Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Целями данной работы является исследование налоговых правонарушений, налоговых рисков, которые могут возникнуть у хозяйствующих субьектов в процессе развития.
адачи, решаемые в этой работе касаются вопросов налоговых правонарушений действующей налоговой системы. Изучить существующие налоги и специальные налоговые режимы, их отражение в системе действующего налогового законодательства.

Содержание

Введение 3
1.Современная налоговая система и виды правонарушений налогового законодательства 5
1.1 Система налогов в РФ. 5
1.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 11
2. Особенности налоговых правонарушений в современной экономики России 14
2.1 Способы контроля налоговых рисков 14
2.2 Взаимодействие сотрудников налоговых органов со следственными подразделениями полиции в целях раскрытия налоговых правонарушений 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

налоговые правонарушения.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  экономического развития большое внимание уделяется налоговой нагрузке предприятия, оказывающей ощутимое влияние на прибыль, получаемую собственниками предприятия. Результаты финансово-хозяйственной деятельности напрямую зависят от множества факторов, в том числе и от выбора оптимальных условий оформления сделок, снижающих объемы налоговых платежей предприятия. Особое значение имеет так же правильность и своевременность исчисления налогов, а так же определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после удержания налогов.  Свобода выбора поставщика, обслуживающего банка, право создавать дочерние организации - все это наряду с широкими возможностями несет и опасности. Обратившись к российскому налоговому законодательству, мы не найдем в нем упоминаний о том, каким образом следует вести себя налогоплательщику, чтобы не стать объектом преследований из-за своей ненадлежащей осмотрительности. Эти обстоятельства объясняют актуальность данной работы.

Четкая организация  расчетов предприятия по налогам  и сборам обеспечивает стабильную позицию  в условиях постоянно меняющейся рыночной среды. Соблюдение всех законодательных  норм, своевременное и полное исчисление налогов позволяет не только избежать расходов предприятия по уплате налоговых штрафных санкций но и организовать свои сделки с учетом минимально возможных рисков в совершении налоговых правонарушений.

Целями данной работы является  исследование налоговых  правонарушений, налоговых рисков, которые могут возникнуть у хозяйствующих субьектов в процессе развития.

Задачи, решаемые в этой работе касаются вопросов налоговых правонарушений действующей налоговой системы. Изучить существующие налоги и специальные налоговые режимы, их отражение в системе действующего налогового законодательства.

2. Посредством выделения  совокупности элементов описать  налоговую систему и виды правонарушений, связанных с исчислением и уплатой налогов, действующую с настоящее время в Российской Федерации.

 В работе использованы различные материалы специальной, научной и  периодической литературы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Современная налоговая система и виды правонарушений налогового законодательства

 

    1. Система налогов в РФ.

 

Современная налоговая  система в России основывается на классических принципах теории налогообложения: справедливости, определенности, удобстве, рациональности, имея законодательную базу для своего функционирования, учитывая специфику производственного и финансового потенциала национальной экономики, менталитет населения, работает на реализацию цели достижения финансовой независимости страны - стабильные и значительные поступления в бюджет государства.

В современных условиях, налоговая система является главным рычагом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет страны.

В связи с появлением в начале 90-х гг. прошлого века большого количества новых налогоплательщиков с нашей стране вследствие развития различных форм предпринимательской  деятельности создание налоговой системы  предполагало формирование институциональных основ бюджетного процесса:

- продуманной налоговой  политики, переведенной на четкий  язык законодательных и нормативно-правовых  актов;

- организационной структуры  органов налоговой службы, способной  выполнять задачи по наполнению  бюджета страны финансовыми ресурсами;

- осознания населением  страны необходимости уплаты  налогов.

В настоящее время  основным документом, регламентирующим налоговые отношения в нашей  стране является Налоговый кодекс РФ. В соответствии со ст. 75 Конституции  система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом . Таким федеральным законом и является НК РФ. В частности, им устанавливаются такие принципы налоговой системы, как:

1) перечень налогов и сборов, взимаемых с хозяйствующих субъектов в РФ и при внешнеэкономической деятельности;

2) основания и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) порядок установления, введения новых и прекращения  действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) порядок взаимодействия  участников налоговых отношений;

5) виды и способы  налогового контроля;

6) размер ответственности  за совершение нарушений норм  действующего налогового законодательства.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные1.Налоги бывают прямыми и косвенными.

Современные коммерческие предприятия могут применять  обычную систему налогообложения, подразумевающую исчисление и уплату всех установленных законодательством налогов. Так же в современной отечественной налоговой системе существуют специальные режимы налогообложения.

Обычная система налогообложения  предполагает ведение налогового учета  по всем налогам, за исключением тех, по которым хозяйствующий субъект может воспользоваться освобождением или льготами. По ведению налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговый кодекс  допускает возможность выбора среди сроков исчисления и уплаты авансовых платежей, периодов предоставления налоговой отчетности. Для того чтобы выбрать для налогообложения определенный способ учета и налогообложения, субъект предпринимательства оформляет учетную политику по налогообложению. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 Налогового кодекса РФ.

Действующий Налоговый  кодекс РФ устанавливает 4 специальных  налоговых режима. Существующие налоговые  режимы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Специальные  режимы налогообложения.

Специальный налоговый режим

Единый сельскохозяйственный налог

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Соглашения о          разделе       продукции

Особенности исчисления налогов

позволяет заменить    уплатой  единого       сельскохозяйственного налога совокупность   следующих налогов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество.

освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных  налогов, таких как налог на прибыль, налог  на имущество.

заменяет собой уплату налога на прибыль    организаций налога на  имущество.

действуют для  налогоплательщика     только на основа-   нии договора, в соответствии с  которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права    на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр.


 

 

Особенностью исчисления налогооблагаемой базы по ЕНВД является определения размеров налоговых  платежей на основе физических показателей. В таких условиях уходят на задний план расходы предприятия как способ уменьшения налогооблагаемой базы. Всегда актуальной является тема своевременного сообщения налоговой инспекции о начале или окончании деятельности, попадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход. Законодательство предусматривает штраф а несвоевременное сообщение в пятидневный срок о начале деятельности по ЕНВД, в то же время в период приостановления деятельности по ЕНВД предприятие, как правило, все равно уплачивают налог. Это связано с отсутствием разъяснений законодателей по вопросам исчисления данного налога и предоставления отчетности в период приостановки работы предприятия. По прочтении законодательства о ЕНВД складывается впечатление, что при временном прекращении деятельности подпадающей под налогообложение единого налога на вмененный доход предприятие должно предоставлять налоговые декларации по всем существующим налогам. Такая ситуация усложняет положение каждого мелкого торговца или предпринимателя, оказывающего услуги, подпадающие под обложение ЕНВД. В данной ситуации отслеживается неоднозначность норм налогового законодательства в России: с одной стороны ЕНВД призван облегчить бремя налогоплательщика по исчислению и составлению налоговой отчетности, с другой стороны в период приостановления такой деятельности (а многие услуги, облагаемые ЕНВД подвержены резким сезонным колебаниям) плательщик вынужден нести дополнительные временные и материальные затраты по составлению и сдаче налоговой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды налоговых правонарушений  и ответственность за их совершение

 

Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым законодательством установлена налоговая ответственность, к которой могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ). Ответственность по НК РФ наступает в случае, если противоправное деяние физического лица не содержит признаков состава преступления, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Но привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени2.

Законом установлено  четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться  как налоговое правонарушение:

- во-первых, противоправность  действия или бездействия, то  есть несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах;

- во-вторых, виновность  правонарушителя, то есть наличие  у него умысла либо же проявленная  им неосторожность;

- в-третьих, наличие  причинной связи между противоправным  деянием и вредными последствиями;

- в-четвертых, наказуемость  деяния. Если за совершение конкретных  противоправных деяний законодательством  не предусмотрено взыскания, то  наступление ответственности исключается.

Пункт 2 ст. 115 НК РФ устанавливает  специальное правило истечения срока исковой давности взыскания налоговых штрафов, взыскиваемых в условиях одновременного уголовного преследования в отношении виновного лица. Так, согласно п. 2 ст. 115 НК РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Вместе с тем, как указано  в п. 38 Постановления Пленума ВАС  РФ N 5, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций. Подобная позиция подтверждена также в Письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-02-07/90.

Таким образом, в отношении виновного - должностного лица будут действовать  специальные правила, установленные  п. 2 ст. 115 НК РФ, а в отношении самой  организации-налогоплательщика будет действовать общий срок исковой давности, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога3.

Понятие длящегося правонарушения представлено в абз. 2 п. 1 Постановления  Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (ред. от 14.03.1963). Согласно указанному акту длящиеся правонарушения характеризуются непрерывным осуществлением состава определенного неправомерного деяния. Длящееся правонарушение начинается с какого-либо неправомерного действия или с акта преступного действия. Следовательно, длящееся правонарушение можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой преследования.

Информация о работе Налоговые правонарушения