Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового правоотношения и его составляющих, как одной их важнейших категорий, занимающих центральное место в российском налоговом праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Понятие и общая характеристика налоговых правоотношений…………..5
1.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений…………………………5
1.2. Виды налоговых правоотношений………………………………………….8
§ 2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………………11
§ 3. Содержание налоговых правоотношений…………………………………15
3.1. Права субъектов налоговых правоотношений……………………………15
3.2. Обязанности субъектов налоговых правоотношений…………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

курсовая по НП.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

15) на  участие в процессе рассмотрения  материалов налоговой проверки  или иных актов налоговых органов  в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

       Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

       Плательщики сборов имеют те  же права, что и налогоплательщики.

       Законодательство не только закрепляет соответствующие права, но и гарантирует их. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.14

       Помимо прав налогоплательщиков, налоговое правоотношение включает в себя права иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.

       Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.15

       Так, налоговые органы имеют  право: 

1) требовать  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах от налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента документы по формам  и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить  налоговые проверки в порядке,  установленном НК РФ;

3) производить  выемку документов у налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента при проведении налоговых  проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать  на основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых  агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать  операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в  порядке, предусмотренном статьей  92 НК РФ, осматривать любые используемые  налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять  суммы налогов, подлежащие уплате  налогоплательщиками в бюджетную  систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать  от налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать  недоимки, а также пени, проценты  и штрафы в случаях и порядке,  которые установлены НК РФ;

10) требовать  от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать  в качестве свидетелей лиц,  которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля;

13) заявлять  ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски (заявления):

- о  взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- о  возмещении ущерба, причиненного  государству и (или) муниципальному  образованию вследствие неправомерных  действий банка по списанию  денежных средств со счета  налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

- о  досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.16 

              3.2. Обязанности субъектов налоговых правоотношений

       Рассмотрим сначала обязанности налогоплательщиков.

       Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей. Это факультативные обязанности налогоплательщиков.17

       В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК  РФ, налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать  законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести  в установленном порядке учет  своих доходов (расходов) и объектов  налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

4) представлять  в установленном порядке в  налоговый орган по месту учета  налоговые декларации (расчеты), если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

5) представлять  в налоговый орган по месту  жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять  в налоговые органы и их  должностным лицам в случаях  и в порядке, которые предусмотрены  настоящим Кодексом, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в  течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести  иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах.

       Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об  открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи  дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели  сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо  всех случаях участия в российских  и иностранных организациях - в  срок не позднее одного месяца  со дня начала такого участия;

3) обо  всех обособленных подразделениях  российской организации, созданных  на территории Российской Федерации  (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

- в  течение одного месяца со дня  создания обособленного подразделения  российской организации;

- в  течение трех дней со дня  изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо  всех обособленных подразделениях  российской организации на территории  Российской Федерации, через которые  прекращается деятельность этой  организации (которые закрываются этой организацией):

- в  течение трех дней со дня  принятия российской организацией  решения о прекращении деятельности  через филиал или представительство  (закрытии филиала или представительства);

- в  течение трех дней со дня  прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о  реорганизации или ликвидации  организации - в течение трех  дней со дня принятия такого  решения.18

       Налоговые органы, в свою очередь, обязаны:

1) соблюдать  законодательство о налогах и  сборах;

2) осуществлять  контроль за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

3) вести  в установленном порядке учет  организаций и физических лиц;

4) бесплатно  информировать (в том числе  в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и о принятых  в соответствии с ним нормативных  правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться  письменными разъяснениями Министерства  финансов Российской Федерации  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах;

Информация о работе Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений