Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития.
1.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………………………………5
1.2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики……………………………………………………..….12
II. Реформирование структуры налогов……………………………………..15
2.1.Налоговыереформы и перспективы налогового обложения…………….15
2.2. Действующая налоговая система………..………………………………19
2.3 Пути совершенствования системы налогообложения РК……………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

курсовая Налоги.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

В конце прошлого века, пока не получил особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

Говоря о позитивных и отрицательных сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов местных предпринимателей.

Подводя итог можно сказать, что мы ни в коем случае не должны отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но обращаться с ними следует очень аккуратно, как с мощным орудием воздействия на экономические процессы. Соотношение же их на разных этапах развития должно меняться.

В ходе налоговой реформы были приняты прямо противоположные меры.

Противоречивость налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью задач, которые приходилось решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Действующая налоговая система

 

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов.

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

- спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;

- тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;

- утечке капиталов за рубеж;

- криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

Целью экономических реформ должно стать не разрушение экономики, а процесс созидания, наращивание национального богатства Казахстана, повышение благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач

2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику

3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы

4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно

5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания

6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса

7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.

8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов

9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

В статье рассмотрена лишь часть проблем реформирования налоговой системы Казахстана с точки зрения повышения эффективности казахстанской экономики и учета мировых экономических процессов. Но это, на мой взгляд, именно те основополагающие предложения, без реализации которых невозможно вывести страну из того тупика, в который ее завели нынешние неореформаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2.3 Пути совершенствования системы налогообложения РК

 

Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех  видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания.

Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.

За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.

В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.    

Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан  он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).

Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль.

Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

- устойчивость и сбалансированность бюджета;

- формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;

- обеспечение широкомасштабных инвестиций;

- всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.

В межгосударственных двухсторонних экономических связях часто возникает проблема двойного налогообложения, затрагивающая в первую очередь интересы тех физических и юридических лиц, которые получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны).

Для Республики Казахстан в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям иностранные инвесторы освобождаются или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным ставкам.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок,  количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,   особенно в период перехода  Казахской экономики к рыночным  отношениям,   а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема  реформы налогообложения.

Информация о работе Налоговая система РК