Влияние налогообложения на деятельность предприятиия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние налогообложения, а также выделить проблемы налогообложения в области малого бизнеса.
Задачи:
•раскрыть понятие налогов и налоговой системы,
•дать характеристику налогообложения предприятий,
•исследовать особенности налогообложения малых предприятий и выявить его проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3



1.Понятие налогов и налоговой системы РФ
1.Понятие налогов, их классификация…………………….………….4
2.Общая характеристика налогообложения предприятий ………….10


2.Особенности налогообложения в малом бизнесе
1.Малый бизнес в России……………………………………………...14
2.Налогообложение в малом бизнесе ………………………………...17
3.Налоговые льготы……………………………………………….…...29


Заключение…………………………………………………………………….…….33


Список использованной литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Влияние налогообложения на деятельность предприятия готово.docx

— 72.85 Кб (Скачать)

     Экономика в современном мире имеет следующую  особенность: сложное сочетание  различных по масштабам предприятий: крупных, имеющих тенденцию к  монополизации, и малых, возникающих  под воздействием большого числа  факторов.

     Одна  из тенденций НТП – концентрация производства, поскольку именно крупные  предприятия имеют в своем  распоряжении огромные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Именно такие компании могут заниматься широкомасштабными научно-техническими исследованиями и разработками, задающими  технологический прогресс.

     В то же время в последние годы обнаружился  беспрецедентный рост числа малых  и средних компаний. Особенно заметным этот рост был в сферах, не требующих  значительных объемов капитала, оборудования и трудовых ресурсов. Большое число  предприятий малого и среднего бизнеса  можно наблюдать в наукоемких отраслях производства, а также в  сфере производства потребительских  товаров и услуг.

     Малые предприятия имеют ряд преимуществ  перед крупными, что объясняет эффективность их деятельности.

     Среди таких преимуществ:

  • близость к локальным рынкам сбыта и адаптация к потребностям клиентов;
  • производство небольших партий продукции, что не всегда бывает выгодно крупным компаниям;
  • отсутствие ненужных звеньев управления.

     Дифференцированный  и индивидуальный спрос также  способствуют эффективности малого бизнеса.

     Развитие  производства предприятий малого бизнеса  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных  сырьевых ресурсов.

     Условно все мелкие и средние компании можно классифицировать по 2 группам.

     К первой группе относятся компании, имеющие прямую или косвенную  связь с крупным бизнесом. Имея юридическую самостоятельность, эти  компании осуществляют работу на основании  контракта с предприятиями крупного бизнеса. Характерными особенностями  первой группы предприятий являются:

  • специализация на производстве достаточно ограниченной номенклатуры изделий;
  • низкие производственные затраты;
  • гибкое производство, благодаря чему имеется возможность быстрой переналадки оборудования.

     Во  вторую группу входят малые компании, являющиеся непосредственными конкурентами крупных компаний и друг друга  на рынке.  Основными условиями развития предприятий подобного типа являются:

  • возможность быстрого реагирования на потребности рынков сбыта и удовлетворения спроса с учетом изменившихся требований к товарам и услугам;
  • значительно меньший начальный капитал;
  • заполнение ниш, невыгодных для крупных предприятий;
  • достаточно гибкая ценовая политика.

     Роль  малых предприятий в экономическом  развитии многих стран огромна. В  ЕС, США и Японии на малых и  средних предприятиях работают до 50% от общей численности занятого населения.

     Сравнение с рядом развитых стран демонстрирует  значительное отставание развития малых  форм бизнеса в РФ. Так, в ВВП  развитых стран доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 50-60%, тогда как в РФ только 10—11%.

     Малый бизнес в России имеет огромный потенциал  роста. И именно от этого роста  будет в ближайшей перспективе  определять развитие экономики в  целом и влиять на рост благосостояния граждан России.

     Уже в начале 2010 года малый бизнес России получил 100 миллиардов рублей в форме  кредитов, деньги для развития и  поддержки малого бизнеса будут  выдаваться через партнерские госкорпорации ВЭБ, финансовые институты;  благодаря Гарантийным фондам, созданным с целью поддержки и развития малого бизнеса в России, СМБ смогут получить еще около 80 миллиардов рублей. Такие мероприятия со стороны Российского государства обусловлены тем, что малый бизнес страны после финансового кризиса должен не просто существовать, но и успешно развиваться.

     В 2009 году на поддержку малого бизнеса  России было выделено около 50 миллиардов рублей, это принесло свои положительные результаты. 
В этом году (2010) сумма госпомощи в рамках развития и поддержки малого бизнеса страны увеличена в два раза. Всего за период с 2009 по 2012 год на развитие малого и среднего бизнеса в России будет выделено около 924 миллиардов рублей. 5
 

     2.2. Налогообложение  в малом бизнесе

     Налоговая политика государства  в отношении малого бизнеса.

     Развитие  малого предпринимательства остается важной проблемой современной экономики  страны. Малый бизнес — неотъемлемая часть рыночных преобразований России. Он способен наладить производство импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток «живых» денег в бюджеты всех уровней.

     Малые предприятия как ведущий сектор рыночной экономики определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому большинство развитых стран поощряют деятельность малого бизнеса.

     В Российской Федерации развитие налогообложения  малого бизнеса по линии его ослабления шло очень медленно. Принимались  нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых  предприятий в целях создания благоприятных условий для их функционирования, и в первую очередь  предоставления льгот по налогообложению.

     Первым  официальным документом о мерах  поддержки и развития малых предприятий  в стране было постановление Совета Министров СССР (август 1990 г.) и постановление  Совета Министров РСФСР (июль 1991 г.). 

     Развитие  налогообложения малого бизнеса  связано с выходом в свет постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Предусматривались комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.

     Определенную  роль в развитии налогообложения  субъектов малого предпринимательства  сыграл Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Он определил общие положения  поддержки малых предприятий, формы  и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства.

     Позднее, с января 1996 г., начал действовать  Федеральный закон № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»6, в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель этого Закона -максимально упростить бухгалтерский учет, составление налоговой отчетности и процедуру уплаты налогов, а также ввести единый налог. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства с численностью до 15 человек, расширив тем самым налоговую базу. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло.

     Спустя  два с лишним года был принят Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для  определенных видов деятельности», который также затронул налогообложения  субъектов малого предпринимательства.

     С принятием федеральных законов 1996 и 1998 гг. налоговая политика в отношении  субъектов малого бизнеса стала  развиваться по двум направлениям.

     Первое  направление - введение упрощенной системы  учета, отчетности и налогообложения  путем введения единого налога:

     • на совокупный доход и валовую  выручку;

     • на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

     Второе  направление - предоставление на определенных условиях и на определенный срок в целях стимулирования развития малых предприятий специальных налоговых льгот:

     • снижения налоговой ставки;

     • установления налогового минимума;

     • исключения из объекта отдельных  его элементов;

     • налогового кредита - освобождения налогоплательщика  от уплаты налога на конкретный период на возвратной основе.

     Принятие  государством меры, хотя и продвинули налогообложение малого бизнеса  в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку содержали  недостатки, мешающие росту малых  предприятий.

     Решающий  шаг в развитии налогообложении  малого бизнеса сыграло введение в Налоговый кодекс РФ раздела VIII «Специальные налоговые режимы», который  установил:

     • систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) в  соответствии с Федеральным законом  от 1 ноября 2003 г. № 147-ФЗ, вступивший в  силу с 1 января 2004 г.;

     • упрошенную систему налогообложения (УСН), введенную 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ;

     • единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (ЕНВД), введенный 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.

     Все эти три системы затронули  малый бизнес и создали более  стабильные условия его развития.

     В настоящее время для субъектов  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действуют  два вида режимов налогообложения:

     • общий, установленный для всех налоговых  субъектов, в том числе и для малого бизнеса;

     • специальные режимы, распространенные прежде всего на малый бизнес.

     Общий режим налогообложения  малого бизнеса

     Налог на добавленную стоимость

     Предприятия малого бизнеса, действующие на территории РФ, уплачивают налог на добавленную  стоимость, введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № П92-1. С I января 2001 г. он регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

     Как косвенный налог НДС имеет  форму надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает  доходы предпринимателя. Это налог  на потребителя, а не на предприятие, которое по существу становится его  сборщиком. НДС относится к ценообразующим факторам.

     Товары (работы, услуги) в движении от производителя  к потребителю проходят длинную  технологическую цепочку, каждое звено  которой заканчивается реализацией. Именно операции по реализации служат объектом налогообложения НДС и  оплачиваются покупателем. Следовательно, НДС тесно связан с фактическим оборотом материальных ценностей.

     Налогоплательщиками признаются организации (малые предприятия), индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

     С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным  законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).

     Это право не распространяется на субъекты, реализующие подакцизные товары и ввозящие товары, подлежащие налогообложению, на таможенную территорию РФ.

     Для получения права на освобождение лица должны представить письменное уведомление и установленные  документы (выписки из бухгалтерского баланса, из книг продаж, из книги учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций (для индивидуальных предпринимателей), копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое уведомление, в  налоговый орган по месту своего учета. Указанные документы представляются не позднее 20-го числа месяца, с которого эти лица используют право на освобождение,,

Информация о работе Влияние налогообложения на деятельность предприятиия