Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

1.Понятие налогового планирования

 

В последнее время всё более  распространенным способом повышения  эффективности предпринимательской  деятельности становится оптимизация  налоговых платежей, налоговое планирование.

 

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Экономия на налогах с помощью  использования законных методов  налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Налоговое планирование включает в  себя в зависимости от правомерности  конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию) деятельность.

Налоговое планирование связано с  определенными предпринимательскими рисками, степень которых зависит  от качества и нормативной обоснованности налогового планирования.

 

Налоговое планирование – это совокупность правомерных и обоснованных действий и решений налогоплательщика, направленных на построение оптимальной модели хозяйствования с целью снижения налоговой нагрузки.

 

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

 

Налоговый Кодекс РФ указывает, что  «налогоплательщик имеет право  использовать налоговые льготы при  наличии оснований и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах».

 

В основе налогового планирования лежит  максимально полное и правильное использование всех установленных  законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых  органов и учет основных направлений  налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

разработку учетной политики предприятия;

правильное и полное использования  всех установленных законом льгот;

оценка возможностей получения  отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Для российских предпринимателей налоговое  планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание.

 

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

 

Для достижения обозначенной цели налоговое  планирование призвано решать целый  ряд задач, направленных на минимизацию налоговой нагрузки:

 

 

1. Определение направлений хозяйственной  деятельности, соответствующих требованиям  и интересам собственников бизнеса.

  2. Выбор территории ведения  бизнеса исходя из действующей  на данной территории налоговой системы, ставок налогов и налоговых льгот.

  3. Выбор формы предпринимательской  деятельности (индивидуальный предприниматель,  юридическое лицо либо интегрированная  структура (корпорация, холдинг)).

  4. Определение системы налогообложения.

  5. Построение организационной структуры бизнеса:

- организация управления (единоличный  исполнительный орган либо управляющая  организация);

- организация непрофильной деятельности (наем собственного персонала  либо привлечение услуг аутсорсинга);

- определение правового статуса территориально обособленных структурных подразделений (филиальная система либо создание самостоятельных юридических лиц (холдинговая система)).

  6. Выбор вида гражданско-правового  договора и определение его  налоговых последствий для отдельной хозяйственной операции.

  7. Оптимальное оформление конкретной  хозяйственной операции либо  совокупности взаимосвязанных хозяйственных  операций.

  8. Организация финансовых потоков  и денежных расчетов за реализуемые  товары (работы, услуги).

 

2.Виды налогового планирования:

 

1.В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и оперативное (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

 

 

Стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

 

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

 

Элементы данного вида планирования:

выбор наиболее выгодного с точки  зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений  и руководящих органов;

выбор организационно-правовой формы  организации и ее организационно-хозяйственной  структуры.

 

Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

 

Элементы текущего планирования:

использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

использование оптимальных форм договоров;

разработка учетной политики для  целей оптимизации налогообложения.

Элементы и этапы налогового планирования

Элементами налогового планирования являются:

Налоговый календарь, предназначенный  для четкого прогнозирования  и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления  отчетности в целях недопущения  нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;

Стратегия оптимизации налоговых  обязательств, в соответствии с которой  разрабатывается четкий план реализации;

Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев  дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;

Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения  оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в  целях адекватного налогового планирования;

Налоговые льготы и организация  сделок;

Рациональное размещение активов  и прибыли организации.

 

2. В зависимости от  формы предпринимательской деятельности

Налоговое планирование деятельности ИП

Налоговое планирование деятельности организаций

Налоговое планирование консолидированной группы налогоплательщиков

3. В зависимости от стадий хозяйственной деятельности

Налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор  формы предпринимательской деятельности, территории ведения бизнеса, системы  налогообложения)

Налоговое планирование на стадии развития бизнеса

Налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной  деятельности

Налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса

4. Исходя из объемов  хозяйственной деятельности

Налоговое планирование малого бизнеса

Налоговое планирование среднего бизнеса

Налоговое планирование крупного бизнеса

Способы налогового планирования

использование пробелов законодательства;

применение налоговых льгот;

выбор формы деятельности;

правильное формирование учетной политики;

применение офшоров;

изменение срока уплаты налогов;

правильная организация сделок;

лоббирование;

прогнозирование изменений налогового законодательства.

 

3.Этапы налогового планирования

 

Налоговое планирование — сложный  многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

 

На первом этапе, решается вопрос о  выборе наиболее выгодного с налоговой  точки зрения места расположения как самого предприятия, так и  его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

 

На втором этапе производится выбор  оптимальной для конкретных целей  деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы  предпринимательства без образования  юридического лица.

 

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

 

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов  и прибыли предприятия, имея в  виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

 

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют  место лишь один раз, в то время  как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

Правила и риски налогового планирования

 

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных  при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

 

Первое: следует избегать статуса  резидента в стране получения  наибольших доходов, если при налогообложении  доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

 

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а  не прибылей.

 

Третье: при сравнении налоговых  режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

 

Четвертое: не следует спешить с  инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

 

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

 

Риски налогового планирования

 

Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

 

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем  законодательстве не всегда можно найти  четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

 

Отсутствие законодательно установленных  пределов налоговой минимизации  влечет целый ряд негативных последствий:

Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.

В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.

С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

 

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.


Информация о работе Налоговое планирование