Налоговое

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации с той лишь разницей, что для коммерческих организаций получение прибыли является целью их деятельности, в то время как для некоммерческих организаций главным является осуществление уставной деятельности, но если наряду с уставной деятельностью некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и получают прибыль, то они являются плательщиками налога на прибыль.

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 53.28 Кб (Скачать)

Банки, хотя и  не названы в Кодексе в числе  участников налоговых правоотношений, выполняют в этих отношения немаловажную функцию. Основной обязанностью банков является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых  агентов, иных обязанных лиц относительно перечисления налогов в соответствующие  бюджеты. В Кодексе имеется специальная  глава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками  в отношении  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством, и определяющая ответственность за их совершение. 
 

 Понятие налогового представительства 
 

Налогоплательщик  может участвовать в налоговых  отношениях как лично, так и через  своего законного или уполномоченного  представителя. 

Личное участие  налогоплательщика в отношениях, регулируемым законодательством о  налогах и сборах, не лишает его  права иметь представителя, равно  как участие представителя не лишает налогоплательщика права  участие в указанных правоотношениях. 

Представительство в отношениях, предусмотренном законодательством  о налогах и сборах, -  новшество  в налоговом законодательстве, хотя и до принятия общей части Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик так или иначе выступал в налоговых  правоотношениях не только самостоятельно, но и через своих представителей. 

В соответствии с налоговым законодательством  главной обязанностью налогоплательщика  является своевременная уплата налогов. Как правило, налогоплательщик сам  стремится исполнить все необходимые  действия для уплаты налогов, - самостоятельно  исчислить налог, представить необходимую  документацию в налоговый орган  и.т.д. Но иногда в силу объективных  причин определённые действия выполнить  не возможно или очень затруднительно, например, в случае отдалённости налогоплательщика  от налогового органа и.т.д., и в этом случае плательщик налогов может  прибегнуть к помощи третьих лиц  путём использования института  налогового представительства. 

Вместе с тем  Налоговый кодекс, установив право  налогоплательщика участвовать  в отношениях, регулируемым законодательством  о налогах и сборах, через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства, поэтому в данной ситуации по моему  мнению, можно воспользоваться принципом  аналогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институт представительства разработан довольно детально. 

 В соответствии  со статьёй 182 Гражданского кодекса  Российской Федерации, определяющий  понятие представительства в  гражданском праве, сделка, совершённая  одним лицом  от имени другого   лица в силу полномочия, основанного  на доверенности, указании закона  либо акте уполномоченного на  того государственного орган  или орган местного самоуправления, непосредственно создаёт, изменяет  и прекращает гражданские права  и обязанности представляемого.  Исходя из этого, можно определить  понятие  налогового представительства,  а именно: действия совершённые  одним лицом от имени другого  лица в силу полномочий, основанных  на доверенности, указании закона  либо акте компетентного государственного  органа или органа местного  самоуправления, непосредственно создают,  изменяют и прекращают налоговые  права и обязанности налогоплательщика. 

Порядок оформления статуса налогового представителя  регламентирован ст. 27 и пункт 5 ст. 29 НК Российской Федерации. 

Как указывалось  выше, кроме налогоплательщиков, Кодекс выделяет ещё и других участников налоговых правоотношений, в частности плательщиков сборов под которыми понимается организации и физические лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать сборы; и налоговых агентов, исчисляющих, удерживающих у плательщика налоги и перечисляющих их в соответствующий бюджет.  
 

 Законный представитель налогоплательщика. 
 

Законными представителями  налогоплательщиков – организаций  является лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или её учредительных документов. 

Законным представителями  налогоплательщиков – физических лиц  согласно пункт 2 статьи 27 НК Российской Федерации  признаются лица, выступающие  в качестве его представителей в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.  

  Таким образом,  статья 27 НК Российской Федерации   предусматривает две формы законного  налогового представительства для  организаций – налогоплательщиков  – представительства в силу закрепления статуса представителя в учредительных документов организации и представительства на основании закона. 

В соответствии со статьи 52 ГК Российской Федерации  учредительными документами юридического лица являются его устав и (или) учредительный  договор. Учредительный договор  юридического лица заключается, а устав  утверждается его учредителями (участниками); в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью  юридического лица.  

Вместе с тем, в силу диспозитивности гражданского права в учредительные документы  можно включить и другие сведения, в частности определить в них  налогового представителя, который  будет представлять и защищать интересы, организации – налогоплательщика  в налоговых органах. При указании налогового представителя в учредительных  документах юридического лица последней  будет осуществлять законное налоговое  представительство данной организации. 

Законное налоговое  представительство на основании  закона возможно на государственных  и муниципальных предприятиях, в  государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых  является государство. Для осуществления  такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель  организации-налогоплательщика был  указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного  органа государства или органа местного самоуправления. 

В соответствии с гражданским законодательством  законным представителем физического  лица может являться: 

1.     опекун  физического лица; 

2.     усыновитель несовершеннолетнего  ребёнка; 

3.     родитель несовершеннолетнего ребёнка. 

При законном налоговом  представительстве необходимо учитывать, что законные налоговые представители  физических лиц действуют без  особых полномочий, т.е. для осуществления  ими налогового представительства  им необходимо иметь только документы, подтверждающие их статус законного  представителя. Таковыми являются: 

1.     для родителей  - паспорт с отметкой  о рождении ребёнка (детей); 

2.     для усыновителей – решение  суда или органа записи актов  гражданского состояния  об  усыновлении (удочерении); 

3.     для опекунов – решение суда  об установлении опеки. 

Согласно статьи 28 НК Российской Федерации любые  действия (бездействия)законных представителей организации-налогоплательщика признаются действиями (бездействиями) представляемой организации, т.е.как в случае, если бы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия). 

Так, требование об уплате налога и сбора может  быть вручено под расписку налоговым  органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному  представителю. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направления требования. 

При аресте налогоплательщика  налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному  представителю присутствовать при  этом. Аналогичные права имеет  налоговый представитель и при  проведении осмотра, при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получении копии  решения налогового органа  о  применении налоговых санкций. 

Необходимо так  же учитывать, что в соответствии со статьёй 106 НК Российской Федерации  при определении налогового правонарушения установлено, что таковым признаётся виновно совершённое противоправное деяние не только налогоплательщика, но и его представителей. 

Так, в частности, согласно статьи 119 НК Российской Федерации  при нарушении срока представлении  налоговой декларации или иных документов налогоплательщик несёт ответственность  даже в том случае, когда такое  нарушение допущено его представителем. 
 

 Уполномоченные представители. 
 

Уполномоченным  представителем признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком  представлять его интересы в отношения с  налоговыми органами, иными участниками  налоговых отношений (ст. 29 НК Российской Федерации). Указанную норму следует  применять с поправкой на упомянутые положения Налогового Кодекса  о  законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, в соответствии с НК Российской Федерации признаётся не уполномоченным, а законным представителем организации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НК Российской Федерации  действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые  в связи с участием этой организации  в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействиями) самой организации[1]. Уполномоченное налоговое представительство  может быть как возмездным, так  и безвозмездным в зависимости  от того, к какому соглашению придут стороны – налогоплательщик  и его представитель.  

Для осуществления  налогового представительства физическими  лицами необходимо, чтобы они к  моменту налогового представительства  были полностью дееспособными, т.е. достигли установленном законом  возраста. Уполномоченными представителями  плательщиков налогов могут быть граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями  налогоплательщика могут быть как  индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица, так и физические лица, не обладающих правовым статусом. 

Уполномоченным  представителем налогоплательщика  могут быть и юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и.т.д.) и не коммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды  и.т.д.). Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, поэтому  налоговое представительство будет  носить преимущественно возмездный характер. Основание возмездного  налогового представительства может  служить, например, договор на оказание возмездных юридических услуг, договор на оказание консультационных услуг и.т.д. 

Некоммерческие  организации могут осуществлять уполномоченное налоговое представительство, как за определённое вознаграждение, так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Необходимо обратить внимание на то, что уполномоченные представители налогоплательщика  могут представлять интересы последнего в отношениях не только с налоговыми органами, но и иными участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, например налоговыми агентами, сборщиками налогов и.т.д. 

Представление интересов налогоплательщика  в  арбитражном суде  и суде общей  юрисдикции  Налоговым кодексом не регулируется, и право на судебное представительство не распространяется. В данном случае на до руководствоваться гл. 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.5 ГПК Российской Федерации. 

Перечисленные в пункте 2 статьи 29 НК Российской Федерации  лица являются представителями власти и служащими правоохранительных или контролирующих органов, поэтому  должны представлять в налоговых  правоотношениях исключительно  интересы государства. Чтобы исключить  личную (материальную) зависимость, данные субъекты выведены из круга лиц, имеющих  право осуществлять уполномоченное представительство налогоплательщиков. 

Кроме того, в  вышеуказанном пункте лица, в силу ограничений законодательства, регулирующих деятельность данных должностных лиц, не вправе заниматься иной деятельностью, кроме профессиональной, за исключением  преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью. 

<

Информация о работе Налоговое