Зачет и возврат излишне уплаченных налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового законодательства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.
Предмет исследования составляет правовое регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………...5
1.1. Общий порядок зачета налогов………………………………………….5
1.1.1. Условия, при которых зачет……………………………………....5
1.1.2. Кто проводит зачет налогов………………………………………7
1.1.3. Сообщение о возникновении переплаты………………………...9
1.2. Зачет по видам налогов………………………………………………….10
1.3. Варианты зачета………………………………………………………….11
1.3.1. Зачет в счет будущих платежей по заявлению налогоплательщика……………………………………………….12
1.3.2. Срок обращения о зачете…………………………………………12
1.3.3. Срок принятия решения…………………………………………..14
1.4. Зачет переплаты в счет погашения недоимки, пеней, штрафов………15
2. ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ………………………26
2.1. Заявление на возврат……………………………………………………26
2.2. Решение о возврате……………………………………………………...28
2.3. Срок возврата налога……………………………………………………29
2.3.1. С какого момента отсчитывать месячный срок…………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Правовой механизм зачета и возврата Налогов Финал.doc

— 158.50 Кб (Скачать)


2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………...5

1.1. Общий порядок зачета налогов………………………………………….5

1.1.1. Условия, при которых зачет……………………………………....5

1.1.2. Кто проводит зачет налогов………………………………………7

1.1.3. Сообщение о возникновении переплаты………………………...9

1.2. Зачет по видам налогов………………………………………………….10

1.3. Варианты зачета………………………………………………………….11

1.3.1. Зачет в счет будущих платежей по заявлению налогоплательщика……………………………………………….12

1.3.2. Срок обращения о зачете…………………………………………12

1.3.3. Срок принятия решения…………………………………………..14

1.4. Зачет переплаты в счет погашения недоимки, пеней, штрафов………15

2. ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ………………………26

2.1. Заявление на возврат……………………………………………………26

2.2. Решение о возврате……………………………………………………...28

2.3. Срок возврата налога……………………………………………………29

              2.3.1. С какого момента отсчитывать месячный срок…………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………35


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Однако на практике зачастую возникают ситуации, когда уплата и взыскание налоговых платежей происходят при отсутствии законного основания, что приводит к образованию излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. В подобном случае восстановление нарушенного имущественного положения налогоплательщика осуществляется в рамках процедур зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, которые выступают важной гарантией соблюдения прав налогоплательщика. В то же время нормативно-правовое регулирование указанных процедур отличается пробельностью,. а складывающаяся по спорным вопросам правоприменительная- практика достаточно противоречива.

Цель курсовой работы состоит в комплексном исследовании зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей как явлений налогового законодательства.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.

Предмет исследования составляет правовое регулирование зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей.

Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды по налоговому, бюджетному, гражданскому праву.

Эмпирическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, решения Конституционного Суда Российской Федерации и материалы судебной практики по соответствующим вопросам. В работе также использовались судебная практика


1. ЗАЧЕТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ

1.1. Общий порядок зачета налогов

Суммы излишне уплаченного авансового платежа, налога, сбора, пеней, штрафов можно зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения, недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Об этом сказано в ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.1.1. Условия, при которых возможен зачет

Согласно п. 1 упомянутой статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет: - предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; - погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено.

Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Перед тем как принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налогов, инспекторы обязаны проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных Налоговым кодексом РФ. Среди условий названы следующие:

- налогоплательщик состоит на учете в инспекции, принимающей решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налогов (кроме государственной пошлины);

- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);

- отсутствует задолженность по налогам в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налога (при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов);

- решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная (излишне взысканная) сумма налога;

- обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;

- факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;             

- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и гл. 22 Налогового кодекса РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Если указанные выше условия выполняются, то налоговики обязаны будут зачесть или вернуть переплату.

1.1.2. Кто проводит зачет налогов

Зачет налогов производит та налоговая инспекция, где компания или индивидуальный предприниматель состоят на учете, если иное не предусмотрено налоговым законодательством, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено собственно ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Есть случаи, когда переплата образовалась не по причине излишнего перечисления налогов. Такой пример рассмотрен в Письме ФНС России от 10 декабря 2007 г. N 05-2-05/481. В нем указано, что налоговики осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм ЕСН в ФСС РФ в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ, только в том случае, когда есть переплата по ЕСН в денежном выражении, отражающаяся в базах данных налоговых органов "Расчеты с бюджетом". Здесь начисленные суммы ЕСН учитываются на основании форм расчетов авансовых платежей и налоговых деклараций по ЕСН, актов и решений выездных и камеральных налоговых проверок, а уплаченные суммы - на основании платежных поручений налогоплательщика.

Превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного им налога возмещает ФСС РФ. Налоговая инспекция такой возврат не осуществляет.

В силу п. 1 ст. 13 названного Федерального закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговую инспекцию.

1.1.3. Сообщение о возникновении переплаты

Согласно п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ инспекция обязана сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ей факте излишней уплаты налога и сумме переплаты в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 15 сентября 2005 г.  САЭ-3- 19/446 "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам".

Если налоговики обнаружили, что налогоплательщик, возможно, излишне перечислил налог, то может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Инициатором такой сверки могут выступить как инспекторы, так и налогоплательщики.

Обратите внимание: налоговики могут, но не обязаны, проводить сверку своих данных с информацией налогоплательщиков об уплаченных налогах. Об этом чиновники сообщили в Письме Минфина России от 23 марта 2005 г. 03-02-07/1-67.

Сверка проводится, чтобы определить конкретную сумму переплаты по налогу или сбору. Но если впоследствии налогоплательщик может обратиться с заявлением о зачете налогов и на большую сумму. И еще: наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Арбитражная практика знает случаи, когда судьи приходили к выводу, что налоговики не могут отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 28 ноября 2003 г. А14-2583-03/109/24. В упомянутом деле судьи заявили: "Ни статьей 78 Налогового кодекса РФ, ни какой-либо другой нормой действующего законодательства не предусмотрено, что зачет переплаты излишне уплаченного налога, сбора производится только при наличии акта сверки расчетов с каким-либо фондом".

С коллегами солидарны и судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21 февраля 2005 г. Ф04-566/2005(8711-А27-33). Налоговое законодательство не ставит в зависимость реализацию налогоплательщиком права на возврат из бюджета излишне уплаченного налога от того, исполнил ли налогоплательщик требование налоговиков о проведении сверки расчетов по налогам и представил ли декларацию по налогу.

Результаты сверки расчетов оформляются Актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20 августа 2007 г.

1.2. Зачет по видам налогов

С 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения и зачисления налогов в тот или иной бюджет значения не имеет. Соответствующие изменения были внесены в п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ еще Федеральным законом от 27 июля 2006 г. 137-ФЗ. Вступили в силу они с начала текущего года. Что означают на практике? Рассмотрим пример.

Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных налогов