Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об¬ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос¬новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо¬шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 238.69 Кб (Скачать)

 

Рис. 1.Система налогообложения  доходов физических лиц в России и алгоритм расчета суммы налога к уплате

2.5 Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в  статьях 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.

Лица, на которых не возложена  обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 НК РФ, до конца  налогового периода налогоплательщики  обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах  в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение  календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой  подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 НК РФ, и выезде его  за пределы территории Российской Федерации  налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его  пребывания в текущем налоговом  периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок  представления которых определен  настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных  дней с момента подачи такой декларации.

В налоговых декларациях  физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим  пунктом, источники их выплаты, налоговые  вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода  авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ, а также доходы, при получении  которых налог полностью удержан  налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых  вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.

2.6 Обеспечение соблюдения положений главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими  лицами в налоговом периоде, предоставленных  физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов  в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту  своего учета сведения о доходах  физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную  систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые  утверждены федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о  полученных физическими лицами доходах  и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

2.7 Порядок взыскания и возврата налога

Излишне удержанная налоговым  агентом из дохода налогоплательщика  сумма налога подлежит возврату налоговым  агентом на основании письменного  заявления налогоплательщика.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем  известным ему факте излишнего  удержания налога и сумме излишне  удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику  излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом  за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему  Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику  излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной  форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика  в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом  в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления  возврата излишне удержанной и перечисленной  в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику  в срок, установленный настоящим  пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту  своего учета заявление на возврат  налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему  Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом  в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и  перечисленной в бюджетную систему  Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне  удержанной и перечисленной в  бюджетную систему Российской Федерации  им с налогоплательщика суммы  налога налоговый агент вправе осуществить  возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган  о возврате излишне удержанной с  него и перечисленной в бюджетную  систему Российской Федерации ранее  налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой  декларации по окончании налогового периода.

Возврат суммы налога налогоплательщику  в связи с перерасчетом по итогу  налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации  производится налоговым органом, в  котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой  декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента  Российской Федерации в этом налоговом  периоде, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного  погашения этими лицами задолженности  по налогу в порядке, предусмотренном  статьей 45 НК РФ.

2.8 Устранение двойного налогообложения

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством  других государств суммы налога с  доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежание двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения  налоговых вычетов или иных налоговых  привилегий налогоплательщик должен представить  в налоговые органы официальное  подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым  Российская Федерация заключила  действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Создание Налогового кодекса  преследовало много целей. Одной  из них является выведение высоких  доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для  достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и  социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как  задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут  быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

 

 

В зависимости от места  формирования источника выплаты  налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются  с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете  точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются  путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся  также таможенные пошлины. Главная  особенность косвенных налогов  заключается в том, что их тяжесть  перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Федеральные налоги и сборы 

Налог на добавленную стоимость - косвенные

Акцизы – косвенные

Налог на доходы физических лиц - прямой

Единый  социальный налог - прямой

Налог на прибыль организаций - прямой

Налог на добычу полезных ископаемых - прямой  

Водный  налог - прямой

Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов - прямой

Государственная пошлина - косвенный

Региональные  налоги 

Налог на имущество организаций - прямой     

Налог на игорный бизнес - косвенный

Транспортный  налог - прямой

Местные налоги 

Земельный налог - прямой

Налог на имущество физических лиц  - прямой

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ветрова В. Л. Налог на доходы физических лиц. Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ. – М.: Издательство: Вершина, 2005 г.
  2. Карсетская Е. Налог на доходы физических лиц. – М.: Изд.: АйСи Групп, 2009 г
  3. Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97», 2006. – 200 с.
  4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под редакцией А.Н. Козырина. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 656 с.
  5. Методические рекомендации по применению гл. 23 ч. 2 НК РФ, утверждены Приказом МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415
  6. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 1 и 2, от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010)
  7. Приказ МНС РФ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440@
  8. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583
  9. Семенихин В. В. Налог на доходы физических лиц. Большой справочник налогоплательщика. – СПб.: Ай Пи Эр Медиа, СПС ГАРАНТ, 2009 г.

Информация о работе Налоговая система