Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

В современных условиях оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей его повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………..3
Глава 1. Налоговая система РФ, её сущность и принципы…………….………5
1.1 Понятие и сущность налогов и налогообложения………………………………5
1.2 Виды налогов и сборов……………………………………………………………9
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………….15
Глава 2. Особенности систем налогообложения в странах с рыночной экономикой…………………………………………………………………….…….20
2.1 Особенности построения налоговой системы США…………………………..20
2.2 Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………...…………..27
Список литературы……………………………………………...…………………29

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 

Источник: Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. С 201.

 

 

Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения - налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990-х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% - штатами и местными органами власти. Объект обложения определяется в 3 этапа.

1. Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой выручки от реализации и всех внереализационных доходов и расходов.

2. Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т.д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.

3. После вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительный этап связан с решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После «фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%, фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. – 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2%) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

Ставки подоходного налога, введенные в соответствии с планом президента США Б. Клинтона, представлены в табл. 2.2.

Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% - это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4-8%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу.

 

Таблица 2.2

Ставки подоходного налога

Налогооблагаемый доход, тыс. долларов

Сумма налога, тыс. долларов

1. Одинокие налогоплательщики

0-22,1

15%

22,1-53,5

3,315 + 28% > 22,1

53,5-115

12,107 + 31% > 53,5

115-250

31,172 + 36,0% > 115

Более 250

79,722 + 39,6% > 25

2. Семейные налогоплательщики, заполняющие совместную декларацию

0-36,9

15% дохода

36,9-89,15

5,535 + 28% > 36,9

89,15-140

20,16 + 31% > 89,15

140-250

5,9 + 36% > 140

Более 250

75,5 + 39,6% > 250

3. Главы семейств

0-29,6

15% дохода

29,6-76,4

4,44 + 28% > 29,6

76,4-127,5

17,544 + 31% > 76,4

127,5-250

33,385 + 36% > 127,5

 

77,485 + 39,6% > 25

 

Источник: Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. С 296

 

 

Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество (property tax), который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

 

2.2 Сравнительная характеристика и возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы

 

Налоговая система не должна создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам (как юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. Для решения данной задачи необходимы два основных условия: во-первых, обеспечить вычет сумм процентов, уплаченных за пользование заемными ресурсами, при определении налоговой базы; во-вторых, исключить из налогового законодательства положения, связанные с налоговыми рисками в случае привлечения налогоплательщиком заемных ресурсов. Используемый налоговый режим может увеличивать стоимость их привлечения (в случае частичного включения в расходы, учитываемые при налогообложении), либо, напротив, стимулировать заимствования на кредитном рынке или рынке ценных бумаг (путем создания льготного порядка налогообложения).

В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению на расходы процентов за пользование заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (то есть 14,3%), а по валютным кредитам - 15%. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.

Необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в США, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

1. Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, «отпугнуть» деловых партнеров.

3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

4. Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.

5. На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.

7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.

8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

9. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

В настоящее время в России в целом существует оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов. Отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Практически во всех странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации