Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации безвозмездный платёж. Платёж этот в обязательном порядке осуществляют в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это отнюдь не означает, что те, кто их уплачивает, получают что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………4
Введение……………………………………………………………………………..5
1.Теоретические аспекты функционирования налоговой системы государства
1.1 Налоги, их функции, классификация и виды…… … … … … … … … … …6
1.2 Содержание, структура и принципы налогообложения…… .………………11
1.3 Сущность и инструменты бюджетно-налоговая политики … … … … … ...13
2. Динамика структуры и основных характеристик налоговой системы РФ
2.1 Эволюция налоговой системы………………………………………………….19
2.2 Анализ состояния современной налоговой системы РФ……………………..21
2.3 Противоречия и пути совершенствования
действующей в РФ налоговой системы……………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………………....36

Работа содержит 1 файл

налоговая система как инструмент государственного регулирования.doc

— 220.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

                                                                                                                                     С.

Реферат………………………………………………………………………………4 

Введение……………………………………………………………………………..5 

1.Теоретические  аспекты функционирования налоговой системы государства 

1.1  Налоги, их функции, классификация и виды…… … … … … … … … … …6

1.2  Содержание, структура и принципы налогообложения…… .………………11

1.3  Сущность и инструменты бюджетно-налоговая политики … … … … … ...13 

2. Динамика структуры и основных характеристик налоговой системы РФ 

2.1 Эволюция налоговой системы………………………………………………….19

2.2 Анализ состояния  современной налоговой системы РФ……………………..21

2.3 Противоречия  и пути совершенствования

действующей в  РФ налоговой системы……………………………………………26 

Заключение…………………………………………………………………………..34 

Список использованной литературы……………………………………………....36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Курсовая  работа содержит 35 страниц, 2 таблицы, 27 источников. 

Перечень  ключевых слов: налог, виды налогов, функции налогов, элементы налоговой системы, налоговая ставка, налоговые льготы, прямые и косвенные налоги, налогоплательщик, налоговая система. 

Объект  исследования: налоговая система РФ. 

Цель  работы: рассмотреть особенности налоговой системы, как инструмента государственного регулирования.

 

Методы  исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, экономико-математическое моделирование. 

Полученные  результаты: выявлены особенности налоговой системы, как инструмента государственного регулирования и их функционирование на основе общих теоретических предпосылок. 

Область применения: при формировании и реализации налоговой политики, в учебном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Теоретические  аспекты функционирования

     налоговой системы государства

     1.1 Налоги, их функции, классификация и виды 

    В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации безвозмездный платёж. Платёж этот в обязательном порядке осуществляют в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это отнюдь не означает, что те, кто их уплачивает, получают что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

    В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть новой стоимостью в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределённая с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

    Именно  поэтому налоги жизненно необходимы: с их помощью государственная  власть воздействует на многие, в том числе и экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определённые виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платёжеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

    И хотя налоги чаще вызывают возмущение, нежели одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

    Общественное  назначение налогов проявляется  главным образом в их функциях. Можно рассмотреть четыре основные функции налоговых выплат:

    Регулирующая  функция – основана на государственном регулировании, осуществляемом в двух основных направлениях:

  1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит в определении так называемых «правил игры», то есть разработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано.
  2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы граждан, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном,  выгодном обществу русле.

    Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами – путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций, осуществление народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

    Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

    Стимулирующая функция – реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). С их помощью государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других отраслей освобождается от налогообложения.

    А не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению соц. проблем.

    Преференции устанавливаются, как правило, в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определённой номенклатуры, которые на отечественных предприятиях не производятся либо изготавливаются в недостаточных объёмах. Преференциональный импортный режим распространяется в отношении товаров, производимых в развивающихся странах. Список товаров и стран определяется федеральным правительством.

    Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоёмкие и фондоёмкие отрасли с длительным сроком окупаемости затрат:железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции.

    Распределительная функция налоговой системы носит социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Достигается это путём установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

    Фискальная функция. Она состоит в формировании денежных доходов государства посредством изъятия части доходов предприятий и граждан. Деньги в этом случае необходимы государству на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых людей, инвалидов. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (это многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо помогает тем отраслям, чьи доходы недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и др.).

    Важно отметить, что подобное разграничение  функций налоговой системы во многом носит условный характер. Все эти функции в реальной практике не выступают пригодными для единичного рассмотрения, они почти всегда переплетаются между собой и осуществляются одновременно.

    Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить  количество их видов пока не имели  успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

    Налоги  делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся  на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

    Прямые  налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.

    Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

    Виды  налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.

    Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на рубль имущества и т. д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

      
 

 
 
 
 

 

 
 

Рис. 1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги. 

      T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов

     Y – доход

    Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственного регулирования