Определение уровня жизни и его составляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения, его показателей, факторов роста и динамики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• привести понятия уровня и качества жизни, раскрыть их социально-экономическую сущность;
• рассмотреть основные показатели уровня жизни;
• привести основные факторы роста уровня жизни и определить, каким образом их изменение влияет на уровень жизни;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОФОРМЛЕНИЕ!!!.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в I квартале 2012 года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2011  г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений.

В целях дальнейшего  роста денежных доходов населения  требуются целенаправленные меры по созданию условий для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения государственных гарантий в области оплаты труда и социального обеспечения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в 2012 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 4 836,9 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к 2011 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве - на 37,6%: в социальном обеспечении - на 34,2; образовании - на 22: в здравоохранении - на 20%. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень.

Несколько увеличилась  межотраслевая дифференциация в оплате труда работников. Так, за 2012 г. она составила 3,4 раза между нефтеперерабатывающей промышленностью (1633,3 тыс. руб.) и сельским хозяйством (484,1 тыс. руб.). Среди регионов самый низкий уровень номинальной среднемесячной заработной платы отмечен в Брестской области (3 049, 7 тыс. руб.), наиболее высокий - в г. Минске (4 481,5 тыс. руб.). Межрегиональная дифференциация составила 1,5 раза.

Возросла покупательная  способность заработной платы: 254,9% минимального потребительского бюджета в 2012 г. Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за 2012 г. к соответствующему периоду 2011 г. на 8,3%. Имеются все предпосылки выполнения прогнозного значения роста реальной заработной платы в 2012 г. - 109,5% [3, стр. 29].

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке  повышения размера минимальной  заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Размер минимальной  заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размер минимальной  заработной платы устанавливается  ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции. [15, стр. 47].

Государственное регулирование МЗП требует упорядочения действующего законодательства с целью придания ей статуса минимальной социальной гарантии в соответствии с конвенциями МОТ-обеспечения поэтапного сближения к 2012 г. МЗП и МПБ: установления в Генеральном соглашении соотношения МЗП со средней заработной платой; пересмотра ряда методологических подходов к формированию структуры МПБ.

Назрела необходимость научно обосновать критерии установления величины тарифной ставки первого разряда, что позволит реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции трудоспособного работника, экономически обосновать межразрядные соотношения ETC в целях достижения материальной заинтересованности работника в результатах своего труда: разработать меры по систематизации компенсационных выплат к тарифной заработной плате, индивидуализации доплат и надбавок стимулирующего характера. В то же время должна усиливаться роль коллективно-договорного регулирования для эффективного и сбалансированного развития трудовых отношений.

Одной из главных  задач в области пенсионного  обеспечения является последовательное повышение размеров пенсий с учетом роста средней заработной платы в республике и изменения бюджета прожиточного минимума. С начала 2009 года пенсии в среднем увеличились на 6.4%.

Обеспечено  выполнение прогнозных показателей  пенсионного обеспечения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-июне 2012 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% и составил в июне 366,9 тыс. руб., минимальной пенсии по возрасту соответственно на 21,1% и 206.2 тыс. руб. Реальная пенсия по возрасту увеличилась на 8,7%.

В 2008 году принят ряд решений, направленных на укрепление материального обеспечения пенсионеров. На основании Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. №12 «Об установлении размеров социальных пенсий» с июля увеличены социальные пенсии. Повышен размер пособия по уходу за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста (постановление Совета Министров от 14 июня 2008 года №868).

В республике продолжается работа по усилению государственной  поддержки семей с детьми. В Беларуси с 1 января 2012 года увеличивается размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 80 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Указ об этом 24 декабря подписал Президент Республики Беларусь [15, стр.198].

С принятием  Указа размер пособия по 1 ноября 2012 года будет составлять 283050рублей. В последующем он будет возрастать по мере ежеквартального увеличения бюджета прожиточного минимума.

В результате преобразований, осуществляемых в рамках принятого  в 2007 г. закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», в республике произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Существенное повышение критерия нуждаемости, отмена категориального принципа способствовали тому, что количество получателей адресной помощи в первом полугодии 2009 г. более чем в 3 раза превысило их количество в 2008 г. В 2009 г. социальную помощь получили 190,9 тыс. чел. на сумму 31.6 млрд. руб.). Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан. Это именно те категории населения, которые традицией являются нуждающимися [14, стр. 79].

Продолжается  работа по реализации мероприятий целевых  государственных социальных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совершенствуется система социального обслуживания населения. Развивается структура и укрепляется материально-техническая база центров социального обслуживания населения, совершенствуются и внедряются новые технологии и формы социальной работы, расширяется предложение социальных услуг [19, стр. 60].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ  УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования здесь возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

На данном этапе  социально-экономического развития Республики Беларусь существуют некоторые проблемы, препятствующие повышению уровня жизни населения:

 • ограниченность  финансовых средств не позволяет  в полной мере проводить реформы в отраслях социальной сферы, вывести их на более качественный уровень;

 • межотраслевая  дифференциация в заработной плате, низкая покупательная способность населения, расслоение населения по уровню материального достатка, зависимость отдельных слоев и групп населения от материальной поддержки государства;

 • сохраняется  скрытая безработица, имеет место  значительное профессионально-квалификационное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, наблюдается дифференциация уровня безработицы по регионам республики, остается крайне низкой материальная поддержка безработных;

 • сохраняется  сверхзанятость пожилых людей, женщин с детьми, учащейся молодежи, что связано с невысокой оплатой труда и недостаточным социальным обеспечением населения;

 • техническая  отсталось значительного числа  предприятий как легкой, так и  пищевой промышленности, что ведет  к непрерывному росту издержек производства при невысоком качестве выпускаемой продукции;

 • высокие  цены на жилье как в столице,  так и в областных регионах, что затрудняет его приобретение  для молодых и нуждающихся  в улучшении жилищных условий семей;

 • сложное  финансовое положение транспортных предприятий, отсутствие средств на обновление производственных фондов обусловили критическое состояние их активной части, недостаток средств на реконструкцию и модернизацию автодорог;

 • возникли  предпосылки для неуправляемого распространения платности в медицинском обслуживании, образовании и культурно-досуговой деятельности, что приводит к недоступности услуг для большинства населения, особенно малообеспеченных слоев;

 • особую  тревогу вызывает материальная и образовательная обеспеченность сельских школ, большинство зданий которых было построено в 50-70-х годах и требует реконструкции.

 Одной из  основных задач развития Республики  Беларусь на 2006-2012 гг. является «дальшейшее  повышение уровня и качества  жизни населения на основе технического перевооружения, реструктирования экономики, роста её конкурентоспособности» [4, стр.56].

В сфере социальной защиты населения предусматривается  усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.

«Продолжается работа по внедрению и совершенствованию  системы государственных социальных стандартов, увеличены их нормативы в области образования, установленные в денежном выражении» [12, стр. 113].

В условиях сложившихся  негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.

В сфере социальной поддержки в числе важнейших  приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем.[5, стр. 85]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены  такие вопросы, как статистическая оценка уровня жизни населения, социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни, современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью, а также был составлен прогноз уровня жизни населения в 2000-2013 гг.. По первому вопросу можно сделать следующие выводы. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление  закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной Беларуси наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Для большей части населения прогноз уровня жизни населения на предстоящие десять лет пессимистический. Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регулируемый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Структура денежных доходов и расходов населения (в процентах к итогу)

| 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |

Денежные доходы населения – всего, в том числе: оплата труда, трансферты населению,  доходы от собственности, прочие доходы | 10055,919,32,022,8 | 10058,021,61,618,8 | 10060,721,81,516,0 | 10058,921,01,718,4 | 10058,720,42,018,9 | 10057,119,72,820,4 | 10056,519,92,421,2 |

Информация о работе Определение уровня жизни и его составляющие