Дать экономическую оценку крекинг-процессам, каталитическому реформингу, гидроочистке
- Анализировать показатели технологического уровня нефтеперерабатывающей промышленности РФ
- Заключение

Содержание

Введение 4
ЧАСТЬ 1. 5
1.1 Основные вопросы теории технологического развития 5
1.2 Сырье и энергия в технологических процессах 14
ЧАСТЬ 2 19
Характеристика нефти как энергоносителя. Технология разработки нефтяных месторождений. 19
Нефтепродукты и их использование. Общая схема переработки нефти. Классификация вторичных процессов переработки нефти. 23
Сущность и экономическая оценка крекинг-процессов, каталитического реформинга, гидроочистки. 27
Анализ показателей технологического уровня нефтеперерабатывающей промышленности РФ. 28
Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Технология,организация и экономика отраслей народного хозяйства.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Физические процессы по типу массообмена можно подразделить на типы:

     1.1. Гравитационные (ЭЛОУ).

     1.2. Ректификационные (AT, ABT, ГФУ и др.).

     1.3. Экстракционные (ДА, селективная очистка, ДП кристаллизацией).

     1.4. Адсорбция (ДП цеолитная, контактная очистка).

     1.5. Абсорбционные (АГФУ, очистка от H2S, CO2).

     2. В химических процессах переработка нефтяного сырья осуществляется путем химического превращений с получением новых продуктов, не содержащихся в исходном сырье. Химические процессы, применяемые на современных НПЗ, по способу активации химических реакций подразделяют на:

     2.1. Термические.

     2.2. Катализатор.

     Термические по типу протекающих химических реакций можно подразделить на:

     2.1.1. Термодеструктивные (ТК, ВБ, коксование, пиролиз, пекование, производство технического углерода и др.).

     2.1.2. Термоокислительные (производство битума, газификация кокса, углей и др.).

     В термодеструктивных процессах протекают преимущественно реакции распада молекул сырья на низкомолекулярные, а также реакции конденсации с образованием высокомолекулярных продуктов, например кокса, пека и др.

     КП  по типу катализа можно классифицировать на следующие типы:

     2.2.1. Гетеролитические, протекающие по механизму катализа (КК, ал-е, полимеризация, произ-во эфиров и др.);

     2.2.2. Гомолитические, протекающие по механизму окислительно-восстановительного (электронного) катализа (ПВ и синтез газов, метанола, элементной серы).

     2.2.3 Гидрокатализационные, протекающие по механизму бифункционального (сложного) катализа (ГО, ГК, КР, ИЗ, гидродеар-я, ГДП и др.).

     Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключительно большой ассортимент (более 500 наименований) газообразных, жидких

     и твердых нефтепродуктовтов. Требования к ним весьма разнообразны и диктуются постоянно изменяющимися условиями применения или эксплуатации того или иного конкретного нефтепродукта.

     Поскольку требования как к объему производства, так и к качеству товаров диктуют их потребители, то принято классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направлению их использования в отраслях народного хозяйства.

     В соответствии с этим различают:

     1. МТ.

     2. Энергетические топлива.

     3. Нефтяные масла.

     4. Углеродные и вяжущие материалы.

     5. Нефтехимическое сырье.

     6. Нефтепродукты специального назначения.

     МТ  в зависимости от принципа работы двигателей подразделяют на:

     1.1. Бензины (авиационные и автомобильные).

     1.2. РТ.

     1.3. ДТ.

     Энергетические  топлива подразделяют на:

     2.1. Газотурбинные.

     2.2. Котельные и судовые.

     Нефтяные масла подразделяют на смазочные и несмазочные.

     Смазочные масла подразделяют на:

     3.1. Моторные для поршневых и РД.

     3.2. Трансмиссионные и осевые, предназначенные  для смазки автомобильных и тракторных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач разл. типов) и шеек

     осей  железнодорожных вагонов и тепловозов.

     3.3. Индустриальные масла предназначены  для смазки станков, машин и механизмов различном промышленном оборудовании, работающих в разнообразных условиях и с различной скоростью и нагрузкой. По значению вязкости их подразделяют на легкие (швейное, сепараторное, вазелиновое, приборное, веретенное, велосит и др.), средние (для ср. режимов скоростей и нагрузок) и тяжелые (для смазки кранов, буровых установок, оборуд. мартеновских печей, прокатных станов и др.).

     3.4. Энергетические масла (турбинные,  компрессорные и цилиндровые) — для смазки энергетических установок и машин, работающих в условиях нагрузки, повышенной t и воздействия воды, пара и воздуха.

     Несмазочные (спец.) масла предназначены не для смазки, а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных системах, в пароструйных насосах и гидравлических устройствах, в трансформа торах, маслонаполненных электрокабелях в качестве электроизолирующей среды (трансформаторное, гидравлическое, вакуумное), а также такие как вазелиновое, медицинское, парфюмерное, смазочно-охлаждающие жидкости и др.

     Углеродные  и вяжущие материалы включают:

     4.1. Нефтяные коксы.

     4.2. Битумы.

     4.3. Нефтяные пеки (связующие, пропитывающие, брикетные, волокнообразующие и специальные).

     Нефтехимическое сырье. К этой группе можно отнести:

     5.1. Арены (бензол, толуол, ксилолы, нафталин  и др.).

     5.2. Сырье для пиролиза (нефтезаводские  и попутные нефт. газы, прямогонные бензиновые фр-и, алкенсодерж. газы и др.).

     5.3. Парафины и церезины. Вырабатываются  как жидкие (получаемые карбамидной и адсорбц. ДП нефт. дистиллятов), так и твердые (получаемые при ДП масел).

     Жидкие  парафины являются сырьем для получения  белкововитаминных концентратов, синтетических жирных кислот и ПАВ.

     Нефтепродукты специального назначения подразделяют на:

     6.1. Термогазойль (сырье для произв-ва  техн. углерода).

     6.2. Консистентные смазки (антифрикционные,  защитные и уплотнительные).

     6.3. Осветительный керосин.

     6.4. Присадки к топливам и маслам.

     6.5. Элементная сера.

     6.6 и др.

 

     По  традиционной технологии, после первичной  разгонки нефти бензиновая, керосиновая  и дизельная фракции дальше перерабатываются каждая по своей схеме. Так, один из вариантов переработки бензиновой фракции в высокооктановый бензин включает гидроочистку (на этой стадии происходит очистка от серы и азота), риформинг и алкилирование. Дизельная фракция прежде чем превратиться в то, что мы называем зимним дизельным топливом, подвергается гидроочистке и депарафинизации. 5

     Такая длинная разветвленная цепочка нефтепереработки сформировалась постепенно, по мере того как совершенствовалась техника, требовавшая все более качественного топлива. Фактически каждое новое поколение технических средств заставляло нефтепереработчиков достраивать новое звено, что удлиняло и усложняло цепочку.

Сущность  и экономическая  оценка крекинг-процессов, каталитического  реформинга, гидроочистки.

 

      Крекинг  — высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы — моторных топлив, смазочных масел и т. п., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности. Крекинг протекает с разрывом связей С—С и образованием свободных радикалов или карбанионов. Одновременно с разрывом связей С—С происходит дегидрирование, изомеризация, полимеризация и конденсация как промежуточных, так и исходных веществ. В результате последних двух процессов образуются т. н. крекинг-остаток (фракция с температурой кипения более 350 °C) и нефтяной кокс.6

      Каталитический  риформинг (от англ. to reform — переделывать, улучшать) — каталитическая ароматизация (повышение содержания аренов в результате прохождения реакций образования ароматических углеводородов), относящаяся наряду с каталитической изомеризацией лёгких алканов к гидрокаталитическим процессам реформирования нефтяного сырья. Каталитическому риформингу подвергают прямогонные гидроочищенные тяжёлые бензины с пределами выкипания 80—180°С.

Анализ  показателей технологического уровня нефтеперерабатывающей промышленности РФ.

  

 Российской нефтепереработке пока далеко до мирового технологического уровня. Ее отставание связано с наследием социализма, когда отрасль развивалась с учетом потребностей плановой экономики. Ситуация усугубилась в переходный период из-за глубокого экономического спада, специфической стратегии российских нефтяных компаний, государственной политики и особенностей внутреннего спроса. 
      В Советском Союзе основными нефтепродуктами были мазут и дизельное топливо, поскольку доля легкового автотранспорта - главного потребителя высокооктановых бензинов - была крайне мала. Когда в СССР строились НПЗ, автомобили были роскошью, а не средством передвижения, и бензин высокого качества не требовался. Только к концу 1970-х годов стали возводить нефтеперерабатывающие заводы, ориентированные на выпуск автобензина. К тому же при социализме нефть была не только сырьем для производства нефтепродуктов и нефтехимической продукции, но и топливом для энергетики: мазут шел на генерирование тепла и электроэнергии. 
          В советские годы основным приоритетом было наращивание добычи нефти. А нефтепереработка была на положении падчерицы - на НПЗ сооружались установки первичной перегонки с дополнением в виде установок каталитического реформинга бензина и неглубокой гидроочистки дизельного топлива. Вторичным, углубляющим процессам уделялось значительно меньше внимания и средств. В результате российская нефтепереработка приобрела ряд специфических черт.

     Подводя итог современным тенденциям развития нефтеперерабатывающей промышленности России, необходимо отметить следующее.7

     1. Снижение темпов добычи нефти  в России за последние годы  обуславливает необходимость развития  и модернизации нефтеперерабатывающей  отрасли, в первую очередь с  целью замещения экспорта сырой  нефти экспортом высококачественных нефтепродуктов.

     2. Общемировой тенденцией является рост потребления транспортных топлив при одновременном снижении потребления нефтепродуктов в энергетическом и промышленном секторах. С учетом этого, общий вектор модернизации передовых НПЗ западных стран направлен на разработку новых процессов, улучшающих качество товарных нефтепродуктов и обеспечивающих переработку гудроновых фракций в ценные товарные нефтепродукты.

     3. Россия сможет играть значительную роль на мировых рынках высококачественных нефтепродуктов только при условии полной модернизации существующих и строительстве новых современных НПЗ.

     4. На государственном уровне необходимо разработать пакет нормативно-правовых актов и механизмов налогового воздействия, направленных на стимулирование развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей ТЭК России и привлекательности инвестирования в них. Это позволит России занять определенные позиции на мировых рынках высококачественной продукции нефтепереработки и нефтехимии.

     Ключевую  роль в развитии комплекса является пересмотр стратегии политики акцизов и пошлин, в частности:8

     — дифференциация экспортных пошлин и акцизов на все виды нефтепродуктов в зависимости от их качества;

     — введение прозрачной и зафиксированной на несколько лет методики формирования экспортных пошлин и акцизов;

     — введение пятилетней шкалы роста экспортных пошлин на мазут, учитывающей обоснованный период времени, необходимый на проведение модернизации НПЗ;

     — снижение ставок экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, соответствующие мировым стандартам качества;

     — создание условий, позволяющих компаниям окупать в разумные сроки инвестиции в модернизацию НПЗ.

            В 2008 году в России было произведено  36 млн тонн автомобильного бензина, 69 млн тонн дизельного топлива, 64 млн тонн топочного мазута.

Информация о работе Анализ и экономическая оценка технологий в нефтяной промышленности