Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового и бюджетного законодательства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

- исследовать историю правового регулирования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей в отечественном законодательстве;
- определить специфику зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как способов восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишними уплатой и взысканием налоговых платежей;

Работа содержит 1 файл

ПРОНУМЕРОВАННЫЕ.docx

— 48.26 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного исследования зачета и  возврата излишне уплаченных и излишне  взысканных налоговых платежей.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации  каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Однако на практике зачастую возникают ситуации, когда  уплата и взыскание налоговых  платежей происходят при отсутствии законного основания, что приводит к образованию излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. В  подобном случае восстановление нарушенного  имущественного положения налогоплательщика  осуществляется в рамках процедур зачета и возврата излишне уплаченных и  излишне взысканных налоговых платежей, которые выступают важной гарантией  соблюдения прав налогоплательщика. В  то же время нормативно-правовое регулирование  указанных процедур отличается пробельностью , а складывающаяся по спорным вопросам правоприменительная- практика достаточно противоречива.

Совершенствование нормативно-правового  регулирования и формирование правоприменительной  практики по вопросам зачета и возврата излишне уплаченных и излишне  взысканных налоговых платежей должно основываться на разработанных теоретических  конструкциях, учитывающих, в частности, природу правовых отношений, возникающих  в связи с зачетом и возвратом  переплат по налоговым платежам, соотношение  рассматриваемых зачета и возврата, со смежными явлениями налогового и  гражданского законодательства.

Цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых  платежей как явлений налогового и бюджетного законодательства.

Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи:

 

- исследовать историю  правового регулирования зачета  и возврата излишне уплаченных  и излишне взысканных налоговых  платежей в отечественном законодательстве;

- определить специфику  зачета и возврата излишне  уплаченных и излишне взысканных  налоговых платежей как способов  восстановления имущественного  положения налогоплательщика, нарушенного  излишними уплатой и взысканием  налоговых платежей;

- определить, правовую природу  отношений- возникающих в связи с зачетом и возвратом излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей;

- проанализировать право  налогоплательщика на своевременный  зачет или возврат излишне  уплаченных и излишне взысканных  налоговых платежей, определить  основания его возникновения  и прекращения; 

- исследовать проблемы  регулирования процедур зачета  и возврата излишне уплаченных  и излишне взысканных налоговых  платежей в налоговом законодательстве, предложить пути их решения.

Объектом настоящей курсовой работы  являются возникновение связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.

Предмет исследования составляют нормативно-правовое регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, а также судебная практика по соответствующим вопросам.

Поскольку действующее законодательство не содержит понятия «налоговые платежи», пояснение его значения представляется необходимым. Для целей настоящей курсовой работы под термином «налоговые платежи» предлагается- понимать обязательные платежи, предусмотренные налоговым законодательством - налоги и „ сборы, авансовые платежи по налогу, пени, налоговые санкции, декларационные платежи.

Также следует отметить, что исследование проблем зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных платежей в государственные внебюджетные фонды, которые не были объединены в рамках единого социального налога и предназначаются к отдельной уплате, а также сборам, не предусмотренным налоговым законодательством, находится за пределами настоящего диссертационного исследования, поскольку данные платежи имеют отличные от налоговых платежей целевое предназначение и социально-правовую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.История отечественного  законодательства о зачете и возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей

Первым законом в истории  отечественного налогового законодательства, который непосредственно закрепил право налогоплательщика на своевременный  зачет или возврат излишне  уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей, а также  подробно

определил порядок осуществления  соответствующих процедур, стал Налоговый  кодекс Российской Федерации (далее  — НК РФ). Тем не

менее зачет и возврат  излишне уплаченных и излишне  взысканных

сумм налоговых платежей были известны отечественному законодательству и до вступления в силу части первой НК РФ 1 января 1999 г.

В то же время в научной  литературе встречаются некоторые  заблуждения относительно существования  данных видов зачета и возврата в  отечественном налоговом праве  дореволюционного и советского периода, что делает исследование истории  данного правового явления довольно актуальным.

В истории развития законодательного регулирования зачета и возврата излишне уплаченных и излишне  взысканных налоговых платежей в  отечественном праве можно выделить четыре периода:

1) дореволюционный период (вторая половина XIX в. — 1918 г.): законодательное регулирование  процедур носит фрагментарный  характер и распространяется  на отдельные платежи;

2) советский период (1918–1990 гг.): законодательное регулирование  остается фрагментарным, однако  получают закрепление общие для  всех видов налогов нормы о  зачете и возврате излишне  уплаченных и излишне взысканных  сумм;

3) переходный период (1990–1998 гг.): при общем увеличении

массива налогового законодательства процедуры зачета и возврата переплат не получают более подробной законодательной  регламентации;

4) современный период (1999 г. — по настоящее время): впервые  на законодательном уровне подробно  определяется порядок осуществления  зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей и получает закрепление соответствующее право налогоплательщика.

Рассмотрим подробнее  указанные периоды.

1. Дореволюционный период

(вторая половина XIX в.  — 1918 г.)

Первые нормы законодательства Российской империи о зачете и  возврате излишне уплаченных и излишне  взысканных налоговых платежей, которые  нам удалось обнаружить, относятся  ко второй половине XIX в.

Отечественное дореволюционное  законодательство не закрепляло право  налогоплательщиков и плательщиков иных публичных платежей на зачет  и (или) возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, а процедуры  зачета и возврата переплат были урегулированы  крайне фрагментарно. Общие правила  о возврате и зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налоговых платежей отсутствовали, однако для отдельных  платежей (например, крепостных пошлин, государственного промыслового налога, квартирного налога и др.) было установлено, что излишне уплаченные или взысканные суммы подлежат возврату или зачету в счет предстоящих платежей. Кроме  этого для некоторых случаев  были закреплены: условия осуществления  возврата; орган, которому подведомственно  принятие решения о зачете или  возврате; порядок обжалования данного  решения; срок, в течение которого может быть подано ходатайство о  возврате или зачете переплаты. Следует  отметить, что возврат переплат получил  более широкое распространение, однако в некоторых случаях были предусмотрены возможность и  отдельные правила осуществления  зачета излишне или неправильно  поступивших в казну сумм в  счет будущих платежей.

В дореволюционной литературе зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых  платежей практически не исследовались. Упоминание о возврате неправильно  взысканной суммы налога мы встретили  только в трудах Э.Н. Берендтса: ученый упоминает о возможности осуществления соответствующего возврата при рассмотрении вопроса об уплате окладных налогов.

В начале XX в. в российском финансовом праве использовались два  способа для определения размера  прямого налога — окладный и раскладочный. При окладных налогах размер податной обязанности субъекта налога устанавливался законом на основании определенных признаков, по которым можно судить о податной способности плательщика  налога. Однако, несмотря на определение  размера

налога законом, органы финансового  управления более подробным

образом указывали плательщику  размер и срок платежа. Так, органы

финансового управления публиковали  список плательщиков налога

с указанием размера и  срока платежа или обращались непосредственно к отдельным  плательщикам с приказом о платеже. Приказ о платеже, предъявленный  от имени уполномоченного законом  органа власти плательщику, являлся  бесспорным требованием, исполнение которого не могло быть отложено даже в том  случае, если плательщик полагал, что  приказ неправилен или неточен. Сначала  было необходимо произвести уплату налога, а затем уже плательщику предоставлялась  возможность жаловаться или требовать  возврата не-

правильно взысканной суммы.

В случае уплаты раскладочных налогов размер и срок исполнения налоговой обязанности отдельного субъекта определялся уполномоченными  органами власти или органами местного самоуправления исходя из установленной  законом общей суммы налога, подлежащей к уплате жителями определенной местности  или членами определенной группы, и сравнительной оценки податной способности жителей соответствующей  местности или членов группы. Раскладка  и определение размера платежной  обязанности могли быть предметом  жалобы и стать поводом для  проверки правильности распоряжений органов-раскладчиков и исправления ошибок и несправедливостей. Несмотря на то что применительно  к оспариванию подлежащего уплате размера раскладочного налога в  литературе не

упоминается о возврате неправильно  взысканных сумм, как представляется, подобный возврат мог быть одним  из упомянутых способов исправления  ошибок и несправедливостей.

Таким образом, в дореволюционный  период развития отечественного права  процедуры зачета и возврата излишне  уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей получают крайне фрагментарное законодательное  регулирование и освещение в  юридической литературе.

2. Советский период (1918–1990 гг.)

В советском законодательстве получают закрепление общие для  всех видов налогов нормы о  зачете и возврате переплат, однако в данный период нормативно-правовое регулирование рассматриваемых  процедур в основном было подзаконным: законодательно закрепленные правила  были немногочисленны и практически  все без исключения законодательные  акты, регулировавшие рассматриваемый  вопрос,предоставляли органам отраслевого управления (прежде всего, Народному комиссариату финансов СССР) полномочия по установлению основных правил осуществления зачета и возврата сумм, неправильно поступивших в казну.

В рассматриваемый период законодательными актами, устанавливающими общие правила о зачете и возврате сумм, неправильно поступивших в  казну, стали: Декрет от 20 июля 1922 г.  «Об отсрочке, рассрочке и сложении государственных налогов и сборов и возврате сумм, неправильно поступивших  в казну», Декрет от 2 ноября 1922 г. «Об  отсрочке, рассрочке и сложении местных  денежных

налогов и сборов и сумм, неправильно поступивших в эти  сборы»,«Положение о взимании налогов» от 2 октября 1925 г.3, «Положение о взыскании  налогов и неналоговых платежей»  от 17 сентября 1932 г., «Положение о взыскании  не внесенных в срок налогов и  неналоговых платежей» от 26 января 1981 г.5 В указанных декретах в рамках регулирования вопросов возврата сумм, неправильно поступивших в казну, во-первых, разграничивались полномочия по возврату между органами государственной  власти в зависимости от размера  подлежащей возврату суммы и, во-вторых, устанавливалась годичная давность на возврат неправильно поступивших в казну сумм.

Пришедшее на смену декретам «Положение о взимании налогов» 1925 г. провозгласило, что неправильно  поступившие в уплату налогов  суммы должны быть в кратчайший срок возвращаемы плательщикам, и воспроизвело существовавшее ограничение для  обращения с ходатайством о возврате (один год со дня поступления сумм). Новеллой стало правило об обжаловании  решений о возврате: они могли  быть обжалованы в течение одного месяца, а решение вышестоящей  инстанции было окончательным и  обжалованию не подлежало

(п. 46, 47 Положения).

«Положение о взыскании  налоговых и неналоговых платежей» 1932 г. распространялось не только на налоги, но и на неналоговые платежи в  бюджеты, платежи по самообложению  и обязательному государственному страхованию и закрепило правило, согласно которому излишне поступившие  платежи возвращаются плательщику  или зачитываются в счет других платежей, причитающихся с него; установленное  ранее ограничение для подачи заявления о возврате неправильно  поступивших сумм осталось прежним (один год со дня

Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей