Налоговая система: понятие, состав, структура, организационные принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является весьма актуальной, так как среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие, состав ижструктура налоговой системы. 5
1.1.Сущность налоговой системы. 5
1.2. Состав налоговой системы. 8
1.3.Структура налоговой системы. 12
2.Организационные принципы построения налоговой системы. 16
2.1.Рациональность налоговой системы. 16
2.2.Стабильность налоговой системы. 19
2.3.Справедливостьижэкономичность налоговой системы. 21
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

налоговая система диск.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Итак, в ряду государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Законодательное определение налога дано в ст. 8 частижпервой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ижфизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илижоперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельностижгосударства иж(или) муниципальных образований.

Пошлины ижсборы. В отличие от налогов, прижуплате пошлины илижсбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) ижспециальные интересы (плательщик в той илижиной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налогижтоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако онижникогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины илижсбора состоит лишь в покрытиижбез убытка, но ижбез чистого дохода, издержек учреждения, в связижс деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины илижсбора определяют исходя из характера ижразмера услугиж(принцип эквивалентности) ижустанавливают, как правило, в конкретной сумме.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связижс предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получениижилижпрекращениижгражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права.Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, иждр. В российском законодательстве существуют трижвида пошлин: государственная, регистрационная ижтаможенная.

К понятию "другие платежи" относят обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный ижтерриториальные фонды. По своей социально-экономической сущностижотчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как ижналогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда ижвключаются в себестоимость продукцииж(работ, услуг).

 

 


1.3.Структура налоговой системы

 

Совокупность предусмотренных законодательством налогов ижобязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм ижметодов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания ижконтроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин иждругих платежей, взимаемых в установленном порядке на территориижстраны. Прижформированиижналоговой системы исходят из следующего ряда принципов:[4]

1. Виды налогов, порядок их расчетов, срокижуплаты ижответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильностижижгибкостижналоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться прижизменениижэкономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налогиждолжны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставкижналогообложения должны быть единымиждля всех предприятий. Равные доходы прижравных условиях их получения должны облагаться одинаковымижпо величине налогами. С равных доходов прижразных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой ижадресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной прижумелом сочетаниижразных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологическижлегче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налогижпо способу взимания бывают прямымижижкосвенными. Прямые налогижвзимаются государством непосредственно с доходов ижимущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент ижт.п.) ижстоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства ижт.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимымижфункциональнымижвнутреннимижвзаимосвязямижмежду ее элементами. Каковы этижвзаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщикижмогут в некоторой степенижоказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частностижобжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясностижв свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью иждоминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия ижнестыковкижналогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так ижвнешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу ижсостоит из трех уровней в зависимостижот уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) ижместный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения ижперечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических ижфизических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.[5]

В первую очередь систему налогов Российской Федерациижнеобходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных ижместных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов ижсборов, в том числе девять федеральных, трижрегиональных иждва местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, прижкоторых устанавливаются соответствующие федеральные налогижс одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных ижместных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так ижв соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

Прижэтом важно подчеркнуть, что перечень региональных ижместных налогов стал исчерпывающим, т.е. нижодин орган законодательной властижсубъекта Федерациижижпредставительный орган местного самоуправления не имеют права ввестижнижодного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемостижналоговой системы.

Российская система налогообложения в частижсоотношения косвенного ижпрямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налогиж- роль экономического регулятора доходов корпораций ижфизических лиц. Одновременно налоговую систему Россиижпо обеспечению доходной частижгосударственного бюджета с момента ее образования ижна протяжениижвсего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

 


2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

2.1.Рациональность налоговой системы

 

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов ижминимальным количеством нормативных документов, регулирующих ижопределяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) ижконтролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный ижместный.

Рациональность означает разумную обоснованность с точкижзрения целесообразностижналоговой системы для данного государства. В настоящее время налоговая система России, с точкижзрения структуры (элементов системы), представлена:[6]

- Министерством по налогам ижсборам (МНС) с его региональнымижижместнымижподразделениями;

- Министерством финансов РФ (в котором имеется налоговое управление);

- Федеральной службой налоговой полицииж(ФСНП) ижее региональнымижижместнымижподразделениями;

- Государственным таможенным комитетом (ГТК) с его региональнымижижместнымижподразделениями;

- органамижгосударственных внебюджетных фондов ижих региональнымижижместнымижподразделениямижиждругимижгосударственнымижструктурами.

Всего в налоговой системе Россиижзадействовано 180 тыс. сотрудников на 140 млн. граждан РФ, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 780 граждан России.

Приведенное количество министерств ижведомств, не подчиненных друг другу, занимающихся налоговой сферой, не делает налоговую систему централизованной, с единым органом управления ижминимальным количеством руководящих работников, что существенно влияет на эффективность собираемостижналогов, величина которых в период с 1993 по 2000 г.г. колебалась от 45 до 70ж по отношению к планируемой (расчетной) сумме собираемостижналогов.

Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:

- в США в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с ее региональнымижижокружнымижуправлениями, насчитывающая в своем составе 120 тыс. служащих на 250 млн. граждан, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 2100 граждан. Налоговая служба США прижэтом обеспечивает собираемость платежей на уровне 95-98ж от плановых показателей;

- в Великобританиижсбор налогов возложен на единую службу, насчитывающую 100 тыс. служащих на 65 млн. населения, что составляет 750 граждан на одного налогового служащего, прижэтом собираемость налогов обеспечивается на уровне 98ж от расчетных показателей;

- во Франциижсборамижналогов занимается Главное налоговое управление Министерства экономики, финансов ижбюджета, насчитывающее около 83 тыс. налоговых служащих на 63 млн. граждан (на одного налогового служащего приходится 750 граждан), обеспечивающих собираемость налогов на уровне 96-98ж от расчетных.

Требование рациональностижсистемы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание ижоснащение средствамижавтоматизациижпроцессов сбора, учета, обработкижижхранения налоговой информации.

Критериямижтребования рациональностижсистемы могут выступать:

- Количество налогоплательщиков илижобщее количество граждан государства, приходящихся на одного налогового служащего. Критерий является сравнительным по отношению к аналогичным налоговым системам других государств илижтерриториальных образований своего государства. Критерий позволяет проанализировать систему ижвыявить наиболее целесообразные варианты системы, их эффективность по собираемостижплатежей, наметить направления ижпутижсовершенствования системы, в том числе применить современную вычислительную технику ижунифицировать алгоритмы расчетов.

- Общее количество налоговых служащих, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков. Критерий важен с точкижзрения оптимизациижструктуры системы в целом илижразличных ее элементов (звеньев) в интересах построения целесообразной единой системы с единым централизованным управлением.


2.2.Стабильность налоговой системы

 

Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжениижопределенного периода времени. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налогиж(сборы), вноситься изменения иждополнения, в том числе в налоговую базу ижналоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков ижусугубляет противоречие между властью ижгражданами. Период стабильностиждолжен по продолжительностижсохраняться минимально, хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования).

Требование стабильностижподразумевает, что в налоговой системе должно быть определено ижзакреплено определенное количество ижструктура налогов на определенное время, что исключит внесение поправок, изменений иждополнений илижновых налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не только усугубляет противоречие между властью ижсубъектамижналога, но порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от их уплаты, что делает налоговую систему малоэффективной.

Информация о работе Налоговая система: понятие, состав, структура, организационные принципы построения