Налоговое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является раскрытие понятия налогового законодательства, отражение изменений происходящих в налоговом законодательстве причин таких изменений и их последствий. В связи с названной целью задачей настоящей курсовой работы является:
Раскрытие понятие и состава налогового законодательства
Уяснение приоритета Налогового кодекса над другими источниками налогового законодательства
Отображение значимых изменений произошедших в налоговом законодательстве с момента принятия части первой Налогового кодекса

Содержание

Введение
1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права
1.1. Понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий "законодательство о налогах и сборах" и "налоговое законодательство"
1.2. Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах
2. Налоговое законодательство в Российской Федерации
2.1. Состав налогового законодательства
2.2. Последние изменения произошедшие в налоговом законодательстве РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

Налоговое законодательство

Содержание курсовой работы:

Введение  
1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права  
1.1. Понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий "законодательство о налогах и сборах" и "налоговое законодательство" 
1.2. Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах  
2. Налоговое законодательство в Российской Федерации  
2.1. Состав налогового законодательства  
2.2. Последние изменения произошедшие в налоговом законодательстве РФ  
Заключение  
Список использованной литературы 

Введение

Налоговое законодательство в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и  общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными  обязанными лицами. 
Весь массив налогового законодательства складывается и регулируется источниками налогового права. Проблема источников налогового права еще недостаточно разработана юридической наукой. Возможно, одну из причин этого следует искать в нечеткости самого понятия "источник права". 
С.Ф. Кечекьян отмечал, что интересующее нас понятие "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением".  
Российские правоведы под источниками права чаще всего понимают форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы ; 
"резервуар", в котором пребывают юридические нормы . 
Ведя речь об источниках налогового права, под таковыми мы, естественно, понимаем именно формальные источники. 
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права. 
Именно из источников налогового права и складывается весь массив налогового законодательства. 
Надо сказать, что само налоговое законодательство играет огромную роль как для человека – определенного субъекта, так и для государства в целом, ведь от того насколько четко и правильно регулируются отношения между субъектами налогового права, зависит общая картина складывающаяся в налоговой системе государства. 
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие понятия налогового законодательства, отражение изменений происходящих в налоговом законодательстве причин таких изменений и их последствий. 
В связи с названной целью задачей настоящей курсовой работы является: 
Раскрытие понятие и состава налогового законодательства  
Уяснение приоритета Налогового кодекса над другими источниками налогового законодательства  
Отображение значимых изменений произошедших в налоговом законодательстве с момента принятия части первой Налогового кодекса

 
1. Законодательство о налогах  и сборах, как центральная категория российского налогового права

1.1. Понятие и состав законодательства  о налогах и сборах. Соотношение категорий "законодательство о налогах и сборах" и "налоговое законодательство"

Вопрос о  составе, системе и структуре как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права. От решения этого вопроса зависит вообще все построение любой национальной налоговой системы . 
Российское законодательство о налогообложении, действовавшее до 1 января 1999 года, т.е. до принятия первой части Налогового кодекса РФ , и в первую очередь Закон РФ от 27 декабря 1992 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", данный вопрос практически не решало. Однако даже несистемные упоминания в этом Законе о "законодательных актах" и о неких "правовых актах" по вопросам налогообложения, уже тогда сформировали общеупотребительный термин "налоговое законодательство", хотя состав и уровень нормативных правовых актов и норм, входящих в категорию "налоговое законодательство" определен не был. 
Данное обстоятельство вызывало в науке и на практике многочисленные теоретические дискуссии и судебные споры. Правоприменительная практика по этому вопросу в ряде случаев складывалась крайне противоречиво и непоследовательно. 
Не случайно, что, принятая в 1998 году, первая часть НК РФ, попыталась решить данную проблему в первоочередном порядке - и именно в самой первой своей статье. Однако необходимо отметить, что при принятии НК РФ законодатель отказался от систематизации налогового законодательства путем инкорпорирования норм ранее принятых законов РФ о налогообложении. Напомним, что систематизация законодательства - это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения . Инкорпорация - вид систематизации законодательства, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе. Данное обстоятельство, на практике привело к тому, что ранее действующие разъяснения налоговых органов, касающиеся исчисления и уплаты некоторых налоговых платежей, не смогли стать применимы . 
Вместе с тем НК РФ сам термин "налоговое законодательство" принципиально не использует и не применяет, в отличие от иных отраслей права. Например, в Гражданском кодексе РФ , термин "гражданское законодательство" непосредственно присутствует в ст. 3 ГК РФ. НК РФ применяет иную терминологию - в подп. 6 ст. 1 НК РФ указано, что по всему тексту НК РФ, для обозначения законов и иных нормативных актов, которые непосредственно регулируют отношения в сфере налогообложения, используется термин - "законодательство о налогах и сборах". Однако "налоговое законодательство" как категория налогового права окончательно не исчезло и до сих пор широко применяется на практике. 
В этой связи необходимо отметить, что "законодательство о налогах и сборах" и "налоговое законодательство" - термины нетождественные. Сам НК РФ эти понятия никак не объединяет, что позволяет сделать вывод о том, что в состав налогового законодательства, которое имеет общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), так и нормативные правовые акты органов государственного управления (ст. 4 НК РФ). 
Хотя первоначально, ст.4 проекта НК РФ непосредственно предполагало введение термина "налоговое законодательство" . Так, планировалось отнести к налоговому законодательству не только НК РФ и соответствующие федеральные налоговые законы, но и нормативные акты, принятые Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, службами и т.д.). Однако законодателем была избрана иная конструкция, призванная обозначить систему и структуру системы правовых актов и норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения. 
Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с конституционным принципом разделения властей, ст. 1 НК РФ устанавливает категорию "законодательства о налогах и сборах". Данное положение было предопределено неслучайно. В отличие от гражданского законодательства, которое находится в исключительном ведении РФ (подп. "о" ст. 71 Конституции РФ), установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (подп. "и" п. 1 ст. 71 Конституции РФ). 
Причем категория законодательства о налогах и сборах, категория системная. Ст. 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в РФ: 
- НК РФ (как нормативно правовой акт высшей юридической силы); 
- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ; 
- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ; 
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, приятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. 
Категория "законодательство о налогах и сборах" имеет непосредственно практическое значение. Действие многих положений и норм НК РФ непосредственно взаимоувязано с действием норм законодательства о налогах и сборах. Так, о "законодательстве о налогах и сборах", как конкретной правовой категории упоминается в ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 38, 44, 45, 56, 58, 62, 68, 73, 74, 75, 80, 88, 100, 102, 106, 113, 114, 119, 123 первой части НК РФ. Данный термин постоянно фигурирует и во второй части НК РФ. 
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, несмотря на четкую правовую норму ст. 1 НК РФ о составе законодательства о налогах и сборах, в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ неожиданно упоминается о неких "иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах". Однако в связи с тем, что содержание этого понятия в НК РФ не раскрыто, и оно больше нигде в НК РФ не упоминается, то мы считаем, что в данном случае эти "иные" акты, содержащие налоговые нормы применяться не должны, так как они вообще не могут регулировать налоговые отношения. Это обусловлено так же и положениями ст. 2 НК РФ, в которой четко сказано, что соответствующие отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержаться в иных нормативных актах, не отвечающим требованиям ст. 1 Кодекса. 
Кроме того, как следует из содержания ст.1 НК РФ, нормативные акты органов исполнительной власти в состав "законодательства о налогах и сборах" не входят. Их применение в регулировании налоговых отношений осуществляется в специальном порядке, который определяется НК РФ и, в частности, ст. 4 НК РФ. 
Именно поэтому, в случаях, когда исполнительные органы государственной власти вмешиваются в компетенцию, определяемую законодательством о налогах и сборах исключительно для законодательных (представительных) органов государственной власти, судебные органы выносят свои решения в пользу налогоплательщиков. Например, как было указано в одном из судебных решений Верховного Суда РФ в компетенцию главы субъекта РФ - губернатора, не входит установление стоимости патента для субъектов малого предпринимательства. Подобное право предоставлено только органам государственной власти субъекта РФ . 
В другом случае, было установлено, что срок представления налоговой декларации по одному из местных налогов установлен не нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а, постановлением главы города. Как указал арбитражный суд, в данном случае акт главы города нельзя рассматривать в качестве акта законодательства о налогах и сборах. Поэтому нарушение срока предоставления налоговой декларации по местному налогу, который установлен постановлением главы администрации, не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ .

1.2. Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства  о налогах и сборах

Особо хотелось бы отметить, что НК РФ в п. 1 ст. 1 установил  принцип правового приоритета (верховенства) НК РФ в системе законодательства о налогах и сборах. Т.е. НК РФ имеет  безусловный приоритет не только перед региональными и местными нормативно-правовыми актами о налогообложении, но и перед иными федеральными законами о налогах и сборах. О  таком приоритете свидетельствует, в частности, положение п. 1 ст. 1 НК РФ о "принятых в соответствии с  ним" (т.е. НК РФ) федеральных законах. Таким образом, все федеральные  законы, принятые не "в соответствии с НК РФ", не могут регулировать налоговые отношения, так как  не входят в состав законодательства РФ о налогах и сборах. 
Данное положение представляется обоснованным, так как Кодекс, как кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений , является наиболее предпочтительной формой налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения . 
Принимаемые в соответствии с НК РФ федеральные законы могут касаться только вопросов, недостаточно полно урегулированных НК РФ. Однако широкое применение практики принятия федеральных законов, принятых в соответствии с НК РФ с учетом общей концепции всеобщности и универсальности НК РФ представляется не совсем обоснованным. Как указывают В.Г. Пансков и В.Г. Князев, формирование второй части НК РФ должно завершиться к началу 2005 года. После принятия остальных глав второй части НК РФ он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в РФ. В перспективе, с 2005 года только НК РФ будет регулировать практически все вопросы налогообложения в РФ: от взаимоотношений государственных органов налогового контроля и налогоплательщиков и до порядка расчета и уплаты установленных в нем налогов  
В п. 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание НК РФ, которое определено в 7 подпунктах данного пункта, а также установлено, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в РФ могут быть установлены только НК РФ. 
Данные положения соответствуют ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ, согласно которым в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения и сборов находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. 
Таким образом, из п. 2 ст. 1 НК РФ непосредственно следует, что актом, который определяет и устанавливает самые важные правовые элементы российской налоговой системы, может выступать только сам НК РФ. Принятие других федеральных законов по этим вопросам недопустимо. 
Данное, весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут приниматься федеральные законы по вопросам, указанным в подп. 1-7 п. 2 ст. 1 НК РФ, применяться должны исключительно нормы НК РФ. Иными словами, внесение каких-либо изменений в действующую налоговую систему допустимо только путем принятия прямых поправок в НК РФ. 
Так, О.А. Красноперова по этому поводу пишет, что к федеральным законам, принятым в соответствии с НК РФ относятся исключительно законодательные акты, вносящие в НК РФ изменения и дополнения . 
Любые федеральные законы, так или иначе связанные с налогообложением, должны основываться на нормах НК РФ, должны быть производными от них и приниматься в развитие НК РФ (принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах).

2. Налоговое законодательство в  Российской Федерации

2.1. Состав налогового законодательства

Налоговое законодательство Российской Федерации включает: 
а) прежде всего сам НК (как общую, так и специальную части НК); 
б) принятые в соответствии с НК федеральные законы о налогах и сборах; 
в) федеральные законы и иные нормативные правовые акты (например, инструкции МНС РФ (а после его упразднения - Минфина РФ), изданные по отдельным налогам), действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу (он дан в ст. 2 Закона N 147-ФЗ). Они продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК, однако подлежат приведению в соответствие с ней (ст. 7 Закона N 147-ФЗ); 
г) изданные до введения в действие части первой НК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам, которые согласно НК могут регулироваться федеральными законами. И эти акты продолжают действовать впредь до принятия соответствующих федеральных законов (абз. 2 ст. 7 Закона N 147-ФЗ). 
Анализ правил п. 2 ст. 1 НК позволяет сделать ряд весьма важных выводов: 
а) НК прежде всего устанавливает систему налогов и сборов ("Н и С"), взимаемых в федеральный бюджет, т.е. для этих "Н и С" НК является единственным актом непосредственного, прямого применения. Причем законодатель особо подчеркнул: НК устанавливает систему "Н и С", взимаемых в федеральный бюджет (но не во внебюджетные фонды); 
б) НК устанавливает также общие принципы налогообложения не только в РФ в целом, но и в отношении региональных "Н" и "С", местных "Н" и "С". Некоторые принципы указаны в п. 2 ст. 1 НК, но есть и другие, например: принцип приоритета норм международных договоров по вопросам налогообложения (ст. 7 НК); принцип презумпции невиновности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК); принцип недопустимости нарушения единого экономического пространства РФ при налогообложении (п. 4 ст. 3 НК) и др., соблюдение которых обязательно при введении того или иного регионального или местного налога и (или) сбора; 
в) НК устанавливает, в частности: 
1) виды "Н" и "С", взимаемых в РФ. При этом к "Н" и "С", взимаемым в РФ, относятся: федеральные "Н" и "С", "Н" и "С" субъектов РФ, местные "Н" и "С"; 
2) основания возникновения (изменения, прекращения) "Н и С" и порядок исполнения обязанностей по уплате Н" и С". В частности, в нормах НК подробно определяются: порядок исчисления налога (ст. 52 НК); правила надлежащего исполнения обязанности по уплате "Н и С" (ст. 45 НК); исполнение обязанности по уплате "Н и С" при ликвидации организации (ст. 49 НК) либо при реорганизации юридического лица (ст. 50 НК); исполнение этой обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица (ст. 51 НК); порядок взыскания Н" и С" за счет имущества налогоплательщика (ст. 46, 47 НК); 
3) принципы установления, введения в действие, прекращения действия ранее введенных "Н и С" субъектов РФ, а также местных "НиС"; 
4) права и обязанности: 
налогоплательщиков  
налоговых органов  
других участников отношений, регулируемых законодательством о "Н и С". К последним, в частности, относятся: налоговые агенты, таможенные органы, госорганы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, финансовые органы, иные уполномоченные органы; 
5) формы и методы налогового контроля. Основные формы налогового контроля: 
налоговые проверки (в том числе и выездные) (ст. 87-89 НК); 
получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц (ст. 82, 100, 119 НК); 
проверка данных учета и отчетности (ст. 80, 81, 83, 84 НК); 
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (ст. 92 НК). 
К методам контроля относятся, в частности, анализ налоговых деклараций (ст. 80 НК), проведение встречных, повторных, выборочных, сплошных проверок; 
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (ст. 106 НК). При этом НК определяет: 
круг лиц, подлежащих ответственности за налоговое правонарушение (ст. 107 НК); 
общие условия привлечения к ответственности за такие правонарушения (ст. 108, 109, 113, 115 НК); 
обстоятельства, смягчающие и отягчающие либо исключающие ответственность (ст. 111, 112 НК); 
налоговые санкции (ст. 114, 115 НК); 
конкретные виды налоговых правонарушений и виды ответственности за них (ст. 116-129 НК); 
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (ст. 137-139 НК). Учитывая многочисленные споры прошлых лет, законодатель установил, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает по общему правилу исполнения обжалуемого акта или действия (бездействия). 
В п. 3 статьи 1 НК содержится очень важное для правильного применения норм НК правило: к отношениям по установлению, введению и взиманию сборов правила НК применяются лишь постольку, поскольку это прямо предусмотрено в самом НК . Пункт 3 ст. 1 вводится в действие только после полной отмены Основ (т.е. после 1 января 2005 г.). 
Пункт 4 ст. 1 НК существенно отличается (в лучшую сторону) от правил aбз. 2 ст. 1 Основ: во-первых, он исходит из того, что именно представительные (а не любые) органы власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты о "Н и С"; во-вторых, законодательство субъектов РФ о "Н и (или) С" может регулировать вопросы по введению, отмене, взиманию "Н и С", а не сводится лишь к установлению дополнительных льгот (это вытекает из систематического анализа ст. 1, 12 НК); в-третьих, особо подчеркивается, что законодательство о "Н и С" субъектов РФ принимается в соответствии с самим НК (а не в целом с законодательством РФ). 
Правилами п. 5 ст. 1 НК установлено, что только представительные органы местного самоуправления (Советы, городские (районные) собрания, управы и т.д.) вправе принимать нормативные акты в области "Н и С" и только в соответствии с нормами НК (см. также коммент. к ст. 12, 15, 16 НК). 
Исключительное значение для правильного применения большинства норм НК имеют правила п. 6 ст. 1 НК. Их анализ приводит к следующим выводам: 
а) НК отличает понятие "законодательство РФ о налогах и сборах" от понятия "законодательство о налогах и сборах". Последнее включает также: 1) законодательство субъектов РФ о "Н и С", 2) нормативные акты представительных органов местного самоуправления о "Н и С"; 
б) если в той или иной статье применяется словосочетание "законодательство о налогах и сборах" , то имеется в виду весь комплекс нормативных правовых актов в области "Н и С", а не только те акты, которые принимаются на уровне РФ . 
Властные отношения, возникающие в связи с "Н и С", регулирует законодательство о "Н и С". К сожалению, до сих пор многие предприниматели апеллируют (в спорах с налоговыми органами) к нормам ГК. Это неправомерно. Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК к имущественным отношениям (а многие отношения, складывающиеся в области "Н и С", безусловно, являются имущественными), основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством . 
Круг отношений, регулируемых законодательством о "Н и С", очерчен достаточно четко. К ним относятся отношения: 
по установлению "Н и С". Следует учесть, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам; 
по введению "Н и С". Дело в том, что налог, установленный в соответствии со ст. 17 НК, может быть введен не сразу, а спустя некоторое время; 
по взиманию "Н и С". При этом речь идет как о добровольной уплате плательщиком "Н и С", так и случаях взыскания "Н и С" и списания Н" и С"; 
возникающие в процессе налогового контроля (например, в ходе учета налогоплательщиков и снятия с учета (ст. 83-86 НК), проведения налоговых проверок (ст. 87-89, 100 НК), анализа данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий плательщиков и т.п. (ст. 92, 99 НК); 
возникающие в ходе привлечения плательщиков к ответственности за налоговые правонарушения. 
В абз. 2 ст. 2 НК содержатся исключительно важные правила, позволяющие установить, в каких случаях подлежат применению нормы НК, а в каких - нормы ТК. Нужно иметь в виду, что по общему правилу: 
а) к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей (к последним относятся таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ, сборы за таможенное оформление, сборы за хранение товаров, сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование) применяются нормы ТК; 
б) нормами ТК следует руководствоваться в ходе (процессе) контроля за уплатой таможенных платежей. В частности, подлежат применению нормы ТК, устанавливающие: основы для исчисления таможенной пошлины, таможенных сборов (ст. 318-321 ТК); круг плательщиков таможенных платежей (ст. 328 ТК); сроки и порядок уплаты таможенных платежей, а также отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей (ст. 329, 333-336 ТК, ст. 63 НК); меры обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 337-347 ТК); валюту уплаты таможенных платежей (ст. 123 ТК, ст. 45 НК); 
в) нормы ТК регулируют и привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. 
Нормы НК применяются к отношениям, связанным с уплатой таможенных пошлин и сборов, только если это прямо предусмотрено в НК. Но если в той или иной статье НК предусмотрено правило, которое отличается от правил, содержащихся в ТК, то для целей налогообложения приоритет имеют нормы НК.

2.2. Последние изменения произошедшие в налоговом законодательстве РФ

В наименовании ст. 1 Кодекса понятие "представительные органы местного самоуправления" заменено на понятие "представительные органы муниципального образования". Данное изменение призвано унифицировать  использование муниципально-правовой терминологии в российском законодательстве и является отражением проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления. Так, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" употребляется именно термин "представительный орган муниципального образования". 
Вместе с тем уточнение термина в данном случае не является принципиальным, поскольку представительный орган муниципального образования является одновременно и органом местного самоуправления. 
Также следует отметить, что термин "представительные органы муниципальных образований" уже был ранее введен в отдельные положения Кодекса Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ. 
Из п. 2 ст. 1 Кодекса исключено достаточно жесткое положение о том, что "Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет". Согласно новой редакции указанного пункта Кодекс устанавливает систему всех налогов и сборов в России - взимаемых как в федеральный бюджет, так и в иные бюджеты, входящие в бюджетную систему государства. 
На первый взгляд, прежняя редакция была более близка по смыслу к конституционной норме, закрепленной в ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, согласно которой "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом". 
В то же время вряд ли было бы обоснованным упрекнуть федерального законодателя в том, что, внося указанное изменение в п. 2 ст. 1 Кодекса, он вышел за рамки своих конституционных полномочий. Следует отметить, что еще в Постановлении от 21.03.1997 г. N 5-П Конституционный Суд РФ при толковании норм Конституции РФ вывел принцип единства налоговой системы, из которого вытекает, что все взимаемые в РФ налоги и сборы могут устанавливаться только федеральным законом, каковым и является НК РФ. 
В подп. 3 п. 2 ст. 1 и в п.4 ст. 1 Кодекса исключено упоминание о сборах субъектов РФ и местных сборах. Данные изменения отражают реально сложившуюся в настоящее время систему налогов и сборов, поскольку как таковые сборы в понимании п. 2 ст. 8 Кодекса сегодня установлены и взимаются только на федеральном уровне (по сути таких сбора только три: сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина). Не случайно ст. 14 и ст. 15 Кодекса именуются "Региональные налоги и" "Местные налоги" соответственно, а ст. 13 - "Федеральные налоги и сборы". 
Иными словами, в современной налоговой системе России сборов субъектов РФ и местных сборов просто нет. 
В то же время внесенные изменения являются довольно фрагментарными, поскольку в некоторых нормах Кодекса все-таки сохранилось упоминание о региональных и местных сборах (например, в п. 5 ст. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 21 Кодекса). 
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоя

Информация о работе Налоговое законодательство