Объекты налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Содержание

Объекты налоговых правоотношений………………………………...3
1. Понятие налогового правоотношения, его структура…………….3
2. Налог как объект налогового правоотношении…………………...4
3. Сбор как объект налогового правоотношения…………………….6

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности………...9
1. Понятие налоговой ответственности……………………………….9
2. Отличие налоговой ответственности от административной……13
3. Функции налоговой ответственности…………………………….16

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков……………………………………………………………….18
1. Понятие и преимущества административного порядка защиты нарушенных прав……………………………………………………..18
2. Процедура рассмотрения заявлений в административном порядке………………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы……………………….26

Работа содержит 1 файл

налоговое право теоретические вопросы.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     
  1. Объекты налоговых  правоотношений………………………………...3

       1. Понятие налогового правоотношения, его структура…………….3

       2. Налог как объект налогового  правоотношении…………………...4

       3. Сбор как объект налогового  правоотношения…………………….6 

     
  1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности………...9

      1. Понятие налоговой ответственности……………………………….9

      2. Отличие налоговой ответственности  от административной……13

      3. Функции налоговой ответственности…………………………….16 

     
  1. Административный  порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков……………………………………………………………….18

      1. Понятие и преимущества административного  порядка защиты нарушенных прав……………………………………………………..18

      2. Процедура рассмотрения заявлений  в административном порядке………………………………………………………………...20 

     Список  использованных источников и литературы……………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Объекты налоговых правоотношений
 

     1. Понятие налогового правоотношения, его структура  

     Налоговое правоотношение - вид финансового  правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами  подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

     Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих  элементов: субъектов, объекта и содержания.

     Субъективный  состав. В налоговых правоотношениях  участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и  сборам, федеральные органы налоговой  полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

     Объектом  налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

     Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

     Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма установления налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. 
 

     2. Налог как объект налогового  правоотношения  

     Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ:

     "Под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

     Приведенное определение позволяет выявить  следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

     а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

     б) индивидуальная безвозмездность платежа;

     в) денежная форма налога;

     г) отчуждение принадлежащего на праве  собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

     д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

     Первый  признак налога, который следует  выделить в приведенном в НК РФ определении, - признак обязательности. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

     Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности общества государство удовлетворяет путем предоставления определенных "услуг". К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и тому подобные услуги. При этом получателем таких услуг выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги уплачиваются налогоплательщиком государству за предоставление последним определенных услуг.

     Общество  в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет  говорить об абсолютной безвозмездности  налоговых платежей. В то же время  уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства  встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных "общественных услугах". Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом.

     Таким образом, налог взимается в целях  покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. В этой связи нельзя говорить об абсолютной безвозмездности налога, поскольку общество в целом получает некое встречное удовлетворение. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо личной компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности.

     Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества  осуществляется в денежной форме.

     Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Переход прав на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному традиционно рассматривается в качестве признака налога. Уплачивая налог, плательщик тем самым отказывается от своего права собственности на объект налогового платежа в пользу публичного субъекта, и в этот момент происходит смена собственника.  
 

     3. Сбор как объект налогового правоотношения 

     Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу - сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить:

     а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

     б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

     Итак, первый признак сбора, который следует  выделить в данном определении, - признак  обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом. Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей.

     Другой  признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, - тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже1.

     Законодатель  указывает, что уплата сбора является одним из условий совершения действий в отношении плательщика, то есть уплата сбора не влечет безусловной  обязанности уполномоченного лица совершить юридически значимые действия (необходимо наличие прочих условий), и в то же время юридически значимые действия могут быть совершены в ряде случаев и без уплаты сбора. Совершая юридически значимое действие, уполномоченные государством органы выполняют определенные государственные функции, и в связи с этим взимается сбор, который должен заставить плательщика ответственно подходить каждый раз, обращаясь к этим уполномоченным органам. Сбор, таким образом, имеет скорее дисциплинирующее значение и не является индивидуально-возмездным. В этой связи позиция Конституционного Суда об индивидуально-возмездной природе сбора не совсем верна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие, функции и признаки налоговой  ответственности
 

     1. Понятие налоговой ответственности 

     Согласно ст. ст. 23, 24 Налогового кодекса РФ  (далее - НК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговый агент несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных, поскольку, наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности, включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности.

     В основу разграничения ответственности  налогообязанных лиц положен  соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается.

     Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида:

  • собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений);
  • нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки);
  • нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).

     Исходя из этого позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах - соответственно финансовой (налоговой), административной и уголовной2.

     С теоретической точки зрения наибольшую сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Объясняется это тем, что указанные виды юридической ответственности во многом сходны, в связи с чем у российских юристов отсутствует единое мнение относительно правовой природы финансовой (налоговой) ответственности. В то же время проблема правовой природы налоговой ответственности имеет не только чисто теоретическое, но и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Объекты налоговых правоотношений