Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Несомненным демократическим достижением российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в частности, Конституцией, АПК, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе» и НК.

Содержание

Введение
Глава 1.Общие положения о защите прав налогоплательщиков
1.1 Право на обжалование
1.2 Понятие и классификация налоговых споров
1.3 Подведомственность и подсудность налоговых споров
Глава 2. Защита прав налогоплательщиков в административном порядке
2.1 Обжалования актов налоговых органов
2.2Обжалование неправомерности деятельности налоговых органов или их должностных лиц
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налог.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решение вопроса о приостановлении действия акта нижестоящего налогового органа или действий (бездействия) должностного лица зависит от вышестоящего налогового органа или должностного лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если до вынесения мотивированного решения по поданной жалобе вышестоящее должностное лицо имеет достаточные основания полагать, что подвергаемые сомнению акты или поступки не соответствуют законодательству РФ, то оно имеет право приостановить действие обжалуемого акта (действия, бездействия) полностью или частично.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

1)         оставить жалобу без удовлетворения;

2)         отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3)         отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4)         изменить решение или вынести новое решение по существу обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика.

По общим процедурным правилам, предусмотренным НК, налоговый орган (должностное лицо) вправе рассматривать жалобу и вынести какое-либо решение по ней до момента вступления в законную силу решения суда (арбитражного суда) о разрешении спора по обстоятельствам, идентичным в поданной жалобе.

В случае, если решение суда вступает в законную силу раньше, чем налоговый орган (должностное лицо) вынесет решение по поданной ему жалобе, то акт налогового органа не должен противоречить судебному акту. Так, при удовлетворении судом требований налогоплательщика налоговый орган обязан признать решение суда правомерным и также вынести решение в пользу заявителя. Рассмотрение налоговым органом (должностным лицом) поданной жалобы после вступления судебного решения в законную силу и вынесение противоположного решения противоречат принципам общеобязательности и неопровержимости вступивших в законную силу судебных актов.

Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд.

 Для такого рассмотрения споров в налоговых органах, ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США действуют соответственные службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

-оставить жалобу без удовлетворения;

-отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

-отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

-изменить решение или вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Преимущества административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

- простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

- быстрое рассмотрение жалобы;

- отсутствие необходимости уплаты пошлины;

- обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

 

 

Заключение

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом.

В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

Основной способ защиты прав налогоплательщиков—обращение в налоговые или судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

-отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

 

Список литературы:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета, N° 237, 25.12.1993.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ//СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ//СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

4.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ//СЗ РФ, 02.06.2003, N9 22, ст. 2066.

5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30Л1Л994 № 51-ФЗ//СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ//СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

7.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ//СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.

8.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ//СЗ РФ, 29.07.2002, N9 30,ст. 3012.

9.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ//СЗ РФ, 18.11.2002, № 46,ст. 4532.

10.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ, 07.01.2002,№ 1 (ч. 1), ст. 1.

11.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 М. 63-ФЗ//СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

12.Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ (часть первая)/Под ред. А.Н. Козырина. М.: Кодекс, 2006. Электронная версия: информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

13.Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики М.: Манускрипт, 2003.

14.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2004.

15.Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2006.

16.Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 2005.

17.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М-.: НОРМА, 2005.

18.Белых B.C., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М. :НОРМА, 2004.

19.Брызгалин А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса//Налоговый вестник, 2005, №4.

20.Винницкий Д.В. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. М: НОРМА, 2005.

21.Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: НОРМА, 2005.

22.Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2004.

23.Гаджиев ГЛ., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М.: ФБК-Пресс, 2002.

24.Демин А.В. Финансовое право. М.: Инфра-М, 2005.

25.Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации/Под ред. Е.Ю.Грачевой. М.: Юриспруденция, 2005.

26.Золотые страницы финансового права/Под ред. А.Н. Козырина. Том 1. У истоков финансового права. М.: Статут, 2003.

27.Золотые страницы финансового права/Под ред. АН. Козырина. Том 2. В.А. Лебедев. Финансовое право: Учебник. М.: Статут, 2000.

28.Золотые страницы финансового права/Под ред. А.Н. Козырина. Том 3. И.И. Янжул. Основные начала финансовой науки. М.: Статут, 2002.

29.Золотые страницы финансового права/Под ред. АН. Козырина. Том 4. Финансы и налоги. Очерки теории и политики. М.: Статут, 2004.

30.Крохина Ю.А. Налоговое право России. М.: Норма, 2003.

31.Кучеров И.И, Соловьев И.Н. Проверки налогоплательщиков органами внутренних дел. М.:Центр ЮрИнфоР,2004.

32.Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М.: Центр ЮрИнфоР, 2004.

33.Налоги и налоговое право. Учебное пособие/Под, ред.А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Йресс, 2005.

34.Налоговое право России. Общая часть: Учебник/Отв. ред. НА. Шевелева. М.: Юрист, 2005.

35.Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. М: Статут, 2005.

36. Петрыкин А.А. Практический комментарий к международным соглашениям об избежании двойного налогообложения. М.: Вершина, 2005.

37.Пороло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М.: Гардарика, 2003.

 



Информация о работе Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков