Понятие и роль налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1Понятие и роль налогов………………………………….4
1.1Социально-экономические предпосылки развития
налогового права………………………………………………4
1.2 Налоги и другие виды государственных доходов………….5
1.3 Юридическое определение налога…………………………..9
1.4 Функции налога………………………………………………13
Глава 2 Налоговые правоотношения……………………………15
2.1 Субъекты налогового правоотношения…………………….15
2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков …………….17
2.3 Права и обязанности налогоплательщика………………….20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Логинова Елена 201-П).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУД  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ «РОСИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОСИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» Ижевский юридический институт (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа на тему «Понятие и роль налогов  в Российской    Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                

                                                                                           Выполнила :

                                                                                 студентка группы 201-П

                                                                               Логинова Елена Олеговна

                                                                                                      

                                               
 
 
 

                                                        Ижевск 2011

                                                        Содержание 

Введение…………………………………………………………..3

Глава 1Понятие и роль налогов………………………………….4

1.1Социально-экономические  предпосылки развития 

     налогового права………………………………………………4 

             1.2 Налоги и другие  виды государственных доходов………….5

             1.3 Юридическое определение налога…………………………..9

             1.4 Функции налога………………………………………………13

             Глава 2 Налоговые  правоотношения……………………………15

2.1 Субъекты  налогового правоотношения…………………….15

2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков …………….17

2.3 Права и обязанности налогоплательщика………………….20

Заключение……………………………………………………….24

Список  литературы………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  

                                              Введение 

Налоги  — одно из древнейших изобретений  человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов.       С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.

В настоящее  время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

           Согласно ст. 8 ПК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

           Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы1. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, Установленных ст. 41 БК РФ.

                      Глава 1. Понятие и роль налогов.

    1. Социально-экономические  предпосылки развития налогового права .

            В период существования  в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета.

             На самых разных  уровнях предлагалось ограничиться  взиманием в бюджет платежей с доходов организаций. В 1960  г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы. Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях2.

            Экономическая реформа  предполагает не только сохранение налогов  с предприятий и населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли. Налоги заменили прежнюю систему  планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами3.

             При многообразии  форм собственности такая система  неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования субъектов различных форм собственности. Налогообложение прибыли (доходов) лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции. Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов в принципе исключена.

            Только посредством  налогов население участвует  в формировании доходов государственного бюджета. Бюджеты формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных перечислений (схема 1—1). Бюджетный кодекс Российской Федерации1 к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

             1.2. Налоги и другие  виды государственных доходов

В ряду государственных доходов налогам  и сборам принадлежит важнейшее  место. Само существование государства  неразрывно связано с налогами.

             О значении налогов для государства и человека кратко и точно сказал Бенджамин Франклин: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».Однако налог не только не единственная форма аккумулирования денежных средств в бюджетах и государственных фондах, но и не первая форма в историческом ракурсе4.

             Налог предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, систем контроля. Старейшим источником государственных доходов (не считая военной добычи) были домены, или государственное имущество, казенные земли и леса. Первоначально они были собственностью государя, доходы которого одновременно являлись и доходами государства. Это были частноправовые, а не публично-правовые доходы. Другим важным источником государственных доходов были регалии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота, из сферы самостоятельной деятельности населения. По сути, они представляли переходную ступень к налогам.

             Способы извлечения средств из регалий различны. Государство  могло самостоятельно эксплуатировать  ту или иную отрасль производства и сбывать товары по монопольно высокой  цене (например, соляная монополия).

             Доходы могли быть получены и в виде платы за предоставление аренды. И сейчас широко используется такой способ извлечения доходов, как взимание сборов за право использования регалий (например, лицензионные платежи за право добычи полезных ископаемых). Бесхозяйная регалия. Все, что не имело хозяина или не могло никому принадлежать в принципе, объявлялось принадлежащим казне. Регалиями объявлялись определенные природные явления, например ветер, что влекло установление государственной монополии на ветряные мельницы. Типичные примеры регалий — вода и недра5. До сих пор являются государственной регалией клады, содержащие вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры 6.Таможенная регалия реализовывалась установлением сборов за право проезда по территории и была прообразом современных таможенных пошлин. Судебная регалия. Отправление правосудия всегда считалось прерогативой государства. Судебные штрафы, пошлины, доходы от конфискаций в разные периоды были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений. Порой денежные штрафы устанавливались не для пресечения какого-либо правонарушения, а действие объявлялось правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму. В этих случаях государство было заинтересовано в том, чтобы законы как можно чаще нарушались и больше средств поступало в бюджет. Такой подход прослеживается, например, в российской практике применения мер ответственности за налоговые правонарушения до принятия в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации, значительно реформировавшего систему взысканий.

             Монетная регалия. Право чеканить монету — одно из проявлений суверенитета государства. Однако история не знает и более  крупного фальшивомонетчика, чем государство. Чеканка неполновесной монеты или выпуск обесцененных денег — наиболее распространенный способ извлечения доходов из монетной регалии. Существует и множество других регалий. Так, регалией могла быть объявлена промышленность в целом и установлена обязанность платить пошлины при регистрации предприятия или при выборе патента.Регалиями объявлялись новые товары (табак, кофе, какао), человеческие страсти (карты, шахматы), предметы роскоши (при Петре I, например, даже изготовление дубовых гробов).Со временем монопольное положение государства в промышленности стало существенным тормозом развития экономических отношений. Получила признание точка зрения, что «казна не для того существует, чтобы дела делать». Постепенно сохранились только те регалии, которые оправдывались общественной необходимостью, невозможностью допустить частную инициативу. При этом их фискальные цели не должны были быть сколько-нибудь значительными. Государство и до настоящего времени не отказалось от влияния на хозяйственную жизнь, но эта деятельность больше относится к сфере управления, а не финансов. Вместо регалий все чаще стали применяться пошлины с целью лишь покрытия издержек государственного учреждения, а не извлечения дохода. Исторически налоги как главный источник доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Хотя они взимались и в древнем мире, но тогда они служили признаком несвободного человека7. Такое отношение к налогам сохранялось в Европе (хотя и не повсеместно) вплоть до начала XX столетия. Высказывались идеи, что люди объединялись в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не отдавать его. Эти идеи находили практическое выражение в законодательстве. Так, прусский закон 1893 г. предусматривал, что городские и сельские общины могут прибегать к налогам лишь субсидиарно, поскольку не хватало поступлений от имуществ, пошлин и др. В некоторых кантонах Швейцарии и в 20-х гг. прошлого века расходы, которые не покрывались доходами от домен, относились к рубрике «дефицит»8. В европейских странах налоги развились из различных подарков, подносимых государям, пошлин за пользование услугами государственных учреждений. Различные налоги, вернее приношения, которые на многих языках назывались помощью, взимались в силу обычая, как правило, в трех случаях: при пленении сюзерена; при посвящении в рыцари сына сюзерена; при выдаче замуж его дочери9. Взимание других налогов требовало согласия сословий. Борьба за право вводить новые налоги — это тот центр, вокруг которого складывались гражданские права, развивался парламентаризм. Представительные органы в странах Европы возникли из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и созывались в основном для решения вопросов о вводе временных налогов с определенной целью. «Для истории парламента характерна борьба за осуществление полномочий в области финансов; они были тем ядром, вокруг которого постепенно складывались современные конституционные системы. Законодательные полномочия парламента, которые в настоящее время рассматриваются как одна из основ демократического строя, были приобретены парламентом после того, как он приобрел полномочия в области финансов»2.«Основное в финансовых полномочиях парламента лежит в праве народного представительства соглашаться или не соглашаться на взимание налогов. Все остальное по сравнению с этим правом суждения о налогах представляется собранием формальных аксессуаров»3.Таким образом, само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства. Налоговому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. Сточки зрения правовой природы налогообложение есть мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства и государства. Поэтому юрист, исследуя общие проблемы налогообложения или конкретные вопросы налоговой техники, должен учитывать, что основная задача налогового права — защита права собственности от безграничных (в принципе) притязаний государства, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества (государства). 

Информация о работе Понятие и роль налогов в Российской Федерации